Популярные материалы

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова

О едином федеральном портале юридической помощи и правового просвещения

14 августа 2019 г.

Портал планируется интегрировать с информационными системами, формируемыми у адвокатских палат

Ирина Рукавишникова / Денис Новак

Интервью на радио Вести FM

10 августа в эфире радиостанции «Вести FM» ведущий эфира Руслан Быстров провел беседу с заместителем министра юстиции РФ Денисом Новаком и членом Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Ириной Рукавишниковой. Основной темой обсуждения стало создание единого федерального портала юридической помощи и правового просвещения, на котором граждане бесплатно смогут получить любую правовую помощь. По словам Дениса Новака, ориентировочные сроки разработки и запуска сайта – 2020–2022 гг. В настоящее время, как заверила Ирина Рукавишникова, граждане со всех регионов России могут направлять собственные идеи по наполнению портала в Совет Федерации. В середине сентября в Совете Федерации запланировано проведение очередного мероприятия, где эти предложения будут обобщены и, возможно, реализованы в дальнейшем.

Р. БЫСТРОВ, ведущий эфира «Вести FM»: Всем здравствуйте! В студии «Вести FM» Руслан Быстров. И у меня для вас есть одна очень хорошая новость. В России создается портал юридической помощи и правового просвещения. Это мега такой сайт, куда каждый может зайти и получить любую помощь юридического характера. Сейчас разные есть сайты – коммерческие, есть и государственные. Все это разрознено. Вот впервые предлагается собрать все на одном портале. Идея супер! Давайте попробуем разобраться в деталях. У нас в студии член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!

И. РУКАВИШНИКОВА, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству: Добрый день!

Р. БЫСТРОВ: И замминистра юстиции Денис Новак. Денис Васильевич, и вам здравствуйте!

Д. НОВАК, заместитель министра юстиции Российской Федерации: Здравствуйте, друзья!

Р. БЫСТРОВ: Ирина Валерьевна, давайте с вас начнем, поскольку именно ваша была идея создать такой портал. Как она к вам пришла, в чем необходимость?

И. РУКАВИШНИКОВА: Знаете, идея родилась достаточно давно, она буквально витала в воздухе. И последнее время уже этот воздух был настолько наэлектризован…

Д. НОВАК: Юридическими проблемами…

И. РУКАВИШНИКОВА: Юридическими проблемами и проблемами, которые есть в субъектах Российской Федерации. И буквально в прошлом году, в ноябре-месяце, мы провели круглый стол в Совете Федерации, посвященный этой тематике, где были представители практически всех субъектов России. И посвящен был в том числе идее создания единого портала. Было высказано огромное количество предложений, то есть уже у нас в ходе обсуждения получился вот такой вот скелетик будущего правового портала, который мы решили предложить Министерству юстиции для реализации для воплощения. И очень отрадно, что нас услышали. И что Министерство юстиции в очень короткие сроки в общем-то положительно отреагировало. Теперь остается дело за малым и, наверное, самое сложное решение принято уже было, а теперь нужно идти вперед. Я понимаю, что это достаточно длительный путь, но очень надеюсь, что мы пройдем его в кратчайшие сроки и успешно.

Р. БЫСТРОВ: Денис Васильевич у нас представляет как раз Минюст. Долго раздумывали, прежде чем поддержать эту идею?

Д. НОВАК: Дело в том, что и у нас тоже это идея давно назревала. Я здесь отмечу, что еще в апреле 2011 года были утверждены Президентом Российской Федерации основы государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. И вот там еще тогда, когда еще слова «цифровизация» не звучало, но в этих основах к числу мер по решению поставленных задач относились, в том числе, обеспечение доступности правовой информации, развитие системы просвещения, информирование граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих справочных систем. То есть правовая база для этой работы была. Другое дело, что при постановке теперь новых задач перед страной в национальной программе, в том числе и «Цифровая экономика», понятное дело, что эти задачи нужно решать уже в рамках новых появившихся инструментов. И, конечно, здесь мы должны привлечь и возможности так называемого сегмента Legal tech. Это комплекс различного рода инструментов, который с помощью информационных технологий позволяет оказывать юридическую помощь. Очень много разработок есть на эту тему. В том числе вот в 2018 году я приглашал деятелей в сфере Legal tech, это различные стартапы, а также представителей крупных инновационных компаний. И они свои вот эти наработки показали и говорили, что готовы в принципе вот их дать для того, чтобы послужить делу правового просвещения, информирования граждан. И сейчас наступает тот момент, когда и потребность, которую выражают и члены Совета Федерации, которые они берут от тех запросов, где в регионах эти проблемы ставятся. Это и навстречу идущее движение тех, кто готов с помощью новых вот этих совершенно разработок, включая там наработки в области искусственного интеллекта, конструкторов правовых документов, голосовых чат-ботов и так далее. И, конечно, это те задачи, которые перед Минюстом всегда стояли. Вот сейчас наступает тот момент, когда должен произойти вот этот синергетический эффект. Мы рады, что именно Совет Федерации нас попросил этим заняться. И с теми нашими уже наработками, которые у нас были, мы сейчас с большим энтузиазмом хотим этой темой заняться, чтобы действительно у нас появился некий ресурс, когда… в общем не секрет, где сейчас люди ищут информацию, когда возникает проблема, как вы думаете?

