Лента новостей

26 апреля 2024 г.
Задача – создать единую информационную систему
В Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол «Повышение эффективности института коллективных исков: вопросы оптимизации требований законодательства и внедрения цифровой платформы»
26 апреля 2024 г.
Пробел в нормативном регулировании вопросов выплаты вознаграждения предлагается устранить
Минюст корректирует стадию возмещения процессуальных издержек

Мнения

Роман Ахметов
25 апреля 2024 г.
Цифровой образ адвоката
Об участии в Конкурсе адвокатских сайтов – 2023 в качестве члена жюри

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

«Адвокат должен быть готов к состязательности и уметь держать удар»

31 мая 2019 г. 15:36

Вице-президент ФПА РФ Светлана Володина – о тонкостях профессии


В День российской адвокатуры вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ, вице-президент Адвокатской палаты Московской области, заведующая кафедрой адвокатуры Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Светлана Володина рассказала в интервью «SkillsNet» о предназначении профессии, проблемах адвокатской практики, о том, как построить карьеру выпускнику юридического вуза. «Skillsnet» – это общероссийская социальная сеть деловых контактов, проект Федеральной службы по труду и занятости (Роструд).

– Светлана Игоревна, как бы Вы определили предназначение профессии адвоката в современном обществе?

– Предназначение адвокатуры не меняется с момента ее создания – это оказание юридической помощи. Помимо представительства по гражданским делам, главной ее функцией, конечно, всегда была и остается защита. Каждому, кто оказался один на один с предъявленным обвинением, государство предусматривает гарантированную Конституцией защиту, и эту функцию осуществляет адвокатура. В современном обществе виды юридической помощи остаются прежними, но охватывают больше направлений. Нет отраслей науки или производства, сфер в искусстве, спорте или бизнесе, где бы не требовалась юридическая помощь. Эту потребность покрывают адвокаты.

– Какие проблемы адвокатской практики сегодня находятся в зоне особого внимания Федеральной палаты адвокатов?

– Как и всегда, нас волнует качество работы адвокатов, которое, по нашему мнению, по нескольким критериям может быть улучшено. Выделю три проблемы.

В первую очередь, хочется, чтобы реальная защита получала живой отклик на свою деятельность. Речь даже не о базовых вещах, таких как количество оправдательных приговоров, и не о том, как удовлетворяются ходатайства адвокатов, а в общем о роли адвоката в уголовном процессе. Мы хотим, чтобы она была значимая, фактическая, а не формальная. Конечно, для следователя и суда менее затратны процессы в особом порядке, когда обвиняемый все признает, и здесь трудно говорить о какой-то роли адвоката. Но ни одну проблему в адвокатской деятельности не решить без изменения подходов в правоприменении. А для этого необходима реальная состязательность в процессе и абсолютная независимость суда в первую очередь.

Во-вторых, все-таки защитники по назначению не всегда максимально «выкладываются», а нам хотелось бы, чтобы качество работы по назначению и по соглашению было абсолютно одинаково. Мы стремимся к этому сближению. К счастью, практически решена проблема «карманных адвокатов».

Также в зоне внимания остается проблема неурегулированности рынка юридических услуг. 10 лет назад руководство Минюста заявило о намерении навести порядок в этой сфере и объединить в рамках адвокатуры всех тех, кто занимается частной юридической практикой. С этой целью был разработан и опубликован для общественного обсуждения проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, но до сегодняшнего дня он так и не утвержден Правительством. Мы не можем не обращать внимания на то, что лица с разным уровнем знаний и этических канонов представляют интересы граждан в суде. Государство должно обезопасить граждан от неквалифицированных юридических услуг.

– Верно ли, что у адвокатов, так же как у врачей, есть своя специализация? Или адвокат может взяться за любое дело?

– «Общетерапевтическая» направленность адвокатской деятельности встречается в регионах – там, где нет запроса на узкоспециализированных представителей в судах, в частности, по делам об интеллектуальных правах, ценных бумагах, банкротстве. Другая ситуация в больших городах. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, в городах-миллионниках эффективнее практиковать по специализации.

Ко мне достаточно часто обращаются люди, нуждающиеся в помощи адвоката. Никто не ищет просто «хорошего адвоката». Спрашивают, кто занимается ценными бумагами, товарными знаками, защитой чести и достоинства и т.д. В целом, адвокатура движется в этом направлении, и это правильная тенденция. Очень важно, чтобы адвокаты, занимающиеся определенными практиками, подтверждали это и заявляли о себе как о специалистах. Со временем это поможет сделать поиск специализированных адвокатов для граждан и юридических лиц доступнее.

– Как бы Вы рекомендовали строить карьеру студенту или выпускнику юридического вуза, если он стремится стать адвокатом? И как строился Ваш профессиональный путь в этом плане?

– Однажды я пригласила представителя одной крупной юридической фирмы на встречу со студентами. Его пожеланием было выступить именно перед первокурсниками: дескать, они в первый год должны выучить один урок. Он пришел в самом начале учебного года и принес с собой два резюме. Одно – традиционное: закончил школу, бакалавриат, магистратуру и ищу работу. Другое – даже трудно описать… В нем были перечислены все активности: учеба, конкурсы, практики, конференции и проч. Человеку кроме аудиторного времяпрепровождения было интересно постигать что-то самостоятельно. Очевидно, что именно его резюме вызовет интерес работодателя.

