Видеолекции

Популярные материалы

Сергей Макаров
2 июля 2020 г.
Квадрат коммуникаций
О том, что и как адвокат может заявлять или комментировать, а что не может
Константин Сасов
29 июня 2020 г.
Профессиональный налоговый вычет адвоката и доктрина автономии налогового права
О правомерности компенсации расходов на функционирование адвокатского кабинета
Если не знаешь, как поступить, – поступай по закону
29 июня 2020 г.
Сергей Пашин
Если не знаешь, как поступить, – поступай по закону
Адвокат должен работать с полной самоотдачей, опираясь на нормы права
Федеральный союз был, есть и будет
29 июня 2020 г.
Алексей Галоганов
Федеральный союз был, есть и будет
Перемены на тридцатилетнем рубеже
Татьяна Яцученко
26 июня 2020 г.
Будет ли исполнено постановление КС РФ?
Комментарий к законопроекту о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании»
Татьяна Яцученко
Адвокат Адвокатской палаты Новосибирской области, старший преподаватель кафедры трудового, земельного и финансового права НЮИ (ф) ТГУ

Будет ли исполнено постановление КС РФ?

26 июня 2020 г.

Комментарий к законопроекту о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании»


Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”», разработанный Правительством РФ во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5 (далее – Постановление КС № 5), не соответствует указанному Постановлению Конституционного Суда РФ и направлен, по существу, на его пересмотр.

Основополагающей правовой позицией Конституционного Суда РФ являлось то, что положения законодательства в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не противоречат Конституции Российской Федерации.

Исходя из указанной правовой позиции в целях устранения правовой неопределенности нормативного содержания применительно к объему и условиям обязательного страхового пенсионного обеспечения адвокатов из числа военных пенсионеров законодателю необходимо было:

1. Определить цель уплаты страховых взносов по солидарной части тарифа и ее влияния на объем обязательного страхового пенсионного обеспечения (фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости).

2. Закрепить право на неполную страховую пенсию по старости и правовой механизм его реализации, в том числе на одновременное получение такой пенсии и пенсии за выслугу лет.

3. Закрепить правовой механизм преобразования пенсионных прав, приобретенных в системе обязательного пенсионного страхования, в пенсионные права, с учетом которых может быть увеличен размер пенсии за выслугу лет или по инвалидности, назначенной в связи с военной службой или иной приравненной к ней службе.

4. Закрепить право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания или трудового увечья.

Однако, как следует из законопроекта, разработанного во исполнение Постановления КС № 5, Правительство РФ предлагает исключить из законодательства положения, в силу которых адвокаты из числа военных пенсионеров признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и на них возлагаются обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. По сути, Правительством РФ предложено исключить правовую основу, в силу наличия которой в соответствии с Постановлением КС № 5 в законодательство об обязательном страховом пенсионном обеспечении адвокатов из числа военных пенсионеров надлежало внести все вышеназванные изменения и дополнения. Поскольку до настоящего времени других законопроектов в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ не внесено, полагаю, что внесенный в Государственную Думу законопроект направлен на создание условий для неисполнения Постановления Конституционного Суда РФ. 

Кроме того, нельзя не заметить, что законопроектом вместо положений об обязательном участии адвокатов из числа военных пенсионеров в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию предлагается внести положения об их добровольном вступлении в такие правоотношения. Как вытекает из смысла положений, адвокатам из числа военных пенсионеров предлагается продолжить формировать права на страховую пенсию по старости на добровольной основе.

Предложение Правительства РФ ввести вместо обязательного участия добровольное участие адвокатов из числа военных пенсионеров в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию является существенной уступкой, поскольку можно не вступать в такие правоотношения и, соответственно, не платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Вместе с тем сама по себе замена порядка участия в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию (с обязательного на добровольный порядок) не устраняет правовой неопределенности нормативного содержания применительно к объему и условиям обязательного страхового пенсионного обеспечения адвокатов из числа военных пенсионеров. Поэтому законодателю все-таки надлежит исполнить правовые позиции Конституционного Суда РФ по обязательному страховому пенсионному обеспечению адвокатов из числа военных пенсионеров.
Поделиться