Лента новостей
Вебинар ФПА 19 сентября
Траектории юридической практики
Человечество рано или поздно превзойдет любую технологию
Мнения
Работать на опережение
Интервью
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Интервью президента ФПА РФ журналу «Уголовный процесс»
«Мы фиксируем стабильный прирост числа членов адвокатуры в объеме не менее 700 человек в год»
В февральском номере журнала «Уголовный процесс» редакция совместно с экспертами по традиции подводит промежуточные итоги за предыдущий год, напоминая читателям, что он принес нового и что нас всех ожидает в ближайшем будущем. В этот раз главный редактор издания Ислам Рамазанов беседовал с президентом Федеральной палаты адвокатов РФ Светланой Володиной о том, с какими сложностями сталкиваются адвокатские палаты новых регионов РФ, как изменят работу адвокатов планируемые поправки в Закон об адвокатуре, в частности, какими будут обновленные требования к содержанию адвокатского запроса, и многом другом.
– Светлана Игоревна, какие события в адвокатуре, работе ФПА РФ и адвокатских палат, законодательстве, связанном с работой адвокатов в уголовном процессе, и тенденции 2023 г. Вы бы назвали самыми важными?
– В первую очередь нужно назвать вступившие в законную силу оправдательные приговоры руководителю МКА «Межрегион» Сергею Юрьеву и адвокату АП Кабардино-Балкарской Республики Диане Ципиновой. Это общая победа всей российской адвокатуры, и, конечно, мы гордимся этими результатами. Но на этом наши победы не заканчиваются. Нам есть, чем гордиться, поэтому мы открыли на сайте ФПА РФ специальный раздел «Оправдательные приговоры». Кроме того, создан виртуальный Центральный музей истории адвокатуры «Артефакт» ФПА РФ.
Весной прошлого года, 20 апреля, состоялся XI Всероссийский съезд адвокатов, на котором обсуждали актуальные проблемы адвокатуры на современном этапе и пришли к необходимости принятия двух стандартов. Это Стандарт оказания адвокатом бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы БЮП и Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов. Оба документа своевременны, и мы следим за тем, чтобы введенные правила соблюдались всеми адвокатами неукоснительно.
Первое чтение прошли поправки в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которые инициировал Минюст России. Глава ведомства Константин Анатольевич Чуйченко неоднократно высказывался за профессионализацию судебного представительства, анонсируя так называемую ограниченную адвокатскую монополию, когда все, кто хотят быть судебными представителями, должны оказаться в сообществе адвокатуры, за некоторыми исключениями. Например, кроме корпоративных юристов и государственных служащих. ФПА РФ разделяет эту позицию.
Касаясь вопроса тенденций, здесь нельзя пройти мимо сферы оказания бесплатной юридической помощи (БЮП). Практически все региональные палаты заключили соглашения с подразделениями Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества». Кроме того, наши коллеги создали Методическое пособие для военнослужащих, ветеранов боевых действий и членов их семей. Традиционно адвокаты оказывают БЮП как в рамках государственной системы, так и pro bono, набирают обороты ежегодные акции с участием адвокатов – «Адвокаты – гражданам», Всероссийский день правовой помощи детям, День пожилого человека.
Ну и нельзя не сказать о том, что ровно год назад юридически были образованы четыре адвокатские палаты на новых территориях – в Луганской Народной Республике, Донецкой Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях.
– Как заработали органы адвокатского сообщества в этих новых регионах России? Сколько адвокатов в них практикуют? О каких проблемах в своей работе они говорят?
– Прошлый год был для них периодом становления, и, разумеется, пришлось искать решения в первую очередь организационных вопросов: от подготовки претендентов на приобретение статуса адвоката, до поиска помещений, покупки техники и т.д. В трех регионах адвокатура функционирует в полном объеме. Вместе с тем в Херсонской области пока много трудностей, но все они будут разрешаться. Все новые адвокатские палаты подключены к подсистеме автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению Комплексной информационной системы адвокатуры России. Также вместе с Минюстом России прорабатывается вопрос о повышении ставок оплаты труда адвокатов новых территорий и решаем проблему с задолженностью по оплате труда адвокатов по назначению со стороны судебной системы. Если говорить о численном составе, то адвокатское сообщество ДНР состоит из 331 адвоката, ЛНР – 130, Херсонской области – 19, Запорожской области – 41. Таким образом, всего 521 адвокат.
