Популярные материалы

Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
2 декабря 2022 г.
Александр Амелин
Автоматизированная система позволяет справедливо распределять дела по назначению между адвокатами
Суды республики первыми оперативно включились в работу КИС АР, показав хороший пример органам следствия и дознания
Марк Павлов
28 ноября 2022 г.
Недопустимая «мера воздействия»
Суд отстранил защитника от участия в деле за возражения против действий председательствующего
Внедрение КИС АР – главное в профессиональной деятельности событие текущего года
7 ноября 2022 г.
Александр Копылов
Внедрение КИС АР – главное в профессиональной деятельности событие текущего года
У адвокатов и уполномоченных органов не возникает сложностей в работе с автоматизированной системой распределения между адвокатами поручений на защиту по назначению
Полагаться следует на документы и рациональные доводы, а не на эмоциональные выпады
1 ноября 2022 г.
Михаил Толчеев
Полагаться следует на документы и рациональные доводы, а не на эмоциональные выпады
Комиссия Совета ФПА РФ изучила процесс принятия в АП РСО – Алания экзамена на приобретение статуса адвоката и допуска к нему
Нвер Гаспарян
25 октября 2022 г.
Когда присяга важнее регистрации в реестре
Конституционный Суд РФ посчитал, что обязанность адвоката платить взносы на ОПС и ОМС возникает со дня принятия присяги
Алим Эрназаров
Председатель Палаты адвокатов Республики Узбекистан

Адвокатура в Узбекистане

7 июня 2022 г.

История развития с 1992 г. и до наших дней


После распада Советского Союза и провозглашения независимости в бывших советских республиках в Республике Узбекистан, как и в других республиках, поначалу действовали законы СССР, в частности, и в адвокатуре. По этой причине до 1997 г. в Узбекистане адвокатура функционировала на основании Положения, принятого в советские времена. Так как правовые основы, определенные в Положении, регулировавшем систему адвокатуры, были одинаковыми для всех советских республик, считаем, что нет необходимости отдельно останавливаться на них.

В ст. 116 Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря 1992 г., отдельно определен правовой статус адвокатуры.

В качестве правового и практического результата первоначальных реформ, проведенных в системе адвокатуры, 27 декабря 1996 г. был принят Закон «Об адвокатуре» и 25 декабря 1998 г. в качестве логического продолжения данного документа принят Закон «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов».

Законодательная регламентация адвокатуры

В Законе «Об адвокатуре» дана правовая дефиниция адвокатуры: она определена в качестве отдельного правового института гражданского общества.

Также в этом Законе установлены нормы, регламентирующие организационные формы и виды адвокатской деятельности, порядок приобретения адвокатского статуса, квалификационные комиссии, оплату труда адвокатов, дисциплинарную ответственность адвокатов, а в Законе «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» определены нормы, регулирующие неприкосновенность адвоката, гарантии профессиональной деятельности, гарантии организации юридической помощи, взаимоотношений адвокатуры и государства.

В Законе «Об адвокатуре» впервые, наряду с такой действующей организационно-правовой формой адвокатской деятельности, как коллегия адвокатов, установлены правовые основы таких организационно-правовых форм, как адвокатская фирма и адвокатское бюро.

Также в Законе определено, что порядок образования, государственной регистрации, ликвидации коллегии адвокатов, адвокатской фирмы, адвокатского бюро, адвокатских формирований, штаты, функции, порядок расходования средств, полномочия руководящих органов, порядок их избрания и другие вопросы, относящиеся к деятельности адвокатских формирований, регулируются их уставами (положениями), учредительными договорами.

Согласно требованиям Закона лицо, получившее в установленном порядке лицензию, вправе осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, открывая свое адвокатское бюро, либо образовывать с другими адвокатами (партнерами) адвокатскую фирму или на основе членства – коллегию адвокатов, либо вступить в одно из таких действующих адвокатских формирований, либо заниматься адвокатской деятельностью, работая в юридической консультации.

В результате большинство функционировавших до того времени коллегий адвокатов были реорганизованы, и адвокаты, осуществлявшие свою деятельность в них, организовали коллегии адвокатов, адвокатские фирмы или адвокатские бюро и начали свою независимую деятельность.

Если до принятия Закона в Республике Каракалпакстан, областях и в городе Ташкенте функционировали по одной коллегии адвокатов, а в районах – их юридические консультации, то в связи с принятием Закона на местах в качестве организационно-правовых форм адвокатской деятельности начали вести свою деятельность и оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам адвокатские фирмы и адвокатские бюро.

В Законе «Об адвокатуре» все вопросы касательно приобретения статуса адвоката и его лишения, дисциплинарной ответственности адвоката, процессуальных полномочий, прав и обязанностей адвоката, оплаты труда адвоката, требований к профессиональной квалификации, профессиональной и социальной защиты впервые были определены в отдельном правовом акте.

