Популярные материалы
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
При наличии в уголовном деле добросовестного защитника по соглашению защитник по назначению в нем участвовать не может
Главным препятствием в работе адвокатов остаются процессуальные нарушения их прав
Институт адвокатского запроса требует укрепления, ведь это важнейший способ сбора доказательств и информации, необходимой для оказания правовой помощи
Минувшие 20 лет были золотым веком российской адвокатуры
Благодаря Закону об адвокатской деятельности соблюден баланс между интересами адвокатуры и общефедеральными ценностями
Требуется всесторонний подход
Дисциплинарные органы палаты должны оценивать предшествующее поведение суда, явившееся поводом для адвокатского проступка
«Мы должны и создавать, и участвовать, и быть опорой»
У адвокатов есть не только профессиональные, но и общественные обязанности
Формы и способы обучения адвокат выберет самостоятельно
10 сентября 2018 г.
О Стандарте повышения квалификации
Продолжающаяся в адвокатском сообществе дискуссия по проекту Стандарта повышения квалификации свидетельствует о понимании адвокатами значимости данного вопроса и необходимости реформирования системы повышения квалификации.
Действующее в настоящее время Положение «О единой методике профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов» от 30 ноября 2007 г. (далее – Единая методика), несмотря на то, что некоторые ее положения несколько устарели в силу значительного времени, прошедшего с момента принятия, вместе с тем в значительной мере позволяет решать задачи повышения квалификации, в связи с чем целесообразно не заменять ее полностью, а взять за основу при разработке нового Стандарта.
Вместе с тем отдельные положения Единой методики безусловно подлежат уточнению.
Прежде всего, это касается вопроса количества часов обязательного обучения. Представляется, что содержащиеся в Единой методике требования о количестве часов обязательного повышения квалификации в объеме не менее 20 часов в год или не менее 100 часов за пять лет, с учетом появившихся возможностей использования новых форм обучения (дистанционное обучение, вебинары и пр.) в настоящее время являются недостаточными, в связи с чем высказываемые предложения об увеличении минимального количества часов повышения квалификации обоснованны.
Вместе с тем увеличения минимального количества часов для учебы в рамках повышения квалификации недостаточно для достижения задач обучения. В указанных целях необходимо обеспечить качество и эффективность обучения, особенно при использовании таких форм повышения квалификации, как вебинары.
Данная форма обучения, имея несомненные плюсы, одновременно содержит один недостаток – контроль фактического участия обучаемого в вебинаре. В связи с этим поддерживаю предложения ряда коллег о введении процедуры контроля качества обучения, например, путем проведения тестирования слушателей по окончании вебинара.
Представляется, что исчерпывающий перечень форм и способов повышения квалификации, подлежащих зачету в рамках повышения квалификации, не может и не должен быть указан в Стандарте. Достаточно указания лишь основных способов и форм повышения квалификации, а вопрос зачета в счет повышения квалификации иных форм обучения должен решаться советами региональных палат. Также нецелесообразно ограничивать обучающихся в самостоятельном выборе образовательных учреждений для повышения квалификации.
Не вижу необходимости предусматривать наличие в Стандарте повышения квалификации региональной и федеральной составляющих. Адвокат сам вправе сделать выбор, какое направление законодательства и правоприменения его интересует и подлежит дополнительному изучению.
Разделение Единой методикой категорий обучающихся на адвокатов со стажем до одного года и свыше одного года, а также стажеров адвокатов считаю обоснованным и не нуждающемся в каких-либо изменениях.
Однако при этом занятия для стажеров адвокатов в рамках программы их обучения должны проводиться преимущественно в очной форме, позволяющей выяснить стажеру некоторые непонятные ему моменты посредством обсуждения с обучающим.
Поддерживаю позицию о возможности зачета решениями советов региональных адвокатских палат в качестве часов повышения квалификации работы, выполняемой адвокатами при подготовке публикаций в периодические издания (в том числе региональные) по юридической тематике, подготовке и выступлении с лекциями по повышению квалификации.