– Наверное, самым значимым событием ближайшего будущего можно назвать изменения в Закон об адвокатуре. В конце прошлого года на заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности эти изменения были одобрены. Давайте напомним, как изменят работу адвокатов планируемые нормы.
– Инициатором поправок является Министерство юстиции РФ, но с лета 2021 г. ФПА РФ – активный член рабочей группы, которая готовит изменения.
Одним из ключевых положений законопроекта являются правила о ведении Единого государственного реестра адвокатов. Отражение сведений об адвокате в федеральном, а не региональном реестре подчеркивает публичный характер деятельности адвоката по оказанию юридической помощи, придает более весомое, общегосударственное значение его статуса.
Ряд значимых корпоративных актов адвокатского сообщества станет объектом контроля Министерства юстиции РФ. В частности, ведомство получит полномочия по утверждению Положения о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов на присвоение статуса адвоката. Повысятся требования к уровню образования будущих адвокатов. Так, они должны будут иметь диплом магистра по направлению подготовки «Юриспруденция» и диплом бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» или «Обеспечение законности и правопорядка».
Предполагается согласование с Минюстом России и Порядка изменения адвокатом членства в адвокатской палате. Хочется отметить, что у Министерства и ФПА РФ сложился конструктивный диалог по многим вопросам, а также есть общее понимание условий приобретения статуса адвоката и изменения членства. Поэтому названные согласительные процедуры вряд ли приведут к каким-либо спорам.
Законопроект также уточняет требования к содержанию адвокатского запроса. Появляется правило о том, что в своем запросе адвокат не может просить разъяснения каких-либо правовых норм. Также в запросе не может содержаться оспаривание действий уполномоченных органов и должностных лиц. Отмечу, что понимание запроса в законопроекте совпадает с позицией адвокатского сообщества, выраженной в принятом XI Всероссийским съездом адвокатов Стандарте подготовки и направления адвокатских запросов, о котором я сказала выше.
Пожалуй, заметное влияние на профессиональную деятельность адвокатов окажут положения законопроекта о выдаче ордеров непосредственно адвокатскими палатами, уточнение и изменение процедур приостановления и прекращения статуса адвокатов, привлечения адвокатов к дисциплинарной ответственности.
Например, законопроект предусматривает возможность прекращения статуса адвоката, выехавшего на постоянное место жительства или на срок более года за пределы России. Прекращение связей и взаимодействия с российской адвокатурой не сочетается с сохранением статуса адвоката. При этом отмечу, что данное основание прекращения статуса адвоката не является безусловным. В процедурном отношении вопрос последовательно рассматривается квалификационной комиссией и на основании ее заключения – советом региональной палаты. Органы адвокатского самоуправления обязаны принимать во внимание наличие уважительных причин, по которым адвокат оставил Российскую Федерацию и которые исключают прекращение статуса адвоката. В законопроекте в качестве таких причин названы лечение, обучение, сопровождение членов семьи для исполнения трудовых или иных обязанностей. Возможны и другие уважительные причины. Кроме того, выезд за пределы страны для исполнения профессиональных обязанностей на территории другого государства основанием для прекращения статуса адвоката не является.
Очень важным новшеством является законодательное закрепление статуса Комплексной информационной системы адвокатуры России как обеспечивающей комплексную автоматизацию деятельности адвокатской корпорации, ее взаимодействие с уполномоченными органами.
– С учетом озвученных Вами новелл как может изменится число адвокатов в России и сколько их сейчас?
– За период с января 2021 г. по январь 2023 г. состав адвокатской корпорации увеличился на 1400 человек и насчитывает 83 526 адвокатов, из которых 75 633 имеют действующий статус. Динамика, как мы видим, положительная. То есть мы фиксируем стабильный пророст числа членов адвокатуры – не менее 700 человек в год. К сожалению, более свежей статистикой мы пока не обладаем, точные данные поступят из адвокатских палат субъектов РФ к марту.
Введение так называемой адвокатской монополии на судебное представительство, вероятнее всего, существенно увеличит количество претендентов на получение статуса адвоката. Но делать точные количественные прогнозы пока сложно.
– Защита самих адвокатов, особенно в уголовном процессе, постоянно в фокусе внимания ФПА РФ. В начале беседы Вы как раз назвали процессы, которые были на слуху у всех адвокатов, благо они закончились справедливо. Какие проблемы сейчас наиболее остры и как предлагается их решать?