Р. БЫСТРОВ: В интернете, в «Яндексе», в «Гугле».

Д. НОВАК: Конечно. Вот если сейчас набрать в «Яндексе», допустим, «получить юридическую помощь». Первое, значит, у нас там, в первой тройке строчек получается какие-то госюристы РФ.

Р. БЫСТРОВ: Это же все какие-то непонятные люди.

Д. НОВАК: Это совершенно не связано ни с государством, ни даже, подозреваю, ни с юристами.

Р. БЫСТРОВ: Они прикрываются зачастую государством. Даже мне часто звонят, рекламные сообщения по телефону. Вы с таким-то законом имеете право на бесплатную юридическую помощь, нажмите 1. Я, кстати, нажал один раз. Потому что мне там нужна была какая-то помощь, я уж не помню, по какому вопросу. Но все закончилось тем, что с меня начали требовать деньги. Потому что, конечно, коммерческая структура, понятно, как работают.

И. РУКАВИШНИКОВА: Маркетинговый ход.

Д. НОВАК: Пользуясь случаем, хочется граждан вот предупредить, что никакой бесплатной юридической помощи вот в таком случае они не получат, а только наоборот возникают риски их обмана и мошенничества. Поэтому нам нужно сейчас сделать так, чтобы, когда гражданин выбирает какую-то проблему в поисковой строке, он сразу попадал на этот заслуживающий доверие ресурс, который при поддержке государства обеспечит надежную юридическую помощь, которая, в том числе, будет по типовым вопросам носить такой доступный и бесплатный характер.

И. РУКАВИШНИКОВА: Я хочу добавить, что мы сейчас говорим о создании федерального ресурса, но на самом деле на уровне субъектов Российской Федерации абсолютно разная практика в этом сегменте сложилась. И в некоторых регионах уже существует аналог вот того ресурса, о котором мы сейчас говорим и который мы прогнозируем. То есть уже хороший положительный опыт в некоторых субъектах. В частности, это Татарстан. В частности, это Ульяновская область, Ростовская область.

Р. БЫСТРОВ: Вы оттуда, естественно.

И. РУКАВИШНИКОВА: Я оттуда, да. Я этим вопросом занимаюсь. Это мое родное. Поэтому я очень рада, что будет возможность на федеральном портале представить не только вот такой общий контент, но представить и каждый регион в своем сегменте. Ну, к примеру, Ростовская область, она сейчас является лидером по оказанию правовой помощи онлайн. Целый проект, который мы осуществляем уже более года. За этот период более 2000 человек получили бесплатные консультации от представителей государственных органов. Причем, это все осуществляется через системы МФЦ в режиме онлайн. То есть человеку для того, чтобы получить такую консультацию, нужно прийти в МФЦ, обозначить проблему, обозначить вопрос. И в назначенное время выйти на онлайн-связь со специалистом соответствующим для прямого видеоэфира для получения консультации.

Р. БЫСТРОВ: Идти обязательно в МФЦ? Никак нельзя обойтись?

И. РУКАВИШНИКОВА: Вот, к сожалению, пока сейчас мы находимся на той стадии, когда нужно идти в МФЦ. Но все равно, согласись, это значительно сокращает и трафик, и передвижение. МФЦ находится в каждом районе муниципальном. Не нужно ехать в административный центр. Это все равно ближе к дому. Сейчас мы работаем (мы – я говорю в Ростовской области), работаем над разработкой мобильного приложения, когда можно будет выходить вот на такую связь через свой гаджет.

Р. БЫСТРОВ: Ирина Валерьевна, вы же как сенатор тоже принимаете граждан, к вам также идут люди с юридическими проблемами. Теперь они смогут получать квалифицированную помощь от юристов на портале, это будет намного удобнее. А с какими проблемами обычно идут?

