Лента новостей
Наше будущее – цифровое и платформенное
Дискуссия о фундаментальном понимании роли и места адвокатуры в правоприменительной системе и системе общественного устройства
«Главное – это адвокатская деятельность и те, кто ею занимается»
Фото о событии
Мнения
Как корабль назовете, так корабль и поплывет
Интервью
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Досрочное прекращение полномочий Совета адвокатской палаты инициируется только Советом Федеральной палаты
11 августа в смешанном формате состоялось очередное заседание Совета ФПА РФ
Совет ФПА РФ рассмотрел дисциплинарные дела в отношении четырех адвокатов, заключения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам (далее – КЭС, Комиссия) по 9 жалобам на решения советов региональных палат о прекращении статуса адвоката. В одном случае Совет согласился с выводом Комиссии о наличии оснований для изменения решения и применения иной меры дисциплинарной ответственности. Кроме того, Совет ФПА РФ утвердил заключения Комиссии ФПА РФ по согласованию места допуска к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката и принял решения по некоторым другим вопросам.
Дисциплинарная практика
Вице-президент ФПА РФ Олег Баулин доложил о поступлении в Совет ФПА РФ четырех дисциплинарных дел в отношении адвокатов, являвшихся членами Совета региональной адвокатской палаты и неоднократно не посещавших заседания Совета. Рассмотрев данные дела, Совет ФПА РФ принял решение о наличии в действиях (бездействии) адвокатов, без уважительных причин не принимавших участие в заседаниях Совета Адвокатской палаты, нарушений норм п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 9 Кодекса профессиональной этики адвоката.
Заключения КЭС
Следующим вопросом повестки заседания стало рассмотрение заключений Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам.
В обсуждении участвовали президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, первый вице-президент ФПА РФ Евгений Семеняко, вице-президент ФПА РФ Вадим Клювгант, президент ПА Самарской области Татьяна Бутовченко, президент АП Челябинской области Иван Казаков, президент АП Свердловской области Игорь Михайлович, президент АП Пермского края Павел Яковлев, президент АП Новосибирской области Андрей Жуков.
Заместитель председателя КЭС Василий Раудин и заместитель председателя КЭС Александр Орлов доложили суть восьми жалоб на решения советов адвокатских палат о прекращении статуса адвоката. По всем этим жалобам были приняты заключения КЭС об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Совета Адвокатской палаты. Совет ФПА согласился с этими решениями КЭС.
Заместитель председателя КЭС Александр Орлов доложил о еще одной жалобе на решение Совета адвокатской палаты. В этом случае КЭС, исследовав обстоятельства дела, пришла к выводу, что речь может идти о малозначительности совершенного адвокатом проступка и о применении к ней несоразмерной меры дисциплинарной ответственности.
В связи с этим Комиссия, направляя заключение и дисциплинарное дело в Совет Федеральной палаты адвокатов, предложила изменить обжалуемое решение Совета Адвокатской палаты и применить к адвокату меру дисциплинарного реагирования, не связанную с прекращением статуса адвоката. Президент Адвокатской палаты, членом которой являлась адвокат, не согласился с заключением КЭС. Тем не менее Совет ФПА подтвердил вывод Комиссии по этике и стандартам, однако признал, что высказывания адвоката умаляют авторитет адвокатуры, и изменил меру дисциплинарного взыскания на предупреждение.
Проект изменений в закон о БЮП
Вице-президент ФПА РФ Олег Баулин доложил о появлении проекта федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», предполагающего создание в каждом субъекте РФ государственного юридического бюро. Отметив, что создание параллельной структуры, оказывающей БЮП, угрожает адвокатуре, Олег Баулин поставил вопрос о конституционности такой законодательной инициативы, поскольку только общие принципы организации органов публичной власти могут утверждаться государством. В данном же случае речь идет о частных интересах, имеющих публичное значение, и потому государство берет на себя несвойственные ему функции. Олег Баулин предложил Совету ФПА РФ выразить отрицательное отношение к этому законопроекту.
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко отметил, что речь фактически идет о создании «прообраза государственной адвокатуры», которая не будет полезна государству и обществу.
В обсуждении этого вопроса приняли также участие Валерий Анисимов и Михаил Толчеев. Они поддержали позицию докладчиков.
Проект документа, содержащего правовую позицию ФПА РФ в отношении данного законопроекта, будет выслан в региональные палаты.
