Популярные материалы

Чему не учат в вузах
22 июля 2021 г.
Максим Семеняко
Чему не учат в вузах
Санкт-Петербургский институт адвокатуры специализируется на прикладной тематике
Мошенники с «громкими» именами
Вымогая деньги у граждан, злоумышленники все чаще представляются сотрудниками известных юридических компаний
Сергей Краузе
5 июля 2021 г.
Адвокат должен работать спокойно, не «наступая на грабли»
О тренинге по защите профессиональных прав адвокатов
Живое общение ничем не заменишь!
2 июля 2021 г.
Светлана Володина
Живое общение ничем не заменишь!
Адвокат должен знать не только судебную практику, но и жизнь, а для этого ему необходимы широкий кругозор и быстрая реакция
До сегодняшнего момента адвокатура остается территорией настоящей независимости
17 июня 2021 г.
Юрий Пилипенко
До сегодняшнего момента адвокатура остается территорией настоящей независимости
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ответил на вопросы «АГ» о современном состоянии российской адвокатуры и ее перспективах
Сергей Бородин
Советник ФПА РФ, вице-президент Международного Союза (Содружества) адвокатов, канд. юрид. наук

COVID-19 и адвокатская этика: проблемы совместимости

24 апреля 2020 г.

О перспективе признания офиса адвоката надлежащим местом присутствия участников дистанционного судебного разбирательства


Начну с исторической зарисовки: 28 сентября 2016 г. Совет ФПА РФ утвердил Правила поведения адвокатов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно Правилам адвокатам рекомендовано воздержаться от дистанционного консультирования, оказания юридической помощи и дачи профессиональных советов посредством сети «Интернет» (п. 2.1.3). При этом данное положение не распространяется на случаи, когда из-под клавиатуры адвоката выходит информационно-познавательный контент юридического характера (п. 2.1.4) и при взаимодействии с доверителем по поводу обмена значимой информацией (2.1.5) в рамках договора об оказании юридической помощи.

Абрис проблемы

В условиях распространения коронавирусной инфекции и последовавшими за этим экономическими проблемами и бизнес, и рядовые граждане как никогда нуждаются в квалифицированной юридической помощи: потеря работы, непогашенная ипотека, невозможность уплаты арендных платежей, неиспользованные путевки и т.д.

Однако повсеместно вводимые ограничительные меры не дают в полной мере возможности оказывать юридическую помощь лично и непосредственно. При этом обозначенные выше проблемы не только остались, но подобно снежному кому накапливаются и несутся с бешеной скоростью по правовым просторам.

В таких условиях многие региональные палаты и адвокаты вынуждены прибегать к современным технологиям и запускать через интернет-платформы различные сервисы онлайн-консультирования. Здесь не следует искать исключительно экономическую подоплеку или желание адвокатов «попиариться» за счет новейших технологий.

Адвокатура – это институт гражданского общества с социально ориентированными и публично значимыми функциями. Именно профессиональная корпорация – оплот правозащиты в нашей стране уже на протяжении более чем ста пятидесяти лет. И адвокаты не могут «засесть в юридические окопы» и дожидаться окончания правовых блокировок, препятствующих непосредственному общению с населением и бизнесом.

Как я уже отметил, в праве сейчас царит «чрезвычайщина»: рутинные юридические казусы вдруг превратились в сложные правовые головоломки, а многие «мертвые» регуляторные механизмы юристы отряхнули от пыли и взяли на вооружение. В такой ситуации у населения появляется палитра схожих вопросов, на которые можно дать типичные, но квалифицированные юридические ответы. И здесь адвокатура не может оставаться в стороне.

Конечно, каждый правовой казус по-своему уникален, и в социальных сетях или форумах попросту невозможно дать полноценные рекомендации. Но именно здесь можно и нужно задать вектор движения и дать толчок для более плотного контакта на длинной дистанции.

К сожалению, наша профессиональная корпорация на данный момент не обладает единой информационной базой данных адвокатов с личными кабинетами, где каждый желающий может задать правовой вопрос и получить на него квалифицированный ответ. И чтобы при этом у доверителей не возникали вопросы относительно фигуры консультанта – адвоката.

Налаженное дистанционное общение с адвокатом оберегает человека от обмана со стороны недобросовестных юристов, выдающих себя за воинов права. Такой подход как раз и реализован во Франции, где онлайн-консультации – норма рынка профессиональной юридической помощи.

Мы видим и обратную сторону медали: набирает обороты цифровое правосудие. Система «Мой Арбитр» и конференц-связь сейчас технически позволяют судам рассматривать отдельные дела в режиме социального дистанцирования. Другое дело, что существующий нормативный плацдарм пока создает для этого определенные трудности. В этом отношении необходимы законодательные рихтовки процессуальных норм и, возможно, в уже обозримом будущем следует легитимно признать офис адвоката надлежащим местом присутствия участников судебного разбирательства по видео-конференц-связи.

Резюме

Не уверен, что сейчас требуется поспешное изменение корпоративных правил поведения адвокатов в Интернете, поскольку они по своей сути не препятствуют осуществлению правовых маневров по лапидарному онлайн-консультированию в местах интернет-скоплений населения и бизнеса. В любом случае детальное изучение обстоятельств дела, подготовка «дорожной карты» и юридические подвиги происходят при личном, хоть и на дистанции, общении между адвокатом и доверителем.

Поделиться