Популярные материалы

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Сергей Гаврилов
Советник президента ФПА РФ по информационным технологиям, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, доцент

Чудо творчества

19 октября 2023 г.

Зачем нам – юристам – все эти абстракции, непонятные линии, мешанина форм и разноцветий?


Казалось бы, какая связь между абстрактной живописью и адвокатурой?

Присяжная адвокатура явила нам примеры того, как институт, в основе своей юридический, привлекал личностей неординарных и разносторонних, продолжающих радовать нас и восхищать своими проявлениями в других сферах, далеких от юриспруденции.

Часто говорят, что им, пришедшим в присяжную адвокатуру, исключительно повезло: на адвокатском поприще они сумели открыть свои таланты… Думаю, это не совсем так. На самом деле той – присяжной – адвокатуре повезло, когда как учреждение новое она открыла возможности защищать Правду… и привлекла к себе людей одаренных, талантливых, которые не замыкались на юридической деятельности, а проявляли себя в разных сферах: как художники, певцы, публицисты – словом, как люди творческие.

И в научной сфере… Лишь один пример. «Патриарх русской адвокатуры» Владимир Данилович Спасович написал учебник уголовного права, который на многие годы стал образцом для коллег-ученых, преподавателей и студентов. Как здесь могло обойтись без творческого начала?

Читая судебные речи наших предшественников – выдающихся присяжных поверенных, все время ловишь себя на мысли, что там, за каким-то «стройным зданием юридической защиты», где то и дело упоминаются статьи Устава уголовного судопроизводства и Уложения о наказаниях уголовных и исправительных, скрывается что-то иное.

В этих речах идея достижения Правды и Справедливости не просто скована юридическими формулировками, там есть своя композиция, свой логический строй, своя эстетика, свое «золотое сечение» той самой идеи Правды и Справедливости, что доносится не только с помощью аргументов ad rem (к делу!), к рассудку, но идет к чувствам!

Удивительно, но мы – юристы, пусть и осознавая недостижимость некоего юридического идеала, так или иначе, говорим о цели права – Справедливости. Но иногда забываем, что Справедливость ведь сочетается вовсе не со словом «разум», а со словом «чувство»: Чувство Справедливости.

* * *

Сейчас в зале заседаний Совета Федеральной палаты адвокатов РФ экспонируется выставка Светланы Николаевны Калистратовой «Инварианты эволюции культуры. Перу – Россия (к 160-летию отношений Республики Перу и Российской Федерации)».

… Картины эти удивительны. В них чувствуется объем. Нет, в них множество объемов и форм, которые создают какой-то ирреальный мир. А может, это наш, вполне реальный, мир, который мы просто не видим? Не замечаем? Либо просто не хотим или, того хуже, не способны замечать?

Казалось бы, зачем нам – юристам – все это? Нам, работающим со строгими формулами юридических установок… все эти абстракции, непонятные линии, зачем эта мешанина форм и разноцветий?

Почему тогда так притягивают эти цвета и формы?

Нет, наверное, не каждого: кто-то скользнет взглядом и, кроме полотен с хитросплетением линий и цветов, не увидит ничего.

Беглый взгляд по картине не подарит вам Чуда. Нужно всмотреться, представить. Нужна работа чувств. И тогда точно откроется что-то удивительное, принадлежащее только Вам, что способны увидеть только Вы и никто другой.

Однако есть еще одно чудо. Общение с автором.

Удивительная вещь. Делишься с художницей своим впечатлением, видишь удивленные глаза, в которых заметна заинтересованность.

Полчаса общения со Светланой Николаевной подарили какое-то удивительное состояние. Это был увлекательный обмен своим представлением того, что видит каждый из нас, смотря на одно и то же полотно. Художник и зритель. Мы видели разное.

Так, может, в этом и задача? Увидеть Свое, только тебе понятное и близкое. Или, наоборот, отталкивающее…

Общение с проявлением чего-либо творческого – процесс не односторонний. От зрителя, от слушателя здесь зависит вряд ли меньшее, чем от автора.

Вспоминается дементьевское:

Пусть другой гениально играет на флейте,
Но еще гениальнее слушали вы.

Кто-то точно сказал: «Обычный человек смотрит, а художник – видит…». Весьма часто видит то, чего другому не дано.

Так в чем же связь искусства и адвокатской профессии? Ответ, увы, банален… В возможности творчества.

Можно возразить: суд сейчас не тот. И люди не те. Да, это так. Все другое. Но когда видишь, как построил свою правовую позицию коллега, как нашел он в частоколе сухих цивилистических построений некую идею, которая повернула все совершенно по-иному, не так, как представлялось изначально… Понимаешь: не обошлось здесь без того самого «Чуда», которое может возникнуть только благодаря ему – Творчеству.

Поделиться