Лента новостей

6 декабря 2024 г.
Единая понятийная база, безусловно, нужна
В Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол «Развитие законодательства в цифровой сфере: актуальные проблемы и перспективы»
6 декабря 2024 г.
Поблагодарили за активность
Депутат Государственной Думы ФС РФ Татьяна Буцкая вручила благодарственные письма молодым адвокатам
6 декабря 2024 г.
«Пепеляев: фирменный стиль»
6 декабря 2024 г. отмечает 60-летие адвокат АП Московской области Сергей Геннадьевич Пепеляев

Мнения

Оксана Садчикова
2 декабря 2024 г.
Корпоративное мероприятие «со смыслом»
Об организации празднования 160-летия со дня учреждения российской присяжной адвокатуры «Собрание сословия присяжных поверенных Тифлисской и Новочеркасской судебных палат. XXI век»

Интервью

Грани профессионального мастерства
6 декабря 2024 г.
Сергей Пепеляев
Грани профессионального мастерства
6 декабря управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», адвокат АП Московской области Сергей Пепеляев отмечает 60-летие

Барьеры для региональных законопроектов

20 июня 2018 г. 11:02

В Совете Федерации обсудили неэффективность законодательных инициатив, внесенных представительными органами субъектов Федерации


Представители Федерального Собрания, региональных органов государственной власти и научного сообщества собрались в Москве на круглый стол по проблеме «Реализация права законодательной инициативы законодательными органами государственной власти субъектов РФ». Федеральную палату адвокатов РФ представлял советник президента Игорь Каляпин.

Заседание открыл и провел член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин. Он сформулировал главную проблему, которую предстояло обсудить, и предложил некоторые пути ее решения.

Известно, что региональные парламенты довольно активно пользуются правом законодательной инициативы на федеральном уровне. Однако принимается лишь небольшая часть законопроектов, поступивших от органов представительной власти субъектов РФ. Это объясняется, как считают эксперты, не только низким качеством разрабатываемых на местах документов, но также тем, что порой проекты законов отражают интересы лишь небольшой территории, то есть одного или нескольких регионов, а не всей страны.

В результате за период с 1995 по 2018 г. из почти 7000 законопроектов, внесенных законодательными органами государственной власти субъектов РФ, стали федеральными законами лишь 540, что составляет всего 7,8%.

По словам Александра Башкина, на то есть «достаточное количество объективных причин», но необходимо досконально разобраться, почему это происходит и какие меры могут быть приняты, чтобы ситуация изменилась.

Хотя отрицательное заключение Правительства РФ формально не препятствует принятию закона, чаще всего негативный отзыв становится практически непреодолимым барьером для регионального законопроекта. Очень часто проекты отклоняются по техническим причинам. Это означает, что законодательным собраниям нужна консультативная поддержка, чтобы подготовить юридически безупречный документ. Кроме того, велики сроки рассмотрения законодательных инициатив «снизу», тогда как проекты, поступившие из Кремля и Белого дома, принимаются гораздо быстрее. Сенатор выразил надежду, что в результате обсуждения найдутся подходы, которые упростят работу над законопроектами, рожденными в регионах России.

Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко обратил внимание на отсутствие у депутатов законодательных собраний «четкого понимания позиций других интересантов», например Администрации Президента РФ или Правительства РФ, что не позволяет принять многие инициативы. Причем часто дело даже не доходит до обсуждения в Совете Федерации и уж в совсем редких случаях применяется вето Президента РФ. Чаще всего законопроект просто возвращают субъекту законодательной инициативы, то есть он не выходит даже на первое чтение.

Алексей Диденко отметил роль Совета законодателей, поддержка которого позволяет увеличить шансы на принятие региональных законопроектов. Совет законодателей, созданный по инициативе Совета Федерации, содействует продвижению региональных законодательных инициатив и постепенно становится реальным субъектом формирования целостной системы российского законодательства.

Представители законодательных органов власти регионов рассказали свои истории, наглядно демонстрирующие непростую судьбу законопроектов, родившихся в региональных парламентах. Звучали и конструктивные предложения. Председатель Законодательного Собрания Приморского края Александр Ролик предложил сократить сроки рассмотрения законопроектов, особенно если они поддержаны Советом законодателей и Правительством РФ. А заместитель председателя Законодательного Собрания Кировской области Владимир Костин попросил дополнительную помощь в налаживании горизонтальных связей между регионами, чтобы появилась возможность оценить значимость законопроекта для других субъектов РФ.

Принявшие участие в обсуждении представители академической науки и адвокатского сообщества проанализировали причины низкой результативности законопроектов и призвали региональные парламенты максимально использовать в своей работе потенциал представителей экспертного сообщества, в том числе и для внесения предложений по изменению федерального законодательство. В частности, предлагается внести дополнение в ст. 6 Федерального закона № 184-ФЗ, предусматривающее право законодательных органов субъектов РФ вносить законодательные инициативы в форме поправок к законопроектам. Все это, по мнению выступавших, позволит лучше понять проблемы, стоящие перед населением нашей страны и вносить конструктивные законодательные предложения, подкрепленные авторитетом ведущих юристов и экономистов России.

Поделиться