И. РУКАВИШНИКОВА: Вы знаете, человек так устроен, к сожалению или к счастью, я не знаю, но вот по моему опыту, что самому себе очень трудно всегда помочь. Нам всегда проще помочь кому-то, если кто-то к нам обращается, то есть нельзя быть судьей в своем деле. Да, действительно, 90% людей, которые обращаются и к депутатам Государственной Думы, и к депутатам законодательных органов субъектов Российской Федерации, и к сенаторам, они все связаны, так или иначе, с какими-то правовыми вопросами. И если посмотреть внимательно на спектр этих вопросов, то большинство, наверное, будет составлять уже очень запущенные правовые проблемы. К сожалению, по которым, наверное, ничем нельзя помочь.

Р. БЫСТРОВ: Потому что в свое время вовремя человек не мог получить юридическую помощь, потому что не знал, куда идти и как все это.

И. РУКАВИШНИКОВА: Конечно. Не знал, куда идти. И в общем-то можно какое-то легковесное отношение к вообще участию в любого рода правоотношениях. Вот это свойство, может быть, нашего менталитета, нашего характера. Мы сначала ввязываемся в ситуацию, а потом думаем, как из нее выйти. Вот на портале правового просвещения я очень хотела бы, чтобы этот момент был отражен. Все-таки важная работа, важные сегменты – это работа с молодежью и правильная постановка правового воспитания. Прежде чем войти в какого-то рода правоотношения, нужно проконсультироваться, получить помощь. Мы же действительно не занимаемся самолечением самостоятельно.

Р. БЫСТРОВ: Бывают люди, которые… но обычно это плохо заканчивается.

И. РУКАВИШНИКОВА: Да, обычно это плохо заканчивается. Даже есть какие-то преставления.

Р. БЫСТРОВ: Так какие проблемы чаще всего?

И. РУКАВИШНИКОВА: Слушайте, ну проблем очень много. Начиная от договоров купли-продажи, когда вам продали некачественный товар, и вы не знаете, что с этим делать. Но, как правило, когда вы попадаете в такую ситуацию, первая реакция какая? Ступор какой-то возникает. Вряд ли у кого-то, единицы, когда четко возникает схема, как надо действовать, как правильно поступать, какие сроки и так далее. Это, скорее всего, профессиональные юристы. Вот, по моему опыту, на первом месте – проблемы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством. Это расчет тарифов. Это взаимодействие с управляющими компаниями, к сожалению, очень много споров возникает в этой сфере. Далее – это вопросы пенсионного обеспечения, потому что, вот, кстати, в рамках нашего проекта правовая помощь онлайн, несколько человек обратилось, и мы смогли пересчитать им пенсию в сторону увеличения. Вы понимаете? Мы считаем это серьезным достижением, потому что действительно были допущены ошибки, не были предоставлены те или иные документы. Люди даже не знали о том, что имеют право на это. То есть это существенный момент. Дальше идут сфера потребления, потребительская сфера, сфера услуг, защита прав потребителей. Мы не берем естественно сферу уголовно-правового законодательства. Безусловно, там действуют специальные нормативно-правовые акты. Эта сфера защищается иными возможностями. Дальше – сфера приобретения недвижимости. Тоже очень чувствительный момент и вопрос здесь очень важный. И так далее.

Р. БЫСТРОВ: Денис Васильевич, я обращаюсь к замминистру юстиции, здесь важно, чтобы информация была доступна, поскольку наверняка на этот портал будут обращаться люди совершенно разного возраста, в том числе и пожилые. И чтобы они видели все сразу и понимали, куда нажимать, как действовать. У вас уже есть понимание как структурный этот раздел, это портал будет выглядеть?

Д. НОВАК: Понимание здесь есть, нужно идти от жизненной ситуации, то есть понятно, что человек, не обладающий юридическими познаниями, он не сможет сразу сформулировать, понять даже, чтобы, например, ему из того, что накопились долги, нужно там подать заявление о личном банкротстве. Он даже, может, и не слышал о таком. Или думал, что это что-то, связанное там со страшными какими-то вещами, когда сажают в тюрьму, и так далее. Вот жизненная ситуация, то есть рождение ребенка.

И. РУКАВИШНИКОВА: Получение паспорта сейчас очень актуально.

Д. НОВАК: Получение паспорта, вступление в брак, оформление наследства.

И. РУКАВИШНИКОВА: Получение гражданства.

