Популярные материалы

Следующей цивилизацией будет цивилизация права
16 апреля 2025 г.
Виктор Буробин
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
В 2025 году планируется открытие первой бесплатной электронной юридической библиотеки «ЮСТЕКА»
Избавимся от мошенников
15 апреля 2025 г.
Светлана Володина
Избавимся от мошенников
Президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина – о реформе рынка юридических услуг
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
4 апреля 2025 г.
Нвер Гаспарян
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
20 марта отметил юбилей заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ, член Совета АП Ставропольского края Нвер Саркисович Гаспарян
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
22 марта 2025 г.
Ирина Фаст
«Люди после трагедии чаще всего не знают, куда идти»
Федеральная палата адвокатов — о бесплатной помощи пострадавшим в «Крокусе»
Приносят удовлетворение сложные проекты
21 марта 2025 г.
Александр Аронов
Приносят удовлетворение сложные проекты
Простую задачу решит любой, а сложную – далеко не каждый
Алексей Иванов
Адвокат АП Московской области, МКА «СЕД ЛЕКС», вице-президент ФСАР

Адвокат и реклама кошачьего корма. Можно, но осторожно?

20 января 2021 г.

О возможности получать вознаграждение за размещение чужой рекламы в своем аккаунте в соцсети


Совет Палаты адвокатов Самарской области принял интересное разъяснение о том, вправе ли адвокат получать вознаграждение от третьих лиц за размещение их рекламы в своем аккаунте в «Инстаграме». Совет пришел к выводу, что это не противоречит Кодексу профессиональной этики адвоката, поскольку данная деятельность не является трудовой. Однако, отбирая рекламодателей, адвокат должен придерживаться Правил поведения адвокатов в Информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденных Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 28 сентября 2016 г., и не допускать размещения в своем аккаунте рекламы, нарушающей эти правила.

Указанная позиция Совета, по моему мнению, является достаточно компромиссной, поскольку, не декларируя полного запрета, разъяснение тем не менее содержит ссылку на Правила поведения адвокатов в Интернете. Таким образом, любое дисциплинарное разбирательство, касающееся подобной рекламы, будет иметь своим предметом выяснение, насколько эта реклама соответствовала тем принципам, которые в этом разъяснении указаны, а именно профессионализм (п. 2.1); сдержанность и корректность (п. 2.2); достоинство (п. 2.3); безопасность (п. 2.4); корпоративность (п. 2.5). С трудом представляю себе, как, например, реклама какого-либо товара либо услуги может быть проверена на соответствие указанным принципам.

Могу представить себе ситуацию, когда адвокат имеет аккаунт в «Инстаграме», который вообще не связан с адвокатской деятельностью, например, посвящен кинологии и разведению собак редкой породы. И при этом адвокат в этом аккаунте вообще не позиционирует себя как члена адвокатского сообщества, выступая как заводчик. Наверное, при этом было бы абсолютно нелогично и неправильно запрещать ему размещение рекламы на такой площадке. Ведь никакого вреда авторитету адвокатского сообщества такая реклама не наносит.

Абсолютно другая ситуация складывается тогда, когда аккаунт «Инстаграма» прямо указывает на адвоката и последний ведет этот аккаунт именно с целью информирования о своей профессиональной деятельности, выражает на этой интернет-площадке свою гражданскую позицию как по правовым, так и по иным социально значимым проблемам. В этом случае я лично расцениваю этот аккаунт как интернет-офис данного адвоката. Ведь все подписчики «Инстаграма» знают, что это адвокат и по его сообщениям в данной социальной сети делают вывод о том, каким может быть адвокат, каков образ современного адвоката в глазах гражданского общества. И адвокаты, в свою очередь, используют свои интернет-площадки, в том числе для привлечения новых доверителей. В таком случае я не понимаю, чем интернет-аккаунт адвоката отличается от его официального офиса, где он ведет прием и осуществляет юридические консультации? Но если в адвокатском офисе на стене расположена реклама, например кошачьего корма, и производитель этого корма регулярно выплачивает адвокату вознаграждение за размещение такой рекламы, то такую ситуацию я с трудом могу даже представить.

Поэтому, по моему мнению, реклама в «Инстаграм»-аккаунте, где адвокат позиционирует себя именно как профессионального юридического советника, невозможна по определению. Может быть, в разъяснении Совета Палаты адвокатов Самарской области эта точка зрения и предполагается.

Если же говорить о системности данного вопроса, то хочу отметить, что во всяком случае, при инвестировании средств адвокатом, извлечении при этом дохода адвокат должен помнить об основной цели своей деятельности, о своем статусе и предназначении. Служение адвокатуре, с моей точки зрения, выше интересов бизнеса как бы высокопарно это ни звучало. Но это вопрос долгого и вдумчивого обсуждения.

Поделиться