Популярные материалы

Михаил Толчеев
11 августа 2022 г.
Адвокат – не торговец, а самурай
Концептуальные подходы к решению вопроса об отказе от защиты
Право призвано сделать жизнь предсказуемой, доступной и безопасной
21 июля 2022 г.
Владимир Плигин
Право призвано сделать жизнь предсказуемой, доступной и безопасной
Рождающиеся правовые нормы должны быть законными и легитимными, не опираясь только на предполагаемый большой объем принуждения
Работаем прозрачно, требовательно и ответственно
15 июля 2022 г.
Елена Кузьмина
Работаем прозрачно, требовательно и ответственно
Все правоохранительные органы и суды Чувашской Республики довольны КИС АР
Борис Золотухин
13 июля 2022 г.
Оправданная жесткость
О введении наказания за пропаганду наркотиков в интернете
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
1 июля 2022 г.
Елена Леванюк
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
При наличии в уголовном деле добросовестного защитника по соглашению защитник по назначению в нем участвовать не может
Николай Жаров
Член Совета ФПА РФ, президент АП Костромской области

Дополнительная возможность для конструктивной коммуникации

5 августа 2022 г.

О пользе Совета при губернаторе Костромской области по развитию гражданского общества и правам человека


В октябре 2021 г. губернатор Костромской области Сергей Ситников образовал Совет при губернаторе Костромской области по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) в составе 12 человек, один из которых – автор этой заметки.

Положение о Совете предусматривает, что он собирается на свои заседания не реже одного раза в два месяца, т.е. достаточно часто.

Возглавил Совет бывший вице-губернатор Костромской области Владимир Кирпичник, который буквально через несколько месяцев после этого назначения был избран на должность Уполномоченного по правам человека в Костромской области, продолжая возглавлять и Совет.

Владимир Григорьевич в свое время курировал в Администрации Костромской области вопросы взаимодействия с адвокатурой и работу государственной системы бесплатной юридической помощи, поэтому не понаслышке знаком с имеющимися в этой сфере проблемами. Наверное, поэтому в повестку дня первого же рабочего заседания Совета, состоявшегося в декабре 2021 г., был включен вопрос о состоянии БЮП в Костромской области.

На этом заседании я высказал мнение о нецелесообразности создания в области госюрбюро и о необходимости расширить перечень категорий граждан, которым предоставляется БЮП. Последнее предложение нашло отражение в протоколе заседания Совета, согласно которому рекомендовалось предусмотреть предоставление БЮП гражданам старше 70 лет, пострадавшим от мошеннических действий.

Спустя месяц после заседания Совета, в январе 2022 г., губернатор области поручил Департаменту региональной безопасности подготовить проект изменений в региональный закон о БЮП, расширив перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение.

Адвокатская палата представила в Департамент предложение о предоставлении БЮП (во всех ее видах) всем гражданам старше 70 лет, потерпевшим от преступлений, предусмотренных гл. 21 (преступления против собственности).

Это предложение в ходе разработки и принятия законопроекта было модифицировано, и Законом Костромской области от 26 апреля 2022 г. право на БЮП гарантировано гражданам в возрасте от 65 лет и старше, проживающим на территории Костромской области, участвующим в качестве истца или ответчика в гражданских делах по спорам с микрофинансовыми организациями.

Нетрудно посчитать, что от обсуждения предложения адвокатской палаты на Совете до подписания губернатором соответствующего областного закона прошло всего 4 месяца. Такая скорость внедрения наших предложений в действующее законодательство оказалась возможной исключительно благодаря их поддержке Советом и лично его председателем Владимиром Кирпичником, мнение которых, безусловно, учитывается руководством области.

На мартовском заседании Совета при обсуждении вопроса о защите прав участников дорожного движения я попенял начальнику областного УГИБДД Михаилу Чумаку, что его доклад перед нами, изобиловавший цифрами о количестве участников дорожного движения, привлеченных к ответственности за нарушение ПДД, красноречиво свидетельствует о большой работе, проводимой сотрудниками ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения, но не содержит никаких сведений о защите прав водителей и пешеходов.

Я также заметил, что долгое время, еще со времен своего в прошлом членства в Общественной палате области, никак не могу добиться от чиновников ответа на вопрос: что же это за орган и кто же то должностное лицо, которое принимает решение о характере дорожной разметки (двойная сплошная или прерывистая), об ограничении скорости, о запрете остановки и т.п. То, что некоторые знаки установлены по решениям администрации города и эти решения опубликованы, известно. Но то – лишь малая часть решений об установке запрещающих знаков и нанесении разметки. А на основании чего установлено большинство из них, непонятно, хотя есть федеральный закон об организации дорожного движения в Российской Федерации, который обязывает разрабатывать и утверждать комплексные схемы организации дорожного движения, где все знаки и разметка как раз и должны быть предусмотрены.

Начальник УГИБДД был озадачен моим вопросом и не смог дать на него внятный ответ в ходе заседания Совета. Однако после заседания Михаил Сергеевич пообещал, что непременно уточнит информацию и перезвонит мне. Не прошло и двух часов, как он сообщил мне по телефону, что комплексные схемы организации дорожного движения есть и их можно найти на сайте Департамента транспорта и дорожной деятельности Костромской области.

В протокол по итогам заседания Совета включена рекомендация главам муниципальных образований Костромской области совместно с Управлением ГИБДД УМВД России по Костромской области обеспечить возможность ознакомления членов Совета со схемой организации дорожного движения на территории муниципальных образований Костромской области.

Отмечу, что «порывшись» на сайтах Департамента транспорта и дорожной деятельности Костромской области и Администрации города Костромы, утвержденных комплексных схем организации дорожного движения я так и не нашел. Надеюсь, что УГИБДД исполнит рекомендацию Совета и все-таки ознакомит хотя бы его членов с такими схемами (если, конечно, они существуют).

За полгода своей работы Совет рассмотрел и другие актуальные вопросы, в частности, о соблюдении и защите прав детей и молодежи, о контроле уровня цен на продукты и медикаменты в условиях реализации антикризисных мер, об уровне финансовой грамотности старшего поколения в цифровой среде, о службе социального такси для инвалидов и о проблемах доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах и др.

По всем рассмотренным вопросам Советом выработаны рекомендации для органов государственной власти и общественных объединений.

Поскольку Совет действует при губернаторе, к исполнению этих рекомендаций оперативно подключаются органы исполнительной власти области. Яркий тому пример – внесение изменений в областной закон о БЮП.

Убежден, что, участвуя в работе таких органов, как Советы по развитию гражданского общества и правам человека при высших должностных лицах субъектов Российской Федерации, представители адвокатуры получают дополнительную возможность для конструктивной коммуникации как с коллегами из других институтов гражданского общества, так и с руководителями органов государственной власти по важным для адвокатуры вопросам. И эту возможность надо активно использовать.

Поделиться