Расскажу еще один случай, который произошел на конкурсе «Хрустальная Фемида» (это конкурс по конституционному правосудию среди студенческих команд, который проводит Институт права и публичной политики*). Меня впечатлило выступление одного участника. По моей оценке, он показал себя на уровне очень хорошо говорящего и думающего адвоката. На следующий год я встретила его на занятиях в школе молодого ученого МГЮА им. О.Е. Кутафина. Вспомнив ту замечательную речь, я предложила свою помощь – была возможность рекомендовать его в одно из крупных столичных адвокатских образований. Он ответил, что самые крупные международные юридические фирмы уже направили ему свои предложения о работе. Мне стало интересно, кого хотят к себе на работу топовые юристы, попросила прислать резюме. Оказалось, что парень из Екатеринбурга с 8-го класса участвовал и побеждал во всевозможных международных конкурсах. Его резюме было на нескольких страницах, а знание трех иностранных языков уже выглядело как полезное дополнение. Таких мало. Но я была очень рада, что студентам на первом курсе показали те два резюме. Рынок насыщен, поэтому нужно понимать, что работодатель будет выбирать тех, кто демонстрирует свою заинтересованность в профессии с момента учебы. А когда, если не в это время, делать чего-то большее, чем требуется?!

Как у меня строился путь? В то время в адвокатуру брали пять или шесть человек в год. Вариантов попадания в профессию через родственников у меня не было, поэтому единственный шанс – стать секретарем в юридической консультации (они проходили сверх квоты). Я этого так сильно хотела, что такой шанс мне был дан, и получилось устроиться в консультацию на Баррикадной. Заведующим был Леонид Исаакович Фрейдлин, которому я благодарна за все, что произошло в моей судьбе. Он показал, что такое настоящий адвокат, мне было с кого «рисовать фасоны».

– Какими качествами (талантами, компетенциями) должен обладать человек, чтобы из него «получился» хороший адвокат?

– Наверное, никаких особенных качеств, кроме как готовности к состязательности и умения держать удар, я не смогу назвать. Как и в любой работе, есть два обязательных требования к себе – быть порядочным и профессиональным.

Хороший адвокат должен иметь навыки юридического анализа и профессиональной коммуникации, знать судебную практику, быть способным самостоятельно писать процессуальные документы, а не заполнять шаблоны, уметь эффективно выступать в процессе. Цицерон, определяя, кто может быть судебным оратором, когда-то перечислил такой набор качеств: изощренность логика, мудрость философа, язык поэта, память юриста, мощный голос трагика, жесты и грация великих актеров. При этом, если хотя бы что-то будет упущено, то судебного оратора не получится. Это абсолютная формула успеха адвоката.

– Можно ли попасть к Вам на стажировку? Если да, то, как это сделать?

– Как адвокат я не беру на стажировку, но можно попасть на практику в ФПА РФ. Это будет полезно, если будущий адвокат понимает, зачем ему это.

– Российское законодательство часто меняется, адвокаты – это те люди, которые должны быть в курсе всех изменений. Повышают ли адвокаты свой профессиональный уровень, существуют ли специализированные курсы или центры для этого?

– Мне кажется, одно из обязательных условий высшего образования – это получение навыка постоянного обновления изученного. Юрист понимает, что в кодексы регулярно вносятся изменения, которые надо отслеживать. К счастью, современные студенты живут в интернет-пространстве, поэтому для них бумажные кодексы имеют меньшее отношение к реальности, чем то, что они видят на экранах своих гаджетов. Кстати говоря, некоторые работодатели на собеседовании уже интересуются умением пользоваться специализированными программами. В частности, аналитическая система «Сутяжник» действительно в разы облегчает работу адвоката. Навык работы с этой программой включают в перечень основных требований к соискателю.

Лучшим способом повышения квалификации является общение с настоящим профессионалом. Мы с коллегами шутим, что в очередной раз после встречи где-то в командировке, проведя некоторое время в самолете и обсудив, что происходит в адвокатуре или правоприменении, вполне можем выписывать друг другу сертификат о повышении квалификации.

В адвокатском Стандарте повышения квалификации, который включает также нормы для стажеров адвокатов, закреплены формальные требования: обязательные часы и существующие формы обучения. Но все же для специалиста в нашем деле все начинается с профессионального общения и самообразования. Следующий уровень – участие в профессиональных конференциях, круглых столах, публичных дискуссиях. Например, недавно состоялась уникальная конференция по особенностям спорных составов квалификации. Некоторые адвокаты, которые были мной приглашены, по окончании написали, что она стала событием в их жизни. Такие яркие впечатления, собственно, и есть задача повышения квалификации. Они очень хотели туда попасть, чтобы услышать принципиальные вещи, которые помогут им в работе. Это получилось.

Еще одна ступень – чтение специальной литературы – как монографической, так и периодической. Конечно, участие в обучающих вебинарах, прохождение курсов повышения квалификации и т.д.

– Что самое сложное, самое приятное и что самое главное в работе адвоката?

– Самое сложное – это остаться один на один с подзащитным после поражения. К этому нужно быть готовым и это нужно уметь делать, потому что результат ожидаемый и получаемый – вещи разные, особенно в уголовном процессе.

Самое приятное, когда ты понимаешь, что делал что-то не зря. Когда тебе что-то удалось сделать.

Меня удивляют адвокаты, которые говорят, что выиграли 100 дел из 100 проведенных. Это были дела о расторжении брака без раздела имущества? В других случаях – это неправда. Так не бывает. Поэтому главное – не отчаиваться.

Всех с праздником, с Днем адвокатуры! Победа за нами!

Источник публикации: https://skillsnet.ru/dashboard?post=5cf0b3602eae3c0736eb86f0


* Включен в июле 2021 г. Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Поделиться