Лента новостей

24 марта 2025 г.
Цивилист, изменивший подходы к признанию граждан недееспособными
В ФПА РФ отметили заслуги кандидата юридических наук Юрия Ершова
24 марта 2025 г.
Адвокат с 30-летним стажем награждена за профессионализм
Татьяну Сперанскую поздравили с заслуженной медалью
24 марта 2025 г.
В Удмуртии адвокатура функционирует без сбоев
В ФПА РФ прошла встреча с президентом АП Удмуртской Республики

Мнения

Екатерина Ухарева
21 марта 2025 г.
Случай из практики оказания бесплатной юридической помощи
О защите прав недееспособного лица на условиях pro bono

Интервью

«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»

Наглядный пример активного участия Адвокатской палаты в судьбе адвоката

16 февраля 2021 г. 12:29

Апелляция поддержала решение о признании незаконным обыска в жилище адвоката Марии Казанцевой


Московский городской суд изготовил мотивированное апелляционное постановление от 26 января, которым оставил без изменения постановления Бабушкинского районного суда г. Москвы, ранее признавшего незаконным обыск в подмосковном жилище адвоката АП г. Москвы Марии Казанцевой. Мария Казанцева сообщила о намерении привлечь к ответственности сотрудников правоохранительных органов, нарушивших ее права незаконным следственным действием. Адвокат Вера Гончарова, также принимавшая участие в обжаловании незаконного обыска, отметила, что рассматриваемый случай является наглядным примером реального и активного участия АП г. Москвы в судьбе адвоката и формировании судебной практики в интересах всего сообщества. По словам члена Комиссии Совета АП г. Москвы по защите прав адвокатов Евгения Бобкова, созданная в этом деле положительная судебная практика будет способствовать исключению дальнейших попыток следователей проводить обыски у адвокатов, нарушая закон.

Как сообщалось ранее, в конце декабря Бабушкинский районный суд признал незаконным проведенный 9 июня 2020 г. обыск в жилище адвоката, причем ранее он дважды отказывал в этом, несмотря на противоположную позицию Мосгорсуда. В последнем решении первой инстанции отмечалось, что согласно представленным материалам обыск был произведен следователем в жилище Марии Казанцевой, однако уголовное дело в ее отношении не возбуждалось, обыск произведен следователем в отсутствие судебного решения, без участия члена Совета АП г. Москвы. Таким образом, суд пришел к выводу, что ходатайство следователя о производстве в условиях, не терпящих отлагательства, обыска в жилище адвоката не подлежит удовлетворению, и признал незаконным следственное действие.

Прокуратура обжаловала постановление, указав в апелляционном представлении, что при проведении обыска Марией Казанцевой был предъявлен паспорт, согласно которому она была зарегистрирована по другому адресу. Как полагала прокуратура, при проведении обыска правоохранители не обнаружили и не изъяли никаких документов, связанных с адвокатской деятельностью, соответственно, следственное действие не осуществлялось в отношении адвоката.

Мосгорсуд не согласился с доводами апеллянта, напомнив, что обыск в жилище и служебных помещениях адвоката возможен лишь после возбуждения уголовного дела в отношении него на основании соответствующего судебного постановления и в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта РФ. Апелляция подчеркнула, что первая инстанция пришла к обоснованному выводу о незаконности проведенного следствия действия.

В комментарии «АГ» Мария Казанцева выразила благодарность за проявленный профессионализм судье Бабушкинского районного суда Людмиле Костюниной и судьям Шестого состава апелляционной инстанции Московского городского суда. «Конечно, невыносимо долго вершилось правосудие, но судьи в этом не виноваты. Я очень благодарна Адвокатской палате г. Москвы, а также председателю Комиссии Совета палаты по защите прав адвокатов Роберту Зиновьеву и ее члену Евгению Бобкову за участие в моем нелегком деле и другим людям, помогавшим мне. Считаю, что окончательными решениями обоих судов восстановлена справедливость и незаконные действия сотрудников СКР по Московской области, которых я в дальнейшем желаю привлечь к соответствующей ответственности за нарушение моих личных и профессиональных прав», – сообщила она.

Адвокат Вера Гончарова, также принимавшая участие в обжаловании незаконного обыска, отметила, что постановление Мосгорсуда является важным не только для Марии Казанцевой, но и для всех участников уголовного судопроизводства. По словам адвоката, судья Бабушкинского районного суда обстоятельно и грамотно расписала в своем постановлении от 28 декабря все нарушения, допущенные следствием, а представление прокурора на это постановление было немотивированным и содержало доводы следователя, уже бывшие предметом рассмотрения судов. «При таких обстоятельствах Мосгорсуд кратко и жестко своим постановлением от 26 января пополнил положительную практику аналогичных решений, на которые я в том числе ссылалась при обжаловании состоявшегося у коллеги обыска, и поставил точку в этом затянувшемся споре, таким образом укрепив правовую позицию по данному вопросу», – отметила она.

Адвокат добавила, что судебный акт повлияет на желание следователей в будущем проводить обыски у адвоката без судебной санкции и участия представителя адвокатской палаты и заставит их тщательнее изучать УПК РФ. «А для тех, кто критикует деятельность адвокатской палаты, данный случай является наглядным примером реального и активного участия Адвокатской палаты г. Москвы в судьбе адвоката и формировании судебной практики в интересах всего сообщества», – подытожила Вера Гончарова.

В комментарии член Комиссии Совета АП г. Москвы по защите прав адвокатов Евгений Бобков, принимавший участие в заседаниях судов, отметил, что созданная в этом деле положительная судебная практика будет способствовать исключению дальнейших попыток следователей проводить обыски у адвокатов, нарушая закон. Он отметил, что в судебном заседании апелляционного суда он представил анализ всех вынесенных судебных постановлений и нарушений со стороны следствия, вновь указав на особые гарантии неприкосновенности жилища адвоката, находящихся в нем предметов и сведений, составляющих адвокатскую тайну. «Искренне жаль, что Бабушкинскому суду понадобилось столько времени и попыток для признания очевидного – незаконности обыска, проведенного у адвоката. Но, наконец, история с обысками у Марии Казанцевой закончилась положительно. Вынесенные судебные решения пополнят уже имеющуюся положительную судебную практику и наверняка повлияют на исключение последующих попыток следователей провести обыски без судебной санкции и без участия представителя адвокатской палаты», – заключил Евгений Бобков.

Зинаида Павлова
Фото: mos-gorsud.ru

Поделиться