Популярные материалы
Адвокатский запрос – по Стандарту
Применение статусного права на получение информации в рамках оказания правовой помощи детализировано
Контуры «цифрового» адвоката
Адвокатам уже сегодня необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы приобрести новые навыки и закрепить имеющиеся у них способности
Потерпевшая, а не подсудимая
Тезисы речи в прениях в защиту адвоката Дианы Ципиновой, обвиняемой в применении насилия в отношении полицейского
Мы на правильном пути
В цифровом платформенном мире можно оставаться независимым, только имея собственную платформу
Подводя итоги
Президент ФПА РФ Светлана Володина рассказала об участии представителей адвокатского сообщества в XI Петербургском международном юридическом форуме
Возврат к параллельной адвокатуре?
29 сентября 2017 г.
О допуске юристов к представительству в судах
Внесенный главой Комитета Государственной Думы ФС РФ по государственному строительству и законодательству, председателем Ассоциации юристов России Павлом Крашенинниковым в Госдуму проект закона «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» вызвал массу вопросов и недопонимание.
Создается впечатление, что под предлогом обеспечения граждан квалифицированной юридической помощью и якобы наведения порядка на рынке юридических услуг общероссийская общественная организация (по-видимому, АЮР) будет осуществлять допуск юристов к представительству в судах по гражданским, арбитражным и административным делам. В моем видении – это не что иное, как создание параллельной адвокатуры.
Более чем пятнадцатилетний опыт российской адвокатуры показал, что допуск в профессию, каковой является профессия адвоката, по представительству интересов граждан в судах успешно и благополучно осуществляется квалификационными комиссиями при адвокатских палатах субъектов РФ. При этом квалификация экзаменующих юристов, являющихся членами квалификационных комиссий, не может вызывать сомнений, поскольку формируется она в том числе из лучших представителей судейского корпуса, представителей законодательного органа государственной власти субъекта РФ, представителей территориального органа юстиции.
Благовидный предлог автора законопроекта следующий: «Нередко называющий себя адвокатом или юристом представитель не имеет специального образования и таким образом вводит в заблуждение гражданина или организацию, чьи интересы представляет». Однако он является неубедительным, неразумным и нерациональным, поскольку, как показывает опыт, органы самоуправления адвокатуры (квалификационные комиссии при адвокатских палатах субъектов РФ и советы адвокатских палат) – уже действенный и эффективный фильтр от вхождения в профессию лиц, у которых отсутствует предусмотренное законом высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе (ст. 9 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), а также лиц, не имеющих достаточных знаний для оказания гражданам квалифицированной юридической помощи (путем сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката).
На сегодняшний день во всех субъектах РФ созданы и действуют в соответствии с Федеральным законом адвокатские палаты, имеющие материально-техническую базу для работы вышеуказанных органов самоуправления, осуществляющих в том числе и допуск в профессию по оказанию квалифицированной юридической помощи.
Кроме того, профессиональная деятельность лиц, получивших допуск в адвокатскую профессию путем сдачи квалификационного экзамена, регулируется неукоснительным соблюдением Кодекса профессиональной этики адвоката. В случае нарушения положений КПЭА адвокату может грозить дисциплинарная ответственность вплоть до прекращения адвокатского статуса.
Вносимый законопроект не предусматривает какого-либо контроля за деятельностью лиц, допускаемых к представительству в судах, и качеством оказываемой юридической помощи, что в конечном итоге не способствует обеспечению прав граждан на гарантированное получение ими квалифицированной юридической помощи.
Последующие противоречивые комментарии относительно того, что касаться аккредитация будет лишь иностранцев и иностранных юридических фирм, также неубедительны. На мой взгляд, это лишь первый шаг в посягательстве на целостность российской адвокатуры, ее компетенцию по допуску в профессиональную деятельность, связанную с представительством граждан и юридических лиц в судах. Явно прослеживается нацеленность на оставление малочисленной уголовной адвокатуры и создание многочисленной – так называемой гражданской. Возможно, инициаторы внесения законопроекта «подзабыли» период существования одновременно традиционной и параллельной (гильдийской) адвокатуры – период хаоса, безответственности, бесконтрольности и злоупотреблений со стороны юристов с надлежащим высшим юридическим образованием.
На сегодняшний день ни одно профессиональное юридическое сообщество не может похвалиться такой высокой результативностью самоочищения от нерадивых и недобросовестных специалистов, как адвокатура. Именно адвокатура в настоящее время может упорядочить хаотичный рынок юридических услуг и обеспечить защиту прав граждан от мошенников и просто неквалифицированных горе-юристов. Хочется надеяться, что государевы люди не допустят отброса адвокатуры и рынка юридических услуг в кошмарные девяностые.