– Как Вы верно отметили, защита профессиональных прав адвокатов для нас имеет особое значение. На сегодняшний день соответствующие комиссии созданы уже во всех адвокатских палатах субъектов РФ. Коллеги работают профессионально и добросовестно, в этом можно не сомневаться.
Огромная работа по защите профессиональных прав адвокатов ведется и систематизируется Комиссией Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, которую уже более 20 лет возглавляет Генри Маркович Резник. К своему производству и контролю он берет наиболее значимые для корпорации кейсы. К таким делам относятся те, что связаны с нападениями на адвокатов, с демонстративным, откровенным нарушением прав адвокатов, а также дела, способные исказить правоприменение.
За последние 10 лет нарушения прав адвокатов принципиально не меняются. При этом после 2018 г. был замечен некий прирост нарушений, а в 2022 г. цифра стала немного меньше.
К наиболее распространенным видам нарушений относятся: вызов адвокатов на допрос и попытки впоследствии их отвести от дела по этому основанию; отказ от выдачи документов, которые необходимы для осуществления защиты; запрет проносить на свидание с доверителем технику, которая позволяет им копировать какие-то материалы, и т.д.
Увы, до сих пор в Уголовном кодексе РФ нет статьи об ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности. Мы считаем своим долгом заполнить эту лакуну. С такой целью мы создали специальную рабочую группу, которая готовит соответствующие законодательные изменения. Но, что не менее важно, коллеги составляют подкрепленное примерами обоснование требующимся новеллам. Адвокат, выполняя свои профессиональные функции, не должен бояться того, что ему будут препятствовать в законной работе.
– Кроме тех уголовных дел в отношении адвоката, которые уже закончились положительно, какие еще значимые дела сейчас на контроле ФПА РФ?
– Сейчас на контроле Комиссии находится шесть чрезвычайных ситуаций. Скажу только о двух из этого списка, самых резонансных. Первое – дело об избиении в Чеченской Республике адвоката ПА Нижегородской области Александра Немова. ФПА РФ в первый день событий подключилась к помощи нашему коллеге, обратившись в Администрацию Президента РФ с требованием о возбуждении уголовного дела и поиска преступников по горячим следам. Интересы Немова представляют по-настоящему сильные адвокаты – заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов Нвер Гаспарян и советник ФПА РФ Евгений Рубинштейн.
Второе – арест, заключение под стражу и возбуждение уголовного дела в отношении трех адвокатов Алексея Навального* (*внесен Росфинмониторингом в реестр экстремистов и террористов): адвокатов АП г. Москвы Игоря Сергунина* и Алексея Липцера*, а также адвоката АП Московской области Вадима Кобзева* (*внесены Росфинмониторингом в реестр экстремистов и террористов). Расследование этого дела засекречено, поэтому на сегодняшний день мне сложно Вам что-то сказать о его перспективах.
– В завершение беседы хочу задать Вам вопрос, который волнует большинство адвокатов в России. Сократились ли долги перед адвокатами за участие в защите по уголовным делам по назначению (ст. 51 УПК РФ) и не планируется ли увеличение ставок оплаты труда адвокатов по назначению?
– Мы в ФПА РФ постоянно держим этот вопрос на контроле. В октябре 2023 г. мы направили во все ведомства, осуществляющие выплаты адвокатам, запросы с просьбой предоставить информацию о задолженности, о достаточности финансирования. От всех ведомств получены ответы о том, что задолженность носит текущий характер, что не связано с недостаточностью финансирования. Это значит, что адвокаты получат гарантированные государством деньги, но с задержкой, примерно в два – три месяца.
В 2023 г. мы начали работу по подготовке финансово-экономического обоснования по внесению в Положение о возмещении процессуальных издержек изменений, касающихся повышения ставок оплаты труда адвокатов, участвующих в гражданском и административном судопроизводстве по назначению суда. Существующий очевидный дисбаланс в этом вопросе нужно ликвидировать. Если минимальная ставка за участие в уголовном деле с учетом индексации составляет сегодня 1,6 тыс. руб. за условный судодень, то в гражданском и административном разбирательстве адвокатам-представителям положено лишь 550 руб. При этом вряд ли можно говорить о том, что участие в гражданском процессе значительно менее трудозатратно, чем защита по уголовному делу.
– Спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. И поскольку мы беседуем в преддверии Нового года, позвольте пожелать Вам и всем адвокатам профессионального благополучия.
– Я тоже благодарю вас и журнал за каждый день, который вы посвящаете нашей профессии. Добра и света вашему дому!
Источник – журнал «Уголовный процесс».