Лента новостей

26 апреля 2024 г.
Задача – создать единую информационную систему
В Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол «Повышение эффективности института коллективных исков: вопросы оптимизации требований законодательства и внедрения цифровой платформы»
26 апреля 2024 г.
Пробел в нормативном регулировании вопросов выплаты вознаграждения предлагается устранить
Минюст корректирует стадию возмещения процессуальных издержек

Мнения

Роман Ахметов
25 апреля 2024 г.
Цифровой образ адвоката
Об участии в Конкурсе адвокатских сайтов – 2023 в качестве члена жюри

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Единый комплексный законопроект по вопросам защиты по назначению

20 сентября 2018 г. 19:24

Минюст объединил поправки о взыскании издержек с осужденных с поправками о распределении дел по назначению


19 сентября Минюст России уведомил о начале разработки законопроекта, которым предлагается внести изменения в ряд статей УК и УПК РФ. Отмечается, что поправки направлены на повышение гарантий реализации предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи. Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков указал, что «объединенный» законопроект – попытка комплексного решения проблемы повышения ставок оплаты защиты по назначению.

Так, проектом закона предлагается внести изменения в статьи УК РФ, касающиеся условного осуждения, его отмены или продления испытательного срока, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замену неотбытой части более мягким видом наказания. Предусматривается закрепление возмещения осужденным процессуальных издержек по уголовному делу, в том числе сумм, выплаченных адвокату по назначению.

Кроме того, в УПК РФ предусматривается внесение изменений, направленных на закрепление обязанности суда взыскивать процессуальные издержки, связанные с производством по уголовному делу, в том числе на оплату адвокатов по назначению.

Также изменениями предлагается дополнить ст. 50 УПК РФ новой частью, согласно которой назначение защитника в случае, если адвокат подозреваемого, обвиняемого не явился или его явка невозможна, осуществляется путем использования автоматизированной информационной системы, исключающей влияние любых заинтересованных лиц на распределение поручений между адвокатами.

Указывается, что в целях создания гарантий соблюдения установленного порядка назначения адвокатов предлагается также внести изменения в ст. 75 «Недопустимые доказательства» УПК РФ, согласно которым показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу с участием защитника, назначенного с нарушением требований, установленных ст. 50 УПК РФ, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде, являются недопустимыми доказательствами.

Стоит отметить, что в апреле Минюст уже проводил общественное обсуждение законопроекта, которым предлагалось внести аналогичные поправки в ст. 50 и 75 УПК РФ, которые копируют вновь внесенные положения, о чем сообщалось ранее.

Тогда авторы поправок указывали, что согласно данным ФПА РФ, к настоящему времени в 7 субъектах Российской Федерации введены и успешно используются специализированные компьютерные программы для распределения поручений, в 9 – распределение осуществляется сотрудниками Центров. Кроме того, с 1 июля 2018 г. использование специализированной компьютерной программы будет внедрено в качестве единственного способа распределения поручений на защиту по назначению между адвокатами в г. Москве. Для распространения этой положительной практики на всю территорию страны и придания ей обязательности и предлагается дополнить ст. 50 УПК, а изменения в ст. 75 УПК призваны обеспечить гарантии соблюдения указанного требования.

В связи с чем было принято решение объединить уже прошедший обсуждение и антикоррупционную экспертизу проект с другим не объясняется. В пресс-службе Минюста обещали дать комментарий «АГ» по этому поводу позднее.

Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков считает, что «объединенный» законопроект – попытка комплексного решения проблемы повышения ставок оплаты защиты по назначению.

«При обсуждении в Правительстве РФ вопроса повышения ставок оплаты защиты по назначению в качестве одного из средств снижения бюджетной нагрузки рассматривался вопрос возвратности в бюджет денежных средств, выплаченных защитнику с применением механизма ст. 132 УПК РФ – взыскание их с осужденного. В этой связи ранее сформулированные законопроектные нормы об автоматизированном распределении дел по назначению и недопустимости показаний обвиняемого в случае нарушения этого порядка были дополнены законодательными предложениями об обязательности учета этих затрат в обвинительном заключении и обсуждении этого вопроса при вынесении приговора, а также стимулировании оплаты судебных издержек при условном осуждении, условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким и т.п.», – пояснил Андрей Сучков.

Он выразил надежду, что подобное комплексное решение вопроса об организации защиты по назначению и возврату в бюджет выплаченных защитнику денежных средств станет фактором, способствующим принятию положительного решения об увеличении ставок оплаты труда адвоката по назначению дознавателя, следователя или суда.

Андрей Сучков считает, что решение о формировании единого комплексного законопроекта по вопросам защиты по назначению – правильное решение, и это лучше, чем дополнять уже обсужденный текст превосходящим по объему и значимости содержанием. «Надеюсь, что такой подход ускорит прохождение законопроекта, в том числе и в той его части, которая касается внедрения автоматизированного распределения требований о назначении защитника и недопустимости нарушения этого порядка, поскольку в целом законопроект увязан с бюджетным процессом (повышение ставок), который имеет строгие календарные рамки», – указал исполнительный вице-президент ФПА РФ.

«Основная проблема в дискуссиях повышения ставок защиты по назначению – доводы Минфина РФ об отсутствии на это бюджетных средств. Конечно, можно было бы вести дискуссию в контексте, что это обязанность государства оплачивать защиту по назначению в достойном размере. Но если деньги на эту статью расходов в бюджете не выделили, то эти разговоры так и останутся разговорами, в деньги они не превратятся. Развитие механизма возвратности в бюджет денежных средств, выплаченных защитнику по назначению, является одним из ключевых в решении проблемы повышения ставок вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия и суда», – отметил Андрей Сучков.


Поделиться