Популярные материалы

Важна защита, а не самореклама
15 октября 2020 г.
Игорь Михайлович
Важна защита, а не самореклама
Высококвалифицированные адвокаты, как и прежде, демонстрируют большие достижения
Сергей Макаров
25 сентября 2020 г.
Как адвокату сделать запрос надежным инструментом защиты
(Статья опубликована в журнале «Уголовный процесс». 2020. № 9)
Олег Бибик
21 сентября 2020 г.
Доступ адвокатов к лицам, содержащимся под стражей, затруднен
Предложения АПИО по решению этой проблемы будут направлены Уполномоченному по правам человека в РФ
Николай Рогачев
15 сентября 2020 г.
Адвокатура готова к новому вызову
Принятие положительного в целом законопроекта Минюста потребует от адвокатов большего напряжения сил и ответственного отношения к осуществляемой ими защите
Наталья Басок
14 сентября 2020 г.
Государство формирует у правоохранителей иллюзию полной безнаказанности в своих действиях
Обобщение практики АП Челябинской области, а также адвокатских палат субъектов РФ по защите прав и интересов адвокатов
Александр Классен
Вице-президент АП Челябинской области, кандидат юридических наук, Заслуженный юрист Челябинской области

Молодежь вникает в проблемы и задачи адвокатуры

30 мая 2020 г.

О конкурсе студенческих научных работ, проведенном АП Челябинской области


Если для вас «молодежь теперь не та пошла», значит ваше время кончилось.

Остается только доживать.

Елена Котова (российский публицист, финансист, экономист).

 

Что представляет собой современная молодежь, точнее – молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях, а еще точнее – студенты юридических вузов, каковы проблемы юридического образования, что ждет впереди выпускников-юристов? Эти, а также другие вопросы возникли в очередной раз при проверке студенческих научных работ.

Ежегодно Совет Адвокатской палаты Челябинской области в преддверии Дня российской адвокатуры проводит конкурс студенческих научных работ, посвященных проблемам российской адвокатуры. Победители конкурса приглашаются на собрание в честь корпоративного праздника, где в торжественной обстановке им вручаются награды. Не стал исключением и этот непростой для всех 2020 год. Несмотря на наш скептицизм, конкурс состоялся, студенты представили свои работы. Их количество, разумеется, несопоставимо с прошлыми годами, однако почти два десятка студенческих работ мы изучили и оценили.

Возвращаясь к проблемам юридического образования, хотелось бы отметить, что небольшая по объему статья, конечно, не позволит обозначить все сложные вопросы, да мы и не ставим перед собой такую цель. Важнее для нас понять, насколько нынешние студенты-юристы готовы освоить юридические науки и применить эти знания на практике.

Следует отметить, что современные реалии предъявляют повышенные требования к уровню высшего образования в целом и к уровню профессиональной подготовки юристов, в частности. И это, на наш взгляд, вполне объяснимо, поскольку только высококвалифицированный юрист способен добросовестно и ответственно исполнять свои должностные обязанности (это в полной мере относится и к другим профессиям). Приход в юридическую профессию дилетантов, неспособных качественно и профессионально выполнять поставленные перед ними задачи, влечет за собой, как это происходит сейчас довольно часто, отрицательные социально экономические последствия, недовольство российских граждан, социальную напряженность.

Нельзя не вспомнить в связи с этим о стремительно набирающих темпах цифровизации образования, постановке и решении практико-ориентированных задач и многих других проблемах в сфере юридического образования. И в качестве апогея здесь может быть названо дистанционное образование, вызванное пандемией коронавируса. Личное общение со студентами и преподавателями юридических вузов позволяет сделать вывод, что, несмотря на модное в настоящее время отношение к «дистанту», проблем в этих методиках более чем достаточно. На наш взгляд, живое общение студент – преподаватель вряд ли можно заменить созерцанием гаджета с бесстрастно вещающим с экрана лектором (ни в коей мере не умаляя личности лектора). Не оспаривая в целом использование элементов дистанционного образования, полагаем, что переход в основном на такое обучение – недопустим. Думается, что выводы об уроках реализации образовательных услуг в условиях самоизоляции можно будет сделать по прошествии определенного времени, дав оценку плюсам и минусам этих методик.

