Популярные материалы

На повестку дня выйдет вопрос о независимости нашей корпорации
12 апреля 2021 г.
Юрий Пилипенко
На повестку дня выйдет вопрос о независимости нашей корпорации
Накануне Х Всероссийского съезда адвокатов президент ФПА РФ Юрий Пилипенко рассказал о вызовах, стоящих перед российской адвокатурой
Валерий Жаров
6 апреля 2021 г.
Адвокаты готовы к работе как в отдаленных поселениях, так и в условиях чрезвычайных обстоятельств
Об оказании бесплатной юридической помощи в Забайкальской крае
Генри Резник
31 марта 2021 г.
Презумпция виновности
Возможно ли увеличить число оправдательных приговоров в российских судах
Генри Резник
19 марта 2021 г.
Адвокат – существо юридическое
Об идеологических убеждениях и профессиональном долге
Константин Горбунов
12 марта 2021 г.
Дополнительное образование адвоката: право или обязанность?
О необходимости критериев допустимости образовательных продуктов
Сергей Макаров
Советник ФПА РФ, адвокат АПМО, медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.

Стажировке – да!

12 декабря 2019 г.

Но нужно изменить отношение к ней


Скажу прямо: поскольку на момент поступления в адвокатуру (путем сдачи квалификационного экзамена в Московской областной коллегии адвокатов) у меня уже было более двух лет юридического стажа, стажировку я не проходил (так как имел право на это). И очень жалею об этом, потому что стажировка могла бы дать более всестороннее представление об адвокатуре и адвокатской деятельности. Мне же пришлось формировать его, будучи внутри корпорации. Поэтому, исходя из собственного опыта, считаю, что стажировки важны и нужны (к тому же могу ответственно заявить, что в областной адвокатуре стажировка всегда – и ранее, и сейчас – проводилась на высоком уровне и потому полезна для начинающего адвоката).

Прекрасно понимаю, что успешность прохождения стажировки практически во всем зависит от патрона, непосредственно руководящего стажировкой конкретного стажера. Успешность не в плане сдачи квалифэкзамена – для этого все равно нужно специально готовиться, а в плане знакомства с традициями отечественной адвокатуры, постижения ее этических правил, изучения основ адвокатского делопроизводства, освоения навыков общения с доверителем, выработки позиции, обоснования ее доказательствами, т.е. – знакомства с подлинной повседневной адвокатской деятельностью. Исключительно важно, чтобы это знакомство было основательным, многогранным и реалистичным. А в постижении азов профессии наиважнейшую роль играет личность наставника.

Мне очень повезло с моими наставниками, состоявшими в Московской областной коллегии адвокатов. Уже будучи адвокатом, наблюдая за их работой, учился сам. Но не каждому повезет так, как мне, а качество работы, соответствие высоким требованиям к оказываемой юридической помощи ожидаются от всех без исключения адвокатов.

Проблема в том, что далеко не каждый опытный адвокат согласится руководить стажировкой, а согласившись – качественно осуществлять это руководство. К сожалению, традиция обучения старшими адвокатами своих младших коллег, изначально свойственная российской присяжной адвокатуре, воспринятая и развитая до очень высокого уровня советской адвокатурой, сейчас находится в упадке. Помимо того, что это является неизбежным следствием коммерциализации адвокатуры (хотя сама по себе коммерциализация адвокатуры не так однозначно плоха, как ее часто истолковывают), вижу причину еще и в крайне неудачном законодательном регулировании института стажировки. Однако вопрос законодательного регулирования требует отдельного обозрения.

Пока же выскажу свое мнение о том, что адвокатскому сообществу необходимо повышать престижность руководства стажировкой как своеобразного морального долга опытных адвокатов (с единственной оговоркой – безупречно опытных адвокатов, чья деятельность не вызывала нареканий ни со стороны органов адвокатского самоуправления, ни со стороны правоохранительных органов). Причем убежден, что стажировку следует рассматривать шире, нежели она прописана в Законе об адвокатуре, и подготовку коллег, уже успешно сдавших квалифэкзамен, принесших присягу и получивших удостоверение, тоже расценивать как своеобразную стажировку. Молодые адвокаты нуждаются в помощи, в советах, иногда – в поддержке (хотя бы даже и психологической).

Не могу не отметить, что далеко не всегда опытные адвокаты в принципе готовы вообще откликаться на обращения молодых коллег. Да – это трата времени. Да – это подготовка будущих соперников, взращивание конкурентов. Однако знакомство с молодыми коллегами может оказаться полезным и для самого патрона (адвоката-куратора стажировки), потому что молодые юристы свободнее применяют новые приемы, методы, причем не только технические (что логично в силу лучшего знакомства молодого поколения с цифровыми технологиями), но тактические и стратегические. Они мыслят по-другому, поэтому и делают многое иначе, и если этот подход не противоречит закону и нравственности – будет ценно как минимум ознакомиться с ним. Как бы смело это ни звучало, но опытным адвокатам иногда тоже есть чему поучиться у молодых коллег, как минимум – соотнести свою практику с требованиями актуальной современности.

И нельзя не отметить, что Федеральная палата адвокатов РФ сделала суперважный шаг, чтобы поддержать готовность опытных адвокатов руководить стажировкой будущих молодых коллег. Согласно п. 32 Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов, утвержденного IX Всероссийским съездом адвокатов 18 апреля 2019 г., «обучение стажера адвоката, наставничество в отношении адвоката со стажем до пяти лет засчитывается ему в качестве повышения профессионального уровня в количестве часов, установленном советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации». Это – реальная мера поддержки адвокатов, которые в соответствии с традициями отечественной адвокатуры понимают, как важна эта помощь и поддержка ради преемственности профессиональных поколений.

Важно, чтобы адвокаты знали об этом; уверен, благодаря этой новелле им будет проще принимать положительное решение в ответ на предложение руководить стажировкой.

Поделиться