Лента новостей

26 апреля 2024 г.
Задача – создать единую информационную систему
В Совете Федерации ФС РФ состоялся круглый стол «Повышение эффективности института коллективных исков: вопросы оптимизации требований законодательства и внедрения цифровой платформы»
26 апреля 2024 г.
Пробел в нормативном регулировании вопросов выплаты вознаграждения предлагается устранить
Минюст корректирует стадию возмещения процессуальных издержек

Мнения

Роман Ахметов
25 апреля 2024 г.
Цифровой образ адвоката
Об участии в Конкурсе адвокатских сайтов – 2023 в качестве члена жюри

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Нужен ли юристам искусственный интеллект?

9 февраля 2018 г. 23:30

Эксперты проанализировали пользу и риски внедрения IT-технологий в правоприменительную сферу


В ходе первой секции «Искусственный интеллект – помощник или конкурент?» в рамках конференции «Новые технологии и правоприменение», организованной Федеральной палатой адвокатов РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой и Общественной палатой РФ, состоялось обсуждение широкого круга вопросов, касающихся использования искусственного интеллекта в юридической практике.


Модератором дискуссии выступила советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», исполнительный директор НП «Содействие развитию корпоративного законодательства» Елена Авакян.

Большинство спикеров отметили пользу широкомасштабного внедрения информационных технологий в сферу правоприменения. В то же время использование искусственного интеллекта (ИИ), по мнению выступавших, требует решения не только технических, но и этических вопросов. И главный из них – ответственность за действия роботов, которым поручат важные дела.

С устройством искусственного интеллекта и примерами его внедрения в разные области собравшихся познакомил директор Центра юридических технологий Фонда «Сколково» Антон Пронин.

Доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Юрий Трунцевский подчеркнул, что использование искусственного интеллекта предполагает не столько программирование, сколько обучение его выполнению определенных задач. А основатель юридического сервиса Правовед.ru Валерий Мешков объяснил, как это обучение выглядит на практике.

Его сервис столкнулся с необходимостью упростить работу юристов, осуществляющих онлайн-консультации. Руководство сервиса приняло решение отдать искусственному интеллекту часть работы по консультированию. Для обучения ИИ юристам пришлось обработать 30 000 обращений по теме нарушения прав потребителей и распределить их на 28 категорий. Впоследствии искусственный интеллект, использующий нейросети, методом семантического анализа исследовал это деление и научился распределять обращения самостоятельно. В настоящее время ИИ три месяца участвует в онлайн-консультировании на ресурсе Правовед.ру, и за это время он уже успел дать более 2000 консультаций. Точность распределения дел по категориям у него достигает 70%, а при получении от пользователей ответов на его уточняющие вопросы – 95%.

Чем больше успехов показывает ИИ, тем больше возникает опасений в юридическом сообществе, что роботы-юристы вытеснят из профессии юристов-людей. Эксперты сошлись во мнении, что роботу под силу выполнять рутинную работу. Но в сложных случаях без помощи грамотного и опытного специалиста-человека не обойтись, поэтому ИИ следует воспринимать не как угрозу, а как помощника.

Комментируя выступления, Елена Авакян заметила, что искусственный интеллект освободит юристов от массы однообразных дел. Но тогда возникнет вопрос, как правильно распорядиться полученной свободой.

Участники круглого стола обсудили и другие вопросы применения IT в юридической практике. Так, об уникальном опыте использования информационных технологий для подключения юристов-экспертов к консультированию посетителей официального сайта «Российской газеты» рассказал руководитель блока «Право» этого издания Александр Московкин. Юристам, прошедшим определенную проверку, был предоставлен доступ к специально созданной административной панели сайта, где они могли напрямую отвечать на поступающие туда вопросы пользователей.

Одним из важных заключений, прозвучавших на круглом столе, было то, что информационные технологии не только упрощают работу профессиональных юристов, но и делают юридическую помощь доступнее для простых людей, поэтому нужно продолжать адаптировать их под потребности как тех, кто оказывает эти услуги, так и тех, кто их получает.

Сергей Гусев

Поделиться