Популярные материалы

Поезд изменений в зависимости от нашего о нем мнения не остановится
3 декабря 2021 г.
Михаил Толчеев
Поезд изменений в зависимости от нашего о нем мнения не остановится
Цифровая экосистема адвокатуры снизит транзакционные издержки и позволит не оказаться в аутсайдерах
Крайности смыкаются и отторгаются, а безответственность и безнаказанность всегда способствуют злоупотреблениям
22 ноября 2021 г.
Вадим Клювгант
Крайности смыкаются и отторгаются, а безответственность и безнаказанность всегда способствуют злоупотреблениям
Проекты законодательных норм об ответственности за воспрепятствование адвокатской деятельности по-прежнему обездвижены
Генри Резник
15 ноября 2021 г.
Дружба непоколебима, истина – не помеха
Возбудить – не значит привлечь
Проект создания госюрбюро чрезмерно и неоправданно затратный
10 ноября 2021 г.
Ирина Кривоколеско
Проект создания госюрбюро чрезмерно и неоправданно затратный
Недовольство вызывает ограниченный круг лиц – возможных получателей БЮП и вопросов, по которым такая помощь может быть предоставлена
«Погоду» в адвокатуре делает «средний адвокат»
10 ноября 2021 г.
Николай Жаров
«Погоду» в адвокатуре делает «средний адвокат»
Доверитель должен быть уверен, что, обратившись к любому, пусть и совсем неизвестному, адвокату, он получит надежную профессиональную опору
Сергей Бородин
Советник ФПА РФ, вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов, канд. юрид. наук

COVID-19 и адвокатская этика: проблемы совместимости

24 апреля 2020 г.

О перспективе признания офиса адвоката надлежащим местом присутствия участников дистанционного судебного разбирательства


Начну с исторической зарисовки: 28 сентября 2016 г. Совет ФПА РФ утвердил Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно Правилам адвокатам рекомендовано воздержаться от дистанционного консультирования, оказания юридической помощи и дачи профессиональных советов посредством сети «Интернет» (п. 2.1.3). При этом данное положение не распространяется на случаи, когда из-под клавиатуры адвоката выходит информационно-познавательный контент юридического характера (п. 2.1.4) и при взаимодействии с доверителем по поводу обмена значимой информацией (2.1.5) в рамках договора об оказании юридической помощи.

Абрис проблемы

В условиях распространения коронавирусной инфекции и последовавшими за этим экономическими проблемами и бизнес, и рядовые граждане как никогда нуждаются в квалифицированной юридической помощи: потеря работы, непогашенная ипотека, невозможность уплаты арендных платежей, неиспользованные путевки и т.д.

Однако повсеместно вводимые ограничительные меры не дают в полной мере возможности оказывать юридическую помощь лично и непосредственно. При этом обозначенные выше проблемы не только остались, но подобно снежному кому накапливаются и несутся с бешеной скоростью по правовым просторам.

В таких условиях многие региональные палаты и адвокаты вынуждены прибегать к современным технологиям и запускать через интернет-платформы различные сервисы онлайн-консультирования. Здесь не следует искать исключительно экономическую подоплеку или желание адвокатов «попиариться» за счет новейших технологий.

Адвокатура – это институт гражданского общества с социально ориентированными и публично значимыми функциями. Именно профессиональная корпорация – оплот правозащиты в нашей стране уже на протяжении более чем ста пятидесяти лет. И адвокаты не могут «засесть в юридические окопы» и дожидаться окончания правовых блокировок, препятствующих непосредственному общению с населением и бизнесом.

Как я уже отметил, в праве сейчас царит «чрезвычайщина»: рутинные юридические казусы вдруг превратились в сложные правовые головоломки, а многие «мертвые» регуляторные механизмы юристы отряхнули от пыли и взяли на вооружение. В такой ситуации у населения появляется палитра схожих вопросов, на которые можно дать типичные, но квалифицированные юридические ответы. И здесь адвокатура не может оставаться в стороне.

Конечно, каждый правовой казус по-своему уникален, и в социальных сетях или форумах попросту невозможно дать полноценные рекомендации. Но именно здесь можно и нужно задать вектор движения и дать толчок для более плотного контакта на длинной дистанции.

К сожалению, наша профессиональная корпорация на данный момент не обладает единой информационной базой данных адвокатов с личными кабинетами, где каждый желающий может задать правовой вопрос и получить на него квалифицированный ответ. И чтобы при этом у доверителей не возникали вопросы относительно фигуры консультанта – адвоката.

Налаженное дистанционное общение с адвокатом оберегает человека от обмана со стороны недобросовестных юристов, выдающих себя за воинов права. Такой подход как раз и реализован во Франции, где онлайн-консультации – норма рынка профессиональной юридической помощи.

Мы видим и обратную сторону медали: набирает обороты цифровое правосудие. Система «Мой Арбитр» и конференц-связь сейчас технически позволяют судам рассматривать отдельные дела в режиме социального дистанцирования. Другое дело, что существующий нормативный плацдарм пока создает для этого определенные трудности. В этом отношении необходимы законодательные рихтовки процессуальных норм и, возможно, в уже обозримом будущем следует легитимно признать офис адвоката надлежащим местом присутствия участников судебного разбирательства по видео-конференц-связи.

Резюме

Не уверен, что сейчас требуется поспешное изменение корпоративных правил поведения адвокатов в Интернете, поскольку они по своей сути не препятствуют осуществлению правовых маневров по лапидарному онлайн-консультированию в местах интернет-скоплений населения и бизнеса. В любом случае детальное изучение обстоятельств дела, подготовка «дорожной карты» и юридические подвиги происходят при личном, хоть и на дистанции, общении между адвокатом и доверителем.

Поделиться