Вопросы адвокатских палат субъектов РФ
По вопросам Адвокатской палаты Республики Хакасия выступили первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев и вице-президент ФПА РФ Ирина Кривоколеско.
Рассмотрев запрос, поступивший от президента АП Республики Хакасия Павла Двигуна, Совет ФПА обратил внимание на то, что Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит ряд взаимосвязанных правовых норм, находящихся в системном единстве между собой и нормами регулирования корпоративных отношений, которые определяют особенности организации адвокатского сообщества для эффективной реализации возложенных на адвокатуру задач.
В частности, в соответствии с п. 2 и п. 4 ст. 31 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации при его первоначальном формировании избирается общим собранием (конференцией) членов адвокатской палаты и в дальнейшем подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть. Досрочное прекращение полномочий действующего совета по основаниям, предусмотренным Законом, возможно только по решению Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Указанные нормы Закона носят императивный характер и не могут быть изменены или дополнены корпоративными актами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 31 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» избрание президента палаты отнесено к исключительной компетенции совета адвокатской палаты. В силу публично-правового статуса адвокатской палаты и возложенных на нее законом публичных функций данная норма не может рассматриваться как право, реализуемое по собственному усмотрению. Уполномоченный орган адвокатского сообщества, к компетенции которого отнесено избрание президента палаты, обязан реализовать это полномочие в целях надлежащего обеспечения деятельности совета и осуществления им возложенных на него законом функций. Исполнение обязанностей президента допустимо только временно и только в ситуации невозможности их осуществления избранным в соответствии с требованиями закона президентом.
Закон не относит избрание президента палаты к компетенции общего собрания (конференции) адвокатов, за исключением случая, определенного п. 6.1. ст. 31. К тому же повестка дня общего собрания (конференции) адвокатов формируется советом адвокатской палаты. Таким образом, «требование о рассмотрении внеочередным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты и об избрании нового состава совета может быть внесено исключительно Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в предусмотренном п. 4 ст. 31 Закона порядке и только при наличии предусмотренных указанной нормой оснований».
Совет ФПА РФ констатировал, что надлежащее исполнение советом адвокатской палаты требований Закона, даже вопреки незаконному решению общего собрания (конференции) адвокатов, к таким основаниям отнесено быть не может.
* * *
Информацию по вопросам Адвокатской палаты Ярославской области и Адвокатской палаты Оренбургской области представили президент ФПА РФ Юрий Пилипенко, первый вице-президент ФПА РФ Михаил Толчеев.
Юрий Пилипенко отметил, что из АП Ярославской области получено благодарственное письмо, в котором отмечается роль ФПА РФ в стабилизации ситуации в областной палате, где уже избраны Совет и президент.
* * *
Что касается исполнения предписания Совета ФПА Совету Адвокатской палаты Оренбургской области от 26 апреля 2022 г. № 119-04/22-АП об обеспечении надлежащего исполнения требований закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», то Совет ФПА РФ констатировал, что в настоящее время Советом АП Оренбургской области выполняются все публичные функции, возложенные Законом на Совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Таким образом, указанное выше Предписание Совета ФПА Советом Адвокатской палаты Оренбургской области исполнено в полном объеме, имевшиеся нарушения требований закона устранены.
Перечень вопросов для экзаменационных билетов
Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина доложила Совету ФПА РФ вопрос о внесении с 1 сентября 2022 г. изменений в Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена у лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката (для устного собеседования).
О согласовании новых редакций Правил региональных палат
Руководитель Департамента разработки, внедрения и эксплуатации КИС АР Юлия Корухова вынесла на согласование Совета ФПА РФ изменения региональных Правил назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве. Такое согласование требуется, если предполагается существенная правка. Совет согласовал изменения в соответствующих документах четырех адвокатских палат.
Место допуска к сдаче квалификационного экзамена
Исполнительный директор ФПА РФ, секретарь Совета ФПА РФ Оксана Сергеева представила решения Комиссии ФПА РФ по согласованию места допуска к сдаче квалификационного экзамена на приобретение статуса адвоката. Она сообщила, что за период, прошедший после предыдущего заседания Совета ФПА РФ, поступило 69 заявлений. Комиссия рассмотрела все поступившие заявления. По 57 заявлениям место сдачи экзамена было согласовано. Совет ФПА РФ утвердил представленные на его рассмотрение решения Комиссии.
Константин Катанян