Лента новостей

17 июня 2019 г.
Площадка для дискуссии, обмена опытом, открытого и продуктивного диалога
С 12 по 15 августа в Ульяновской области пройдет IX Международный молодежный форум «ЮрВолга-2019»
14 июня 2019 г.
Суд должен быть беспристрастен
Защита добилась изменения подсудности по уголовному делу адвоката Лидии Голодович
14 июня 2019 г.
Юбилей липецкой адвокатуры
14 июня в Липецке состоялось торжественное празднование 65-летия адвокатуры Липецкой области

Мнения

Анна Михайлова
17 июня 2019 г.
Повысить правовую культуру граждан
О соглашении в области правового просвещения между АП Псковской области и областным Комитетом по образованию

Интервью

О ПМЮФ, ПМЭФ и цифровизации адвокатуры
17 июня 2019 г.
Елена Авакян
О ПМЮФ, ПМЭФ и цифровизации адвокатуры
Интервью у Елены Авакян берет редактор сайта ФПА РФ Сергей Гусев

Барьеры для региональных законопроектов

20 июня 2018 г. 11:02

В Совете Федерации обсудили неэффективность законодательных инициатив, внесенных представительными органами субъектов Федерации


Представители Федерального Собрания, региональных органов государственной власти и научного сообщества собрались в Москве на круглый стол по проблеме «Реализация права законодательной инициативы законодательными органами государственной власти субъектов РФ». Федеральную палату адвокатов РФ представлял советник президента Игорь Каляпин.

Заседание открыл и провел член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Башкин. Он сформулировал главную проблему, которую предстояло обсудить, и предложил некоторые пути ее решения.

Известно, что региональные парламенты довольно активно пользуются правом законодательной инициативы на федеральном уровне. Однако принимается лишь небольшая часть законопроектов, поступивших от органов представительной власти субъектов РФ. Это объясняется, как считают эксперты, не только низким качеством разрабатываемых на местах документов, но также тем, что порой проекты законов отражают интересы лишь небольшой территории, то есть одного или нескольких регионов, а не всей страны.

В результате за период с 1995 по 2018 г. из почти 7000 законопроектов, внесенных законодательными органами государственной власти субъектов РФ, стали федеральными законами лишь 540, что составляет всего 7,8%.

По словам Александра Башкина, на то есть «достаточное количество объективных причин», но необходимо досконально разобраться, почему это происходит и какие меры могут быть приняты, чтобы ситуация изменилась.

Хотя отрицательное заключение Правительства РФ формально не препятствует принятию закона, чаще всего негативный отзыв становится практически непреодолимым барьером для регионального законопроекта. Очень часто проекты отклоняются по техническим причинам. Это означает, что законодательным собраниям нужна консультативная поддержка, чтобы подготовить юридически безупречный документ. Кроме того, велики сроки рассмотрения законодательных инициатив «снизу», тогда как проекты, поступившие из Кремля и Белого дома, принимаются гораздо быстрее. Сенатор выразил надежду, что в результате обсуждения найдутся подходы, которые упростят работу над законопроектами, рожденными в регионах России.

Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко обратил внимание на отсутствие у депутатов законодательных собраний «четкого понимания позиций других интересантов», например Администрации Президента РФ или Правительства РФ, что не позволяет принять многие инициативы. Причем часто дело даже не доходит до обсуждения в Совете Федерации и уж в совсем редких случаях применяется вето Президента РФ. Чаще всего законопроект просто возвращают субъекту законодательной инициативы, то есть он не выходит даже на первое чтение.

Алексей Диденко отметил роль Совета законодателей, поддержка которого позволяет увеличить шансы на принятие региональных законопроектов. Совет законодателей, созданный по инициативе Совета Федерации, содействует продвижению региональных законодательных инициатив и постепенно становится реальным субъектом формирования целостной системы российского законодательства.

Представители законодательных органов власти регионов рассказали свои истории, наглядно демонстрирующие непростую судьбу законопроектов, родившихся в региональных парламентах. Звучали и конструктивные предложения. Председатель Законодательного Собрания Приморского края Александр Ролик предложил сократить сроки рассмотрения законопроектов, особенно если они поддержаны Советом законодателей и Правительством РФ. А заместитель председателя Законодательного Собрания Кировской области Владимир Костин попросил дополнительную помощь в налаживании горизонтальных связей между регионами, чтобы появилась возможность оценить значимость законопроекта для других субъектов РФ.

Принявшие участие в обсуждении представители академической науки и адвокатского сообщества проанализировали причины низкой результативности законопроектов и призвали региональные парламенты максимально использовать в своей работе потенциал представителей экспертного сообщества, в том числе и для внесения предложений по изменению федерального законодательство. В частности, предлагается внести дополнение в ст. 6 Федерального закона № 184-ФЗ, предусматривающее право законодательных органов субъектов РФ вносить законодательные инициативы в форме поправок к законопроектам. Все это, по мнению выступавших, позволит лучше понять проблемы, стоящие перед населением нашей страны и вносить конструктивные законодательные предложения, подкрепленные авторитетом ведущих юристов и экономистов России.

Поделиться