Популярные материалы
Процессуальное право – самое главное в юриспруденции
Далеко не все нормы материального права адвокату приходится применять на практике, но процесс он должен знать назубок
Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
Эксперты адвокатской корпорации смогут научиться передавать свои знания с помощью онлайн-контента
Жизнь подарила мне встречи с удивительными людьми
Новый Закон об адвокатуре должен был стать и, как показала история, стал основой для объединения адвокатов
Специальная комиссия палаты осуществляет мониторинг недопустимой информации
Проблема публикации в интернете отзывов других лиц о работе адвоката требует более углубленного изучения и проработки, вплоть до обращения за разъяснением в Комиссию по этике и стандартам ФПА РФ
Формы и способы обучения адвокат выберет самостоятельно
10 сентября 2018 г.
О Стандарте повышения квалификации
Продолжающаяся в адвокатском сообществе дискуссия по проекту Стандарта повышения квалификации свидетельствует о понимании адвокатами значимости данного вопроса и необходимости реформирования системы повышения квалификации.
Действующее в настоящее время Положение «О единой методике профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов и стажеров адвокатов» от 30 ноября 2007 г. (далее – Единая методика), несмотря на то, что некоторые ее положения несколько устарели в силу значительного времени, прошедшего с момента принятия, вместе с тем в значительной мере позволяет решать задачи повышения квалификации, в связи с чем целесообразно не заменять ее полностью, а взять за основу при разработке нового Стандарта.
Вместе с тем отдельные положения Единой методики безусловно подлежат уточнению.
Прежде всего, это касается вопроса количества часов обязательного обучения. Представляется, что содержащиеся в Единой методике требования о количестве часов обязательного повышения квалификации в объеме не менее 20 часов в год или не менее 100 часов за пять лет, с учетом появившихся возможностей использования новых форм обучения (дистанционное обучение, вебинары и пр.) в настоящее время являются недостаточными, в связи с чем высказываемые предложения об увеличении минимального количества часов повышения квалификации обоснованны.
Вместе с тем увеличения минимального количества часов для учебы в рамках повышения квалификации недостаточно для достижения задач обучения. В указанных целях необходимо обеспечить качество и эффективность обучения, особенно при использовании таких форм повышения квалификации, как вебинары.
Данная форма обучения, имея несомненные плюсы, одновременно содержит один недостаток – контроль фактического участия обучаемого в вебинаре. В связи с этим поддерживаю предложения ряда коллег о введении процедуры контроля качества обучения, например, путем проведения тестирования слушателей по окончании вебинара.
Представляется, что исчерпывающий перечень форм и способов повышения квалификации, подлежащих зачету в рамках повышения квалификации, не может и не должен быть указан в Стандарте. Достаточно указания лишь основных способов и форм повышения квалификации, а вопрос зачета в счет повышения квалификации иных форм обучения должен решаться советами региональных палат. Также нецелесообразно ограничивать обучающихся в самостоятельном выборе образовательных учреждений для повышения квалификации.
Не вижу необходимости предусматривать наличие в Стандарте повышения квалификации региональной и федеральной составляющих. Адвокат сам вправе сделать выбор, какое направление законодательства и правоприменения его интересует и подлежит дополнительному изучению.
Разделение Единой методикой категорий обучающихся на адвокатов со стажем до одного года и свыше одного года, а также стажеров адвокатов считаю обоснованным и не нуждающемся в каких-либо изменениях.
Однако при этом занятия для стажеров адвокатов в рамках программы их обучения должны проводиться преимущественно в очной форме, позволяющей выяснить стажеру некоторые непонятные ему моменты посредством обсуждения с обучающим.
Поддерживаю позицию о возможности зачета решениями советов региональных адвокатских палат в качестве часов повышения квалификации работы, выполняемой адвокатами при подготовке публикаций в периодические издания (в том числе региональные) по юридической тематике, подготовке и выступлении с лекциями по повышению квалификации.