Популярные материалы

«Жизнь продолжается, несмотря ни на что: люди женятся, делят имущество»
13 мая 2024 г.
Михаил Толчеев
«Жизнь продолжается, несмотря ни на что: люди женятся, делят имущество»
Первый вице-президент ФПА о том, как живут и работают адвокаты в новых регионах
Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Галина Баласанян
Вице-президент АП Удмуртской Республики, член Совета АПУР

Работа с системой оценена позитивно

26 сентября 2022 г.

О запуске АРПН КИС АР на территории Удмуртской Республики



С марта 2022 г. в Адвокатской палате Удмуртской Республике была запущена подсистема автоматизированного распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению Комплексной автоматизированной системы адвокатуры России (АРПН КИС АР).

Надо сказать, что распределение поручений по назначению в автоматическом режиме осуществляется в АПУР уже с 2013 г. За это время последовательно сменились две автоматизированных информационных системы, которые, безусловно, имели и преимущества, и недостатки. С того же времени в АПУР функционировал диспетчерский центр, отвечавший за прием требований от уполномоченных органов. Первоначально все заявки принимались диспетчерами в голосовом режиме, в последние несколько лет удалось производить прием части заявок в автоматическом режиме – путем заполнения специальной формы на сайте Адвокатской палаты. Однако результаты распределения заявок сообщались адвокатам и уполномоченным органам исключительно диспетчерами с использованием телефонной связи.

На протяжении всего времени работы с автоматизированными системами не прекращался поиск возможностей перехода к такому способу приема и распределения поручений, при котором вмешательство со стороны диспетчерского центра было бы минимальным. По результатам изучения информационных материалов, предоставленных ФПА РФ, Совет АПУР пришел к выводу, что подобным требованиям в полной мере отвечает АРПН КИС АР, и в декабре 2021 г. поручил лицам, осуществляющим в АПУР организацию работы по распределению дел по назначению – мне как вице-президенту и руководителю диспетчерского центра Николаю Талантову – начать активную работу по ее внедрению.

На первом этапе функционал системы изучался посредством Zoom-конференций, организованных Федеральной палатой адвокатов РФ с операторами КИС АР ФПА РФ. В ходе этих конференций были продемонстрированы технические возможности системы, порядок работы с ней как уполномоченными органами, так и адвокатами.

В январе 2022 г. с участием первого вице-президента ФПА РФ Михаила Толчеева и вице-президента ФПА РФ Елены Авакян в г. Ижевске проведено межведомственное совещание с участием представителей судов, органов юстиции и правоохранительных органов, в ходе которого состоялась презентация АРПН КИС АР, продемонстрирован порядок работы с ней, разъяснены преимущества системы. В тот же день система была представлена и адвокатам палаты.

Основываясь на предыдущем опыте внедрения автоматизированных систем, мы понимали, что внедрение новой системы может вызвать трудности у пользователей – как адвокатов, так и уполномоченных органов, особенно на первых этапах. При этом учитывая, что диспетчерский центр в АПУР функционирует на всю территорию республики, а также принимая во внимание особенности расположения судебных районов, большое количество межтерриториальных правоохранительных органов, у нас не было практической возможности использовать АРПН КИС АР только в отдельных районах, а также параллельно с иными автоматизированными системами, например, на переходный период. При этом мы понимали, что в случае, если часть адвокатов по каким-то причинам не сможет пройти регистрацию, распределение дел по назначению в регионе может быть значительно затруднено.

В связи с этим Советом АПУР было принято решение запускать АРПН КИС АР сразу на всей территории Республики.

Однако подобный способ внедрения системы потребовал масштабной и скрупулезной подготовки. Так, в период с 1 февраля по 4 марта проводилась учеба, в ходе которой адвокатам разъяснялись принципы работы АРПН КИС АР, а также оказывалась практическая помощь по регистрации в системе. При этом поскольку подчас решение возникших у адвокатов вопросов требовало индивидуального подхода, учеба проводилась с небольшими группами – по 10–15 человек, всего таких групп было порядка 20.

Параллельно в правоохранительных органах и судах были организованы совещания, демонстрировались представленные ФПА РФ ролики, в которых пошагово расписываются алгоритмы регистрации в системе и создания требования. Таких совещаний было проведено более 10.

10 марта 2022 г. АРПН КИС АР была запущена на территории Удмуртской Республики. Однако, учитывая, что не все суды и правоохранительные органы на этом этапе зарегистрировали личные кабинеты, было принято решение сохранить прием заявок диспетчерами, которые фактически от имени уполномоченного органа оформляли заявку в системе и направляли ее на распределение.

