Лента новостей

20 мая 2024 г.
Опубликована архитектура деловой программы XII ПМЮФ
Одна из главных тем XII Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) – «Международное право в новых реалиях»
17 мая 2024 г.
Информационное право нуждается в кодификации
Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян приняла участие в обсуждении перспектив разработки Информационного кодекса РФ на круглом столе в Совете Федерации

Мнения

Михаил Толчеев
15 мая 2024 г.
«Заморозки» остаются в прошлом
В развитии Комплексной информационной системы адвокатуры России начался новый этап

Интервью

Адвокат и живописец
17 мая 2024 г.
Елена Кошелева
Адвокат и живописец
Художественное творчество украшает адвокатскую жизнь Елены Кошелевой

Деградация человечества в области культуры увеличивает шансы на победу искусственного интеллекта

24 ноября 2023 г. 10:42

Вице-президент ФПА РФ Елена Авакян приняла участие в конференции «Сорочкинские чтения»


22–24 ноября Государственный институт искусствознания, Школа-студия МХАТ и Институт экономики РАН проводят IV ежегодную научную конференцию «Сорочкинские чтения» по проблемам экономики, социологии и права в сфере культуры. В этом году программа конференции включала, в частности, сессию, на которой обсуждались проблемы и перспективы авторского права. В дискуссии приняла участие вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян. Были подняты вопросы о проблемах авторства и правообладания при использовании нейросетей, служебного творчества и фриланса, легального и нелегального заимствования в искусстве и науке.

В комментарии пресс-службе ФПА РФ Елена Авакян отметила, что «Сорочкинские чтения» проводятся уже не первый год и на них к обсуждению проблем культуры, театров, деятелей культуры приглашаются представители очень разных слоев общества, а не только искусствоведы. В этом году, в частности, чтения открывал Михаил Швыдкой, который говорил о проблемах современного театра и музыкального исполнительского искусства.

«Обсуждались также вопросы потребности культурного кода, приближенности культуры к широким слоям населения, – продолжила Елена Авакян. – Меня, например, удивило, что в России практически 10% зрителей – это постоянные потребители театрального продукта. Это очень высокий процент по сравнению с другими странами мира. То есть у нас посещаемость театров, востребованность театрального искусства очень высока. Помимо философских и общекультурологических проблем в рамках этой конференции традиционно поднимаются вопросы маркетинга в области культуры, управления культурой, точнее – учреждениями культуры, вопросы организации культурного процесса управления театрами и т.д.».

По словам Елены Авакян, в этом году был специально выделен блок под обсуждение проблем авторского права, поскольку право интеллектуальной собственности в целом и авторское право – в частности являются системообразующими для креативной индустрии. «Для бизнеса очень важны новые отношения, требующие специальных познаний, для вклада в процесс развития науки управления. Конечно, большинство деятелей культуры считают, что это великое служение, что оно должно чураться денежных отношений, однако, как показывает практика, без должного финансирования культура не имеет возможности выживать, причем это не практика последнего времени, а традиционно сложившиеся десятками и даже сотнями лет отношения, при которых необходимы либо постоянная поддержка мецената и власть предержащих, либо грамотная организация бизнес-процесса, учитывающего тот процент населения, который и сегодня готов ходить в театры, то есть является потребителем этого продукта», – пояснила вице-президент ФПА РФ.

По ее мнению, бизнес-модель является наиболее правильной. И ее стержневой конструкцией являются вопросы права интеллектуальной собственности и так называемой матрешки прав, когда необходимо учесть права авторов, исполнителей, смежные права, возникающие, например, на фонограммы и аудиовизуальные произведения, которые создаются в процессе исполнения тех или иных произведений культуры. Речь идет также о правах режиссеров мультимедийных театрально-зрелищных представлений. Все эти вопросы являются основополагающими для развития бизнес-модели.

«Нужно, чтобы осознание тех прав и обязанностей, которые возникают в процессе интеллектуальной деятельности, не увеличили риски осуществления такой деятельности и при этом защитили творцов, не способных на самостоятельную финансовую защиту своих интересов. К сожалению, хороший финансист редко бывает хорошим художником. Поэтому сессия, в которой я участвовала, была посвящена самым разным аспектам авторского права: от рисков использования искусственного интеллекта и вопросов защиты искусственного интеллекта до продуктов, которые будут созданы искусственным интеллектом в будущем, и защиты служебного творчества», – рассказала Елена Авакян.

На сессии, по словам вице-президента ФПА РФ, обсуждались также традиционные для области культуры вопросы заимствования, цитирования оригинальности творчества. Большинство участников сессии – люди, далекие от права, впервые имели возможность задуматься над теми проблемами, которые ставят перед ними правовое регулирование, и над теми решениями, которые это правовое регулирование может им подсказать. Многие из обсуждаемых вопросов касались именно организации процесса создания произведений, урегулирования отношений с творцами, специфики договоров, авторского заказа, специфики служебных правоотношений как таковых. Самую бурную дискуссию вызвали вопросы применения искусственного интеллекта и предоставление правовой защиты тем объектам, которые создаются искусственным интеллектом.

Елена Авакян заметила, что, как всегда бывает в таких дискуссиях, стороны не пришли к однозначному пониманию данного вопроса, но это и не было целью сессии. «Скорее, у нас была цель обсудить глубину проблемы и назвать причины, которые побуждают нас поднимать этот вопрос», – сказала она.

Высказывались очень разные мнения, в том числе о том, что искусственный интеллект постепенно исчерпывается и, соответственно, как таковая опасность его появления в культурологической сфере преувеличена, сообщила вице-президент ФПА РФ.

«Однако я отношусь в этом смысле к скептикам, которые считают, что на самом деле возможности искусственного интеллекта на сегодняшний день даже близко не раскрыты, и, естественно, полагаю, что применение искусственного интеллекта в творчестве рано или поздно приведет к проблеме исчерпаемости творческих идей, а тем более методов творческого выражения. Впрочем, считаю, что люди никогда не захотят, чтобы живых исполнителей заменили машины, а человеческую музыку заменила нечеловеческая, хотя, как я сказала в своем выступлении, уже вышел альбом такой нечеловеческой музыки. И можно отметить, что те объекты, которые вошли в этот альбом, мне кажутся значительно более привлекательными, чем две трети современной человеческой музыки. То есть чем больше будет деградировать само человечество в понимании того, что есть культурный продукт, тем больше шансов мы даем искусственному интеллекту на этом поле», – предупредила Елена Авакян.

Константин Катанян, Сергей Гусев

Поделиться