Д. НОВАК: Получение гражданства. И, соответственно, понятно, что нужно будет наиболее востребованные вот такие ситуации, в которых возникают вопросы, где требуется юридическая помощь, нужно их вычленить в общем и в такой доступной форме. Чтобы, когда человек набирает опять же в поисковой строке «что делать, чтобы поделить имущество», например, чтобы он сразу попадал первой строкой вот на этот сайт. А дальше его интерактивный путеводитель он бы вел. В зависимости от того он выбирает тот или иной вариант. Вы вступили в брак, да. И дальше, у вас там есть дети, да, нет и так далее. И дальше он приходит постепенно туда либо ему, возможно, такая помощь может ограничиться просто общением с чат-ботом, если вопрос совершенно типовой, не требует вмешательства… В том числе, он может быть доведен до конструктора юридических документов, где тут же ему путем заполнения галочек и соответствующих графах. Он просто тут же составит, например, претензию или исковое заявление. А дальше, если речь идет о том, что все сведения есть необходимые и консультация дополнительная не требуется, он мог бы тут же перейти на портал госправосудия, где он тут же может в электронном виде это исковое заявление подать также через интернет и оплатить тут же пошлину, если она требуется тоже онлайн. Либо он попадает на сайт налоговой, либо подает там… Но, если вдруг выявляется, что вопрос нетиповой и что требуется именно консультация юриста, вот здесь он должен попадать уже к «живому» юристу. Для этого, мы полагаем, что необходимо интегрировать этот портал, во-первых, информационными системами, которые сейчас формируются у адвокатских палат, нотариальных палат, чтобы, знаете, есть такое понятие marketplace, или то, что называют убиризацией, когда тут же у вас высвечивается в зависимости от того, где вы локально находитесь, кто ближайший специалист в той или иной сфере, и в зависимости от того, какой вопрос перед вами стоит. Там оформить наследство, вам порекомендуют ближайшего нотариуса, и в идеале, чтобы вы могли тут же записаться к нему.

И. РУКАВИШНИКОВА: То есть связь с геолокацией.

Д. НОВАК: И чтобы это, конечно, обслуживать с помощью мобильных приложений. Таким образом, вот именно интуитивным понятным образом, без сложных каких-то манипуляций.

Р. БЫСТРОВ: Мы сейчас сделаем небольшую паузу, послушаем новости, потом продолжим разговор.

Р. БЫСТРОВ: Продолжаем разговор. Я напоминаю, что мы обсуждаем сегодня мегаидею, действительно, очень интересные проекты, нужные всем. Потому что с юридическими проблемами сталкиваемся мы все, наверное, в течение жизни так или иначе. Мы покупаем квартиры, мы вступаем в брак, мы разводимся. И на каждом этапе возникают вопросы, иногда простые, дурацкие. На них необходимо получить ответ. Сейчас это сделать не так-то просто. Поскольку мошенников много в интернете, которые пытаются заполучить вас в свои лапы и выкачать деньги за любые консультации. Вот планируется, что это будет бесплатно. Такой портал создается на федеральном уровне. Я напоминаю, что у нас в студии автор идеи создания этого портала – член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова. И замминистра юстиции Денис Новак. Потому что именно Минюст потом будет этот сайт курировать. Именно Минюст будет этот сайт наполнять. Мы уже поговорили о том, как примерно сайт будет выглядеть. Насколько я понимаю, там планируется еще разбивка на несколько групп населения: подростки, семья, пенсионного возраста, военнослужащие, мигранты, заключенные. По этим разделам люди могут кликать и получать необходимую помощь. Опять же это все сделано будет для удобства.

И. РУКАВИШНИКОВА: Я думаю, что это только примерная такая схема, потому что, мне кажется, необходимо в этом сайте учесть и ситуации типичные. Например, сейчас очень популярна ситуация, когда требуется неотложная юридическая помощь, буквально скорая юридическая помощь, это обманутые дольщики. И практически, к сожалению, во всех регионах эта проблема очень остра. Она по мере возможностей, конечно, решается, но и социальное напряжение очень высоко и количество вопросов очень велико. Поэтому, мне кажется, очень важно и по тематике разбивать вот такого рода сайт. Этот сайт наш разбивать по тематике. Для того, чтобы наиболее типичные вопросы. Или все-таки более квалифицированные специалисты давали такие консультации. Потому что, конечно, один юрист не может быть специалистом во всех направлениях. Это абсолютно точно. Поэтому за каждым направлением, конечно, должен быть закреплен соответствующего уровня специалист.

Р. БЫСТРОВ: Их много потребуется, всю Россию обслуживать.

