Популярные материалы

Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
2 декабря 2022 г.
Александр Амелин
Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
Суды республики первыми оперативно включились в работу КИС АР, показав хороший пример органам следствия и дознания
Марк Павлов
28 ноября 2022 г.
Недопустимая «мера воздействия»
Суд отстранил защитника от участия в деле за возражения против действий председательствующего
Внедрение КИС АР – главное в профессиональной деятельности событие текущего года
7 ноября 2022 г.
Александр Копылов
Внедрение КИС АР – главное в профессиональной деятельности событие текущего года
У адвокатов и уполномоченных органов не возникает сложностей в работе с автоматизированной системой распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению
Полагаться следует на документы и рациональные доводы, а не на эмоциональные выпады
1 ноября 2022 г.
Михаил Толчеев
Полагаться следует на документы и рациональные доводы, а не на эмоциональные выпады
Комиссия Совета ФПА РФ изучила процесс принятия в АП РСО – Алания экзамена на приобретение статуса адвоката и допуска к нему
Нвер Гаспарян
25 октября 2022 г.
Когда присяга важнее регистрации в реестре
Конституционный Суд РФ посчитал, что обязанность адвоката платить взносы на ОПС и ОМС возникает со дня принятия присяги
Валерий Анисимов
Вице-президент ФПА РФ, представитель Совета ФПА РФ в Уральском федеральном округе, президент АП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Меры для устранения правовых коллизий

5 апреля 2022 г.

Предложения в региональный закон о бесплатной юридической помощи в ХМАО – Югре


В последнее время сложилась практика, когда при оказании бесплатной юридической помощи Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказывает в оплате труда адвокатов в случаях, когда юридическая помощь оказывалась в административном судопроизводстве. Возвращая заявление об оплате труда адвокатов, Департамент указывал, что в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» возможность предоставления бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве не закреплена. При этом не учитывается, что Федеральный закон введен в действие в 2012 г., а Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации – 15 сентября 2015 г. Соответственно, до 15 сентября 2015 г. обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке согласно главам 24 и 25 Гражданского кодекса РФ. Теперь практически все подобные иски подпадают под действие Кодекса административного судопроизводства. Возникала ситуация, когда за подготовку искового заявления ветерану боевых действий о признании незаконным решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в предоставлении бесплатно земельного участка для строительства дома (предоставление мер социальной поддержки) оплата производится, а за подготовку административного искового заявления с такими же требованиями – нет.

Учитывая данную ситуацию, Адвокатская палата ХМАО – Югры обращалась в Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с просьбой принять меры в решении данной коллизии права. Кроме того, данная проблема неоднократно обсуждалась с Управлением Министерства юстиции РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

На данное обращение Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры направил ответ, что установление случаев и порядка оказания бесплатной юридической помощи в административном производстве может быть предусмотрено только законами Российской Федерации.

Министерством юстиции РФ в свою очередь был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”», предлагающий скорректировать положения ч. 3 и 4 ст. 3 данного Федерального закона. Уточненным положением предусматривалась возможность установления случая бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве, в том числе и законами субъектов РФ.

Однако при изучении выше указанной законодательной инициативны Государственно-правовое управление Президента РФ (письмо от 17 декабря 2018 г. № а6-14426) высказало позицию, что действующее правовое регулирование является достаточным, поскольку редакция ч. 4 ст. 3 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» предоставляет возможность установления субъектами РФ дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе в административном судопроизводстве.

Учитывая вышеизложенное, Адвокатская палата ХМАО – Югры обратилась к руководителю фракции ВПП «Единая Россия» в Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.Л. Западновой с просьбой рассмотреть возможность выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 декабря 2011 г. № 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в части установления права оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве.

Кроме того, учитывая специфику Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Адвокатская палата также инициировала возможность дополнительной поддержки коренных малочисленных народов Севера в части включения права оказания им бесплатной юридической помощи при рассмотрении дел об административном правонарушении, связанных с традиционным образом их жизнедеятельности (при привлечении к административной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, нарушение правил охоты, рыболовства, а также оборот оружия и др.).

Для адвокатского сообщества очень важен любой способ защиты прав и законных интересов наших граждан. Соответственно, мы должны принять все меры для устранения каких-либо правовых коллизий. Надеюсь, что региональный законодательный орган власти поможет нам в этом.

Поделиться