Популярные материалы
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Как правильно построить защиту
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Цифровые технологии помогут преодолеть неравенство защиты и обвинения в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве
«Лицо нашей корпорации и ее будущее – это молодые адвокаты»
От всего сердца рекомендую
О прохождении обучения по совместной программе Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ и ФПА РФ «Доктор юридического администрирования: управление адвокатским бизнесом»
Два с половиной года назад я узнал о том, что Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) совместно с ФПА РФ начинают набор руководителей на освоение специальности по программе «Доктор юридического администрирования: управление адвокатским бизнесом».
На официальном сайте НИУ ВШЭ было заявлено, что данная программа является уникальной, специализированной, прикладной докторской программой по направлению «менеджмент», ориентированной на подготовку к защите диссертации на соискание профессиональной степени «Доктор юридического администрирования / Doctor of Legal Administration». Также указывалось на то, что она способствует формированию стратегических компетенций, направленных на систематизацию и масштабирование успешного международного и российского опыта в области юридического менеджмента.
Ранее я был наслышан о НИУ ВШЭ как о современном университете именно управления, даже в какой-то мере наблюдал за ним, поскольку интересуюсь экономикой и управлением уже очень давно и во всех их возможных проявлениях.
Привлекла же меня «коллаборация» НИУ ВШЭ, миссия которого – рассматривать любое образование как бизнес-единицу, с ФПА РФ как фундаментальной основой, своего рода «цитаделью» адвокатуры. Мне интуитивно показалось, что это будет точно полезным новым опытом и может привнести что-то новое в мою работу.
Проходя конкурс на обучение по данной программе, я хотел почерпнуть какие-то узкие, уникальные, где-то неписаные знания и умения, которые позволят мне системно соединить традиционность адвокатской деятельности с управлением этой деятельностью, с использованием подходящих для этого приемов управления бизнес-единицами.
Признаюсь честно, на прохождение конкурса шел с воодушевлением и, пройдя его, не только не разочаровался, но и был воодушевлен еще больше.
Мне действительно захотелось попробовать пройти эту программу, наполниться новыми знаниями, хотя к моменту прохождения данного конкурса и в управлении, и в адвокатской деятельности я имел весьма увесистый и разноплановый опыт. В связи с этим у меня были определенные ожидания и представления о процессе прохождения обучения. Этот процесс я себе представлял традиционным, как это принято в классических вузах, и поначалу ощущал, что его можно проскочить «налегке».
Когда же я столкнулся с реальностью и задачами, которые перед нами ставились, могу сказать, что организация образовательного процесса меня впечатлила – это был мощный выход из зоны комфорта. Вопросы, которые ставили перед нами преподаватели, не только не были скучными, они по-настоящему напрягали мозг, заставляли прибегать к смекалке, знанию права, собственному опыту, подключать творческую составляющую, использовать нестандартный подход. Я снова почувствовал волнение и трепет перед экзаменами, которые, казалось бы, были давно позабыты.
Особенно серьезным было написание докторской диссертации по выбранной программе, которая должна быть именно практической и крайне индивидуальной, чтобы собрать все лучшее, что есть в нас, и которая должна была содержать не теорию права, а конкретные, практические выводы и предложения применения наших знаний права именно в управлении и именно в адвокатуре.
Могу искренне сказать, что было сложно, но очень интересно. Признаюсь, это один из моих лучших опытов.
Крайне важным в обучении было также то, что помимо полученных знаний те из нас, кто дошел до конца и защитил свои диссертации, преисполнились новыми идеями, которые можно развивать и использовать более активно не только в своих адвокатских образованиях, но и участвовать в развитии адвокатуры в целом.
Обучающий процесс позволил посмотреть на адвокатуру под разными углами зрения, увидеть слабые стороны и получить идеи для ее совершенствования. Это стало возможным благодаря тому, что программа выстраивалась таким образом, что мы могли «впитать» и современные методы управления (SWOT-анализ и пр.), и психологию управления (что мне очень близко), и математические модели прогнозирования развития бизнеса. Все это очень многое дает для правильности и эффективности ведения переговоров с доверителями и их оппонентами, поскольку в некоторых ситуациях доверителя нужно примирить с оппонентом, а не потакать усугублению конфликта.
С одной стороны, очень рад, что защитил диссертацию, а с другой – огорчен, что мое обучение закончилось.
От всего сердца рекомендую всем прохождение данной образовательной программы. Если есть сомнения, идти или не нет, идите и не пожалеете! Ценным и нужным, на мой взгляд, будет со стороны защитивших докторские диссертации докторов юридического администрирования нести полученные знания в массы, поскольку эти знания, по моему мнению, будут усиливать адвокатуру, повышать ее конкурентоспособность и значимость, а также давать нашим доверителем максимальную защиту.
Убежден в том, что, когда адвокат (руководитель адвокатского образования) практически понимает, как управлять адвокатским образованием как единицей бизнес-процессов, он сможет лучше понимать (и принимать) своих доверителей (представителей бизнеса), стать ближе к ним по духу, понять, как им сложно в управлении их бизнесом, создать большую вовлеченность в его процессы с точки зрения права. Такой подход к доверителям позволяет своевременно предлагать им различные варианты комплаенса, минимизацию рисков бенефициаров бизнеса даже в плане устранения факторов, влекущих их уголовное преследование за предпринимательскую деятельность.
Очень рад, что был частью данной программы, желаю НИУ ВШЭ успешно продолжать обучение на докторов юридического администрирования.
Хотел бы выразить благодарность Д.Л. Кузнецову, Г.Т. Малашенко и другим преподавателям НИУ ВШЭ, которые нас обучали, а также сказать отдельное спасибо Светлане Игоревне Володиной, Юрию Сергеевичу Пилипенко за организацию данной программы.