Лента новостей

6 мая 2024 г.
На равных условиях
СМИ: Государство оплатит защиту подозреваемым еще до возбуждения уголовного дела
6 мая 2024 г.
Объемы БЮП увеличились на 20%
СМИ: Адвокатура расширила свое участие в программах бесплатной правовой помощи
26 апреля 2024 г.
«Защищать – это тяжелая задача»
СМИ: Работу над фильмом о Ф.Н. Плевако завершат к 160-летию адвокатуры

Мнения

Когда адвокатура встречается с искусством
О корпоративном мероприятии «Арт-вечер», организованном Советом молодых адвокатов АП Красноярского края

Интервью

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения

Госдума не спешит с законом «против смерти» заключенных

8 февраля 2024 г. 12:52

СМИ: Инициативу Верховного Суда РФ о немедленном освобождении тяжелобольных рассмотрят в марте


До 29 февраля Государственная Дума ФС РФ собирает отзывы на законопроект Верховного Суда (ВС) РФ о немедленном исполнении судебных решений по освобождению тяжелобольных заключенных. Инициатива внесена 18 декабря 2023 г., почти весь январь пролежала, запланирована к рассмотрению в марте без точной даты. Эксперты признают серьезность такой гуманизации, но сомневаются, что ситуация быстро изменится. Как указал советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн, «до сих пор не учитывают имеющиеся заболевания при решении вопросов об арестах или назначении наказания».

Согласно поправкам в ст. 399 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ, человека будут отпускать из-за решетки сразу же, т.е. еще до того, как решение об освобождении по болезни формально вступит в законную силу. Сейчас подобные постановления ожидают 15 дней для возможного апелляционного обжалования. Такая практика признана нарушением права на достойное лечение, а стало быть, в свою очередь, возможной угрозой жизни.

Как говорится в пояснительной записке, нынешнее регулирование порядка и срока освобождения тяжелобольного осужденного «не полностью согласуется с Конституцией, целями наказания, принципами гуманизма и рационального применения мер принуждения». По приведенной статистике, на протяжении последних лет число освобождений из-за тяжелых болезней держится на уровне 2,1 тыс. случаев в год.

Но когда строгость российских законов подчас смягчается необязательностью их исполнения, то сразу возникает вопрос о том, как люди с крайне тяжелыми заболеваниями вообще оказываются в СИЗО или колониях. Ведь из предоставленных медицинских документов и невооруженным глазом видно их состояние. Но есть немало историй, когда обвиняемых доставляют в суды на носилках, после чего их приговаривают к колонии.

Советник Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат Евгений Рубинштейн отметил, что, очевидно, человек с тяжелым заболеванием не опасен для общества и вряд ли способен на правонарушение. «По крайней мере криминологические данные не содержат какого-либо опровержения указанного тезиса. Поэтому вне зависимости от предыдущего поведения осужденного доживать ему последние дни по-человечески правильно с родными», – считает он. И государство обязано способствовать сохранению этих общечеловеческих традиций. Между тем сложная процедура установления тяжелого заболевания, которое препятствует отбыванию наказания, практически лишает близких возможности увидеть осужденного живым. В этой ситуации, заявил Евгений Рубинштейн, нормы о возможности обжалования приговора препятствуют достижению этой обязанности государства, а потому «целесообразно ввести положения по аналогии с избранием меры пресечения в виде заключения под стражу – исполняется немедленно, но может быть обжаловано». Впрочем, инициативы ВС, по его мнению, явно недостаточно для исправления ситуации, ведь суды «до сих пор не учитывают имеющиеся заболевания при решении вопросов об арестах или назначении наказания».

Источник – «Независимая газета».

Поделиться