И. РУКАВИШНИКОВА: Это здорово. Потому что в каждом регионе такого рода специалисты есть, и я думаю, что тут этот сайт как раз будет интегрировать и регионы, в том числе учитывая их уже имеющийся опыт. И юристы на местах, они, как никто другой, хорошо знают свои проблемы. И проблемы своего региона и своего населения. Поэтому, я думаю, что здесь он не должен замыкаться только на уровне федеральных структур.

Р. БЫСТРОВ: Все, что вы рассказывали, не все, а многое, уже есть на портале госуслуг. Например, я там менял водительское удостоверение, там очень удобно пошагово, как все это сделать. Вот ваш портал чем будет кардинально отличаться от того, что существует уже на госуслугах или какая-то синергия предполагается с госуслугами?

И. РУКАВИШНИКОВА: Денис Васильевич сказал в самой первой части, что безусловно он, это должно быть связано между собой. Я думаю, и переходы технические должны быть предусмотрены. Но в отличие от портала госуслуг, когда человек приходит заранее с заданным каким-то решением, уже там нет проблем. То есть у вас есть необходимый набор документов, вы хотите получить права, у вас нет какого-то спора, у вас нет конфликта, у вас нет сложной ситуации, в которой вы не знаете, как поступить. На портале госуслуг возможны какие-то консультации, ну не возможно, а безусловно такие консультации дают. Но наш портал, как я предполагаю, он будет более широкий и будет предполагать возможность индивидуальных ситуаций. То есть, если по типовой схеме получить ответ не удается или этот ответ не удовлетворяет и не устраивает лицо, которое обратилось, будет возможность получить живой ответ. Я очень надеюсь и буду настаивать на том, чтобы тот опыт, который есть во многих субъектах, в частности, опыт живого общения с юристами, чтобы он, конечно, был интегрирован. То есть, если мне потребуется необходимость общения с юристом с глазу на глаз, то есть через Skype, через иные там средства видеосвязи, то такая возможность должна быть реализована.

Р. БЫСТРОВ: А сколько времени ожидание составит от запроса на общение с юристом до конца?

И. РУКАВИШНИКОВА: Ну вот сейчас, допустим, по опыту опять же, от нескольких часов до суток.

Р. БЫСТРОВ: А, ну это быстро.

И. РУКАВИШНИКОВА: Это быстро.

Р. БЫСТРОВ: А по времени консультация будет как-то ограничена?

И. РУКАВИШНИКОВА: Я думаю, нет. Хотя, конечно, определенный трафик должен существовать. Но, как правило, вы знаете, вот мы на первоначальном этапе, реализуя свой проект Ростовской области, мы закладывали на каждую консультацию по 30 минут. И из расчета вот этого времени, каждые 30 минут новый человек подходил со своим вопросом. Но, когда речь идет с глазу на глаз, то гораздо быстрее консультация проходит.

Р. БЫСТРОВ: Это все бесплатно? Сразу хочется подчеркнуть.

И. РУКАВИШНИКОВА: Да, это бесплатно, безусловно, да. Мы теперь еще и не берем ту часть наших граждан, которые имеют право на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом, в соответствии с региональными законами, которые приняты. Там они совершенно со всех сторон защищены, они могут получать такую помощь не только на портале. Они уже ее получают в адвокатских образованиях и в госюрбюро. И так далее. И в общественных организациях. Потому что эта система достаточно активно у нас развита сейчас и очень на высоком уровне. Мы берем всех вообще жителей Российской Федерации, независимо от социального статуса, от места работы, от возраста там.

Р. БЫСТРОВ: От возраста тоже, то есть до совершеннолетия тоже можно будет получить?

И. РУКАВИШНИКОВА: Вы знаете, тоже проводили такой опыт. Ну понятно, что несовершеннолетние дети они в разном возрасте имеют различную дееспособность, начиная с 14 лет, когда они уже в общем-то получают общегражданский паспорт и могут совершать мелкие бытовые сделки, я думаю, ничто не мешает им обратиться на этот портал с интересующим их вопросом. Другое дело, что если ответ потребует привлечь родителей или законных представителей для того, чтобы легитимация произошла, то безусловно об этом будет сказано. Буквально несколько слов по поводу несовершеннолетних. Мы такой тоже опыт проводили. Проводили дни правовых консультаций – в субъектах это очень распространено. Непосредственно для какой-то целевой аудитории, и один из таких периодов был посвящен работе с несовершеннолетними. Очень много на самом деле старшеклассников обращались с вопросами. Эти вопросы, начиная от будущего трудоустройства, люди, влюбленные в юриспруденцию, желающие и представляющие себя будущими юристами, до, к сожалению, домашнего насилия. Когда обращались с этими вопросами и не знали, вот откуда получить эту помощь. Поэтому, я думаю, что это очень важный какой социальный пласт. Конечно, к нему надо подходить очень аккуратно, но, я думаю, он у нас предусматривается, да, Денис Васильевич? Мы с несовершеннолетними тоже будем работать.