В свою очередь, чтобы слегка разогнать неповоротливость «бюрократической машины», мы направили письма в адрес руководителей органов дознания, следствия и судов с указанием, что с 10 апреля устные заявки приниматься не будут. При этом в качестве альтернативы АРПН КИС АР было предложено заполнять форму на сайте, содержащую аналогичные разделы, что и требования в системе. Здесь мы, наверное, пошли на определенную хитрость. Пользователи АРПН КИС АР знают, что при формировании требования в личном кабинете часть заявки (наименование органа, его адрес, контакты и т.д.) заполняется автоматически, то есть фактически нужно вводить лишь данные конкретного уголовного дела. Соответственно, заполнение формы вне КИС АР, «с нуля» более трудозатратно. Надо сказать, что такой способ «подтолкнуть» правоохранительные органы регистрироваться в КИС АР сработал и по истечении месяца до 90% заявок формировалось ими самостоятельно. На сегодня в КИС АР зарегистрировано 265 уполномоченных органов.

В целом уполномоченными органами работа с системой была оценена позитивно, при этом отмечалось удобство ее использования, наглядность получаемой информации, скорость распределения заявки.

* * *

Безусловно, в первые месяцы работы системы мы получали множество вопросов, касающихся ее функционирования, связанных как с техническим аспектом ее деятельности, так и с необходимостью оказать помощь лицам, которые до этого не являлись активными пользователями мобильных приложений. Кроме того, у пользователей АРПН КИС АР, как, наверное, и любого компьютерного продукта, могут возникать вопросы в процессе пользования. При этом дополнительные сложности того периода были связаны с санкционными мероприятиями и хакерскими атаками, вследствие которых периодически система давала сбои. Здесь отдельно хотелось бы поблагодарить сотрудников технической службы ФПА, которые устраняли такие сбои в минимальные сроки.

Для оперативного решения вопросов и оповещения о возникающих проблемах нами был создан телеграмм-канал, безусловным преимуществом которого была возможность связи сразу с большим количеством адвокатов. Забегая вперед, отметим, что после того, как напряженность, связанная с запуском АРПН КИС АР, спала и вопросов стало значительно меньше, с поддержки пользователей было решено сохранить данный телеграмм-канал в качестве официального способа взаимодействия между адвокатами и Адвокатской палатой УР.

Отдельно хотелось бы поблагодарить адвокатов Удмуртии за терпение и понимание сложностей переходного периода. На сегодня большинство из них убедились, что назначение с использованием АРПН КИС АР является удобным для пользователей-адвокатов.

Вместе с тем также хотелось бы отметить имеющуюся на наш взгляд необходимость расширения функциональных возможностей АРПН КИС АР, в том числе для адаптации работы системы применительно к региональным особенностям, например, настроек личного кабинета, механизма приостановления работы конкретного адвоката по назначению, формирования графика дежурств.

По итогам более чем полугодовой работы АРПН КИС АР можно сделать вывод об успешном запуске системы в регионе. В настоящее время распределение поручений на территории Удмуртской Республики осуществляется исключительно через АРПН КИС АР – на 20 сентября распределены уже более 9700 поручений. Такой порядок назначения был закреплен Советом палаты в региональных Правилах по исполнению Порядка назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве (утв. Решением Совета ФПА РФ от 15 марта 2019 г.). При этом нами сохранен штат диспетчеров, которые в настоящее время фактически осуществляют контрольные функции, в том числе решают некоторые вопросы при возникновении нештатных ситуаций, а также оказывают практическую помощь, связанную с работой системы, адвокатам и правоохранительным органам.

Со своей стороны, пройдя все этапы переходного периода, хотели бы отметить позитивный опыт взаимодействия с технической поддержкой ФПА РФ, оказывающей помощь в разрешении практических вопросов применения системы. Вместе с тем функционирование АРПН КИС АР подчас предполагает необходимость разрешения практических вопросов, в том числе профессионального и этического характера. Считаем, что в их решении могла бы помочь организация ФПА РФ регулярного обмена опытом между палатами, осуществившими запуск системы. Такие мероприятия позволят совместными усилиями разрешать сложные вопросы, обсуждать пути решения возникающих проблем, а также помогут на начальных этапах внедрения системы оказать помощь коллегам из других регионов.

Поделиться