Несмотря на наличие достаточно сложных проблем в системе юридического образования, неоднозначное отношение к контингенту обучающихся, следует сказать, что во многих вузах юридическое образование находится на достаточно высоком уровне, а большинство студентов добросовестно и вдумчиво изучают юридические науки. Об этом свидетельствует, в частности, и изучение студенческих научных работ. Вызывает уважение уже то большое количество вопросов, которые ставят перед собой и проводят по ним научные исследование студенты-юристы. Причем следует отметить, что их интересуют те же проблемы, с которыми мы – адвокаты – сталкиваемся каждый день.

Так, целый ряд работ был посвящен проблемам адвокатской тайны. Проводя научные исследования по этому вопросу, студенты задаются вопросами толкования границ адвокатской тайны, сроков ее хранения, гарантий неприкосновенности, случаями отступления от общего правила. Весьма положительным следует признать то обстоятельство, что студенты не просто излагают свои доводы в защиту того или иного положения закона, но ссылаются при этом на судебную практику, приводя в качестве примеров в том числе решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Интересным представляется, на наш взгляд, вывод одного из студентов, к которому он пришел по результатам работы по этой теме. Так, он считает, что борьба с нарушениями адвокатской тайны предполагает активное участие в ней самих адвокатов, предание гласности фактам нарушения адвокатской тайны, усиление роли средств массовой информации в формировании негативного общественного мнения в отношении подобных фактов как посягающих на основы демократии и гражданского общества.

«”Карманный адвокат”: понятие, проблемы и способы их решения» – одна из тем научного исследования студента. Нельзя не сказать, что проблема весьма актуальна для адвокатского сообщества, несмотря на активное внедрение во многих адвокатских палатах систем электронного распределения участия адвокатов в делах по назначению. Автор работы не только обозначил имеющиеся сложности, но и предложил конкретные мероприятия по их преодолению. (Заметим, что некоторые предложения, на наш взгляд, вызваны юношеским максимализмом, что, конечно же, не лишает их права на существование.)

Весьма интересной показалась нам работа по теме «Влияние экономической среды на личность адвоката». Является ли адвокатура в полной мере некоммерческой организацией? Каково влияние тотальной коммерциализации современного общества на деятельность адвокатуры? Попытку ответить на эти вопросы предпринял автор работы при исследовании избранной темы. И надо отметить, что он очень даже неплохо справился с поставленной задачей (в конечном итоге эта работа заняла первое место).

Разумеется, не со всеми суждениями и выводами наших юных коллег можно согласиться. Приведу лишь одну цитату из научной работы студента из введения по теме исследования «Дисциплинарное производство в отношении адвоката»: «В современном обществе с рыночной экономикой, адвокаты при выполнении своей работы все больше нацелены на получение прибыли от гражданина, а не на оказание профессиональной юридической помощи своему доверителю» (выделено мною). Смею предположить, что студент не сам так думает, а только приводит слова из изученных им научных статей. Тем не менее столь серьезное обвинение адвокатов в корыстолюбии и непрофессионализме лишило студента призового места.

Подводя итоги конкурсу студенческих научных работ, следует отметить, что, на наш взгляд, студенты показали знание проблем, стоящих перед адвокатским сообществом, их актуальность, значимость и, что очень важно, внесли свои предложения по разрешению этих проблем.

Результаты студенческого конкурса были утверждены на Совете Адвокатской палаты, на котором президент Адвокатской палаты Челябинской области Иван Казаков заявил: «Победителей – наградить. Впредь конкурс – проводить».

Поделиться