Р. БЫСТРОВ: Денис Васильевич, а есть много людей, ну скажем так, не вполне устойчивых психически, которые любят судиться с утра до вечера. Ну есть такие люди. Вот любят обращаться по всем возможным поводам к разным госструктурам. Их как отсеивать, чтобы не грузили систему? Есть какой-то алгоритм? Потому что, если каждого такого человека отправлять к юристу, то на всех юристов-то не хватит.

Д. НОВАК: Такие люди, они всегда были и никуда не денутся. Вот. Отсев будет происходить по мере того, какую цель перед собой такой человек ставит. Если он удовлетворится общением с чат-ботом: там он может сам составить документ, он сам этот документ дальше подаст. Если ему программа покажет, что у вас вопрос сложный и нетиповой, ему будет предложено обратиться к юристам. Здесь, кстати, я бы не стал говорить, что речь идет только о том, что будут какие-то юристы, оказывающие исключительно бесплатную юридическую помощь. Эта система у нас работает в каких-то регионах лучше, в каких-то хуже. Но тем не менее, в общем, есть категории граждан, которые имеют абсолютное право на получение этой помощи. Безусловно и государственные юридические бюро, и адвокаты, которые в рамках этой системы работают. Они должны будут тоже быть интегрированы с этим порталом, и гражданин будет сразу отослан. Если он ответит на вопросы программы, поймет, что он под эту категорию подходит, например, инвалиды или там…

И. РУКАВИШНИКОВА: Многодетные…

Д. НОВАК: Многодетные. Сразу его отправят, конечно, туда. Но проблема ведь не в том, что все должно быть бесплатным. Ведь проблема в том, что помощь юридическая должна быть доступной. И она может быть и платная, но просто недорогой, не такой, как сталкиваются наши обманутые граждане. Если он попадет к нормальному через эту систему адвокату, который за разумную цену окажет ему эту юридическую помощь, то это тоже важная задача. Именно направить этих людей, нуждающихся в помощи, в том числе и к тем, кто…

Р. БЫСТРОВ: Денис Васильевич, а я вот опасаюсь, не получится ли такое, что эти люди, юристы, которые будут работать на портале, они что-то скажут в ответ, а потом говорят: «А если вы хотите больше получить, заплатите денежку, пожалуйста». Вот контроль за этим как-то будет?

Д. НОВАК: Еще раз. Не нужно говорить о том, что вот брать деньги за юридическую помощь – это некое зло и неправильно.

Р. БЫСТРОВ: Но мы же говорим о бесплатной помощи. Где граница заканчивается?

Д. НОВАК: Главное, чтобы не было обмана. То есть, понятное дело, что там, где речь идет о необходимости сопровождения какого-то сложного дела там по семейному праву или еще какому-то, Закону о защите прав потребителей, то ничего зазорного нет в том, что и за это можно брать деньги. Другое дело, чтобы эти деньги носили разумный характер, там был контроль, если там речь идет об адвокате, то у адвокатов такая еще там выстроенная система контроля адвокатского сообщества за недобросовестными действиями. Они просто лишаются статуса, если начинают себя так вести.

И. РУКАВИШНИКОВА: Тем более, здесь все будет открыто. То есть это достаточно открыто и прозрачно.

Д. НОВАК: Конечно, такой юрист, он сразу вылетит, конечно с этого.

И. РУКАВИШНИКОВА: Вы знаете, сейчас есть консультация консультации рознь. То есть, есть консультация, которая может ограничиться и удовлетворить сразу за две минуты того, кто обращается. В общем-то, вопрос о том, что стоит ли обращаться в суд, допустим – есть ли перспектива по этому поводу или пропущены все сроки исковой давности, пройдены все стадии судопроизводства и в общем-то вынесено решение, как зачастую очень часто приходят такого рода граждане, когда уже и вступило в законную силу решение суда, оно устоялось и не обжаловано и так далее. Предпринять какие-то другие усилия уже просто юридически невозможно. Но тем не менее человек не удовлетворен. Мы знаем, что если в споре две стороны, то одна всегда уходит неудовлетворенной. Но есть и другого рода консультация. Есть консультации, предполагающие действительно многоходовый такой сложный процесс защиты нарушенных прав. Это исковое производство, это судебное заседание, безусловно, это может быть даже не на один месяц, а на годы даже. В общем-то есть и такие прецеденты. Безусловно, речь идет о том, чтобы помочь на первоначальном этапе, дать правильную консультацию, показать правильный путь, куда двигаться, а дальше уж естественно человек будет выбирать либо специалиста с портала, либо специалиста, которого он выберет себе самостоятельно где-то в ином месте.

Р. БЫСТРОВ: Еще одна важная часть портала, насколько я знаю, это доступ к актуальным текстам нормативно-правовых актов. Я правильно понимаю, Денис Васильевич? Потому что сейчас не ко всем у нас есть доступ, бесплатный, по крайней мере, и такой простой.

Д. НОВАК: Вот это как раз та сфера, где государство просто обязано обеспечить свободный, бесплатный, конечно же, доступ ко всем нормативно-правовым актам Российской Федерации. Будь то федеральный закон, будь то закон муниципального образования или субъекта Федерации. И сейчас множество есть справочно-правовых систем. Вот. Но у них, действительно, поскольку речь идет о коммерческих организациях, у них так ранжирован доступ. В общем, чтобы получить там полный объем, необходимо платить. Минюст, в общем, уже создал такой ресурс, который можно найти по адресу pravo.minjust.ru или право-минюст.рф, где абсолютно все нормативно-правовые акты в Российской Федерации, в бесплатном режиме, доступ к ним можно получить. Это и федеральные законы, это и ведомственные акты, это и законы субъектов, и акты органов местного самоуправления. Минюст, поскольку на него возложена в том числе задача и ведения федерального регистра, актов субъектов Федерации, он регистрирует многие из нормативных актов. И он уже довольно давно эту функцию выполняет. Недавно, некоторое время назад, несколько лет назад этот портал был перезапущен и там теперь уже довольно… есть очень простая, такая без каких-то сложных развитых возможностей, но тем не менее простая навигационная система. Поэтому уже сейчас такой портал существует, и задача наша в рамках той работы, о которой говорится, – это подключить тот самый портал правового просвещения, чтобы он был соединен с текстами нормативных правовых актов, которые являются именно официальными источниками, все акты, которые там размещены. Они, в общем, естественно будут выверены на то, чтобы не было в них ошибок, и так далее.

И. РУКАВИШНИКОВА: Знаете, очень важно, да.

Д. НОВАК: И задачи стоят уже. Мы не с нуля же это будем делать. Вот у нас уже вот такой ресурс есть, мы его на его базе будем с ним интегрировать и конструктор правовых документов, и какие-то там другие рубрикаторы по сферам права и так далее. По разным ситуациям.

И. РУКАВИШНИКОВА: Очень правильно Денис Васильевич говорит. Еще на сайте, как мне кажется, обязательно должен работать, конечно, анализатор этих обращений, которые будут поступать, потому что потом по мере работы с этими обращениями мы можем понимать, где у нас тонко в законодательстве, где необходимы изменения. Это очень классная такая будет база.

Д. НОВАК: Еще для сбора статистики.

И. РУКАВИШНИКОВА: Да, да. И для сбора статистики. И вообще для законотворческой деятельности.

Д. НОВАК: Можно ли смешать – это еще одна задача, которая на Минюст возложена. Это мониторинг правоприменения. То есть сейчас у нас мониторинг правоприменения, он ежегодно Минюст готовит доклад о результатах мониторинга. Но он построен по такому принципу «сверху». То есть каждый федеральный орган государственной власти присылает в Минюст свои вопросы, которые считаются проблемными. Минюст их сводит и готовит такой доклад. Задача, конечно, здесь для целей этого мониторинга правоприменения – привлечь в том числе и вот эти информационные технологии, чтобы у нас статистика сюда тоже подключалась. Понятное дело, что, если по какой-то норме закона много обращений – как его применять, значит, что-то в ней не понятно. Значит, вот здесь уже можно задуматься над ее совершенствованием.

И. РУКАВИШНИКОВА: Да, либо толковать нужно, либо создавать новую норму. Еще очень важно то, что на этом портале будет возможность учета мнения общественности. Ведь от населения мы будем иметь обратную связь. То есть, если будет необходимость, можно проводить на этом портале и опросы интерактивные, и какие-то принимать инициативы. Вот, потому что сейчас у нас очень активное гражданское общество. Естественно, что любая инициатива – она со вниманием должна быть изучена, рассмотрена и, если есть возможность ее воспринять и реализовать, – это должно быть. Вот совершенно недавно опрос учителей, который мы проводили в Совете Федерации в общем-то породил новый законопроект, сокращающий нагрузку на учителей. Опросили 50 000 учителей средней школы, принявших участие в этом опросе по всей России. Это достаточно серьезная цифра. Это тоже по инициативе Совета Федерации мы обобщили, проанализировали и вот буквально на исходе перед летними каникулами соответствующий законопроект в Государственную Думу был внесен. Надеемся, что в скором времени административная нагрузка на учителей, вот эта бумажная работа, от которой они задыхаются, в разы сократится. По заверению министра просвещения Ольги Юрьевны Васильевой, останутся всего 4 документа, которые педагоги будут заполнять – это, конечно, минимум по сравнению с тем, что есть сейчас. Доходит до 20, до 30 в некоторых субъектах, муниципалитетах. То есть, вот.

Р. БЫСТРОВ: Ну и главный вопрос – когда этот портал мы увидим, Денис Васильевич?

Д. НОВАК: Можно еще дополню, о чем мы еще не сказали. Немножечко интригу попридержим. Вот практически обо всем уже сказали, но еще один важная будет… функция этого портала. Это правовое просвещение. То есть, не только информирование, но и, что называется прививание ценности права, то есть чтобы человек понимал, что обращение к правовому – это, во-первых, более эффективно, во-вторых, более цивилизованный способ решения проблемы. И здесь планируется, что на этом портале будут и инфографика, и какие-то видеолекции, какие-то, может быть, даже, если речь об ориентировании на молодежную или детскую аудиторию, – какие-то мультфильмы.

Р. БЫСТРОВ: Я даже знаю, вы блогеров хотите привлечь, известно.

Д. НОВАК: И это тоже. В общем было бы тоже важное направление работы. То есть это должно быть не только, когда человек идет конкретно решать эту проблему, чтобы изначально прививалось.

Р. БЫСТРОВ: Самое главное – люди не должны бояться этих юридических процедур. Не бояться. Потому что сейчас это настолько не изведано, не понятно, тягомотно… бумажки, туда-сюда.

И. РУКАВИШНИКОВА: Это так кажется. Нужно повышать культуру.

Р. БЫСТРОВ: Даже с открытием МФЦ я сейчас какие-то проблемы решаю. Все стало намного удобнее, конечно.

И. РУКАВИШНИКОВА: А сначала казалось, что это очень сложно, правда?

Р.БЫСТРОВ: Да.

Д. НОВАК: С остальными юридическими моментами, наверное, так же. Этот портал развеет, должен развеять все страхи и чтобы люди не боялись в правовом поле решать свои вопросы.

Р. БЫСТРОВ: Ну, так, внимание! Барабанная дробь. Когда же уже мы этот портал увидим, Денис Васильевич?

Д. НОВАК: У нас сейчас идет проработка и согласование наших предложений с другими федеральными органами власти, прежде всего речь идет о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, которое ответственно за это направление в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Мы хотим предложить вот эти наши идеи включить в национальную программу «Цифровая экономика». И если в ближайшее время это произойдет, то уже в 2020 году начнется разработка этого портала с возможностью запуска прототипа портала и запуска его в промышленную эксплуатацию уже в 2021, в 2022 году. То есть нам нужно сейчас получить поддержку, с точки зрения…

И. РУКАВИШНИКОВА: Государственных органов. Совет Федерации, безусловно, будет оказывать всемерную поддержку информационную, в том числе, я бы хотела, пользуясь нашей возможностью, вот сейчас обратиться и к радиослушателям. Если есть предложения по наполнению этого портала у радиослушателей, то можно смело обращаться на сайт Совета Федерации, ко мне лично – все это в открытом доступе. Мы аккумулируем сейчас эти предложения и в середине сентября проведем очередное мероприятие в Совете Федерации, где будем обобщать предложения, полученные из регионов по этому поводу. Сейчас уже разосланы соответствующие письма. Но и от жителей Российской Федерации, от слушателей, от всех, кто заинтересован в создании такого портала, мы тоже с удовольствием принимаем предложения и надеюсь, что будет возможность их реализовать.

Р. БЫСТРОВ: Что ж, спасибо вам большое и удачи в реализации этой важной, мне кажется, идеи. В студии были член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова и замминистра юстиции Денис Новак.

И. РУКАВИШНИКОВА: Спасибо.

Р. БЫСТРОВ: До свидания.

Источник публикации: https://radiovesti.ru/brand/63093/episode/2191120/

Стенограмма: https://to44.minjust.ru/visuallimpaired/ru/visuallimpaired/smi-o-nas/ideya-edinogo-yuridicheskogo-portala-letala-v-vozduhe-i-vozduh-byl-naelektrizovan
Поделиться