В Законе адвокатская деятельность включена в разряд лицензируемой деятельности. Также указано, что гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование и получивший в установленном порядке лицензию, может быть адвокатом, что лицо, претендующее на приобретение статуса адвоката, обязано сдать квалификационный экзамен, что лицензия выдается Министерством юстиции Республики Каракалпакстан, управлениями юстиции областей и города Ташкента на основании решений соответствующих квалификационных комиссий. Помимо этого, Законом определены два случая, препятствующих получению лицензии на право занятия адвокатской деятельностью, а именно признание лица в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным, а также наличие непогашенной или неснятой судимости.

Кроме того, в Законе регламентированы основания приостановления или прекращения статуса адвоката.

Приостановление или прекращение действия лицензии возможно на основании решения квалификационной комиссии о применении мер дисциплинарного взыскания по причине грубого нарушения адвокатом требований законодательства об адвокатуре либо регулярного нарушения им Правил профессиональной этики адвокатов является одним из оснований приостановления или прекращения статуса адвоката.

Виды адвокатской деятельности, задачи, права и обязанности адвоката установлены в Законе в качестве отдельных норм.

Собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательств в суде или в органах, рассматривающих дела об административных правонарушениях, запрашивать и получать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и иных органов, а также предприятий, учреждений и организаций, запрашивать с согласия доверителя и получать письменные заключения экспертов по вопросам, необходимым для оказания юридической помощи, заявлять ходатайства и подавать жалобы должностным лицам и получать от них мотивированные ответы в письменной форме – такие права адвоката при осуществлении профессиональной деятельности закреплены в Законе.

Непосредственное закрепление в Законе «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» института присяги адвоката создало основу для правовой гарантии выполнения адвокатом своих задач честно, добросовестно, при строгом соблюдении закона. Также в этом Законе четко обозначены полномочия адвоката. В частности, закрепление таких прогрессивных норм, как подтверждение полномочия адвоката на ведение конкретного дела ордером, равноправие адвоката со всеми участниками процесса на всех стадиях судопроизводства, проведение беспрепятственных встреч со своим доверителем (подзащитным) с момента его задержания наедине без ограничения числа свиданий, их продолжительности в порядке, установленном законодательными актами, послужило в качестве гарантии надлежащего выполнения адвокатом своих профессиональных задач. В Законе закреплено понятие помощника адвоката, установлен его правовой статус.

Наряду с четким определением в этих законах требований к адвокатской профессии гарантии осуществления адвокатской деятельности со стороны государства послужили повышению роли и авторитета адвокатуры в обществе. Самое главное, с принятием данного Закона прежние требования, ограничивающие численность адвокатов (определение количества адвокатов органами юстиции), были отменены, и «адвокатство» превратилось в свободную профессию.

Любое лицо, имеющее высшее юридическое образование и отвечающие всем требованиям, установленным настоящим Законом, получило возможность свободно заниматься адвокатской деятельностью. В результате этого в 1996–2008 гг. численность адвокатов по сравнению с прежним периодом увеличилась практически в три раза. Это, в свою очередь, еще больше расширило возможности населения получать юридическую помощь.

В ст. 4 Закона «Об адвокатуре» закреплено, что адвокаты могут создавать общественные объединения в установленном законом порядке. В связи с принятиям данного Закона в результате образования в системе адвокатуры независимых друг от друга адвокатских формирований различных организационно-правовых форм возникла необходимость создания общественного объединения, обеспечивающего профессиональное единство и выражающее интересы всех адвокатов в Республике. В этой связи на II Съезде адвокатов, проведенном в 1997 г., Союз адвокатов Узбекистана реорганизован в качестве Ассоциации адвокатов Узбекистана, был утвержден ее Устав. В 1999 г. началась публикация журнала «Адвокат».

От Ассоциации – к Палате адвокатов

Ассоциация адвокатов Узбекистана функционировала в качестве общественного объединения адвокатов до 2008 г. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан» от 1 мая 2008 г. в связи с созданием на базе Ассоциации адвокатов Узбекистана органа самоуправления адвокатов – Палаты адвокатов Республики Узбекистан, основанной на обязательном членстве, Ассоциация адвокатов Узбекистана прекратила свое существование в сентябре 2008 г. В данном Указе определены основные задачи направления деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан.

Исходя из Указа Президента принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации деятельности Палаты адвокатов Республики Узбекистан» от 27 мая 2008 г., в котором определены такие организационно-правовые аспекты, как организационно-правовая структура Палаты адвокатов, утверждение на должности председателя Палаты, его заместителей, организация территориальных управлений Палаты в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте, назначение и освобождение от должности начальников управлений, членство в Палате, определение порядка вступления членов и членских взносов, размещение Палаты адвокатов и ее территориальных управлений.

В целях обеспечения исполнения отмеченных выше Указа Президента и Постановления Кабинета Министров 12 сентября 2008 г. была проведена учредительная конференция Палаты адвокатов Республики Узбекистан. На этой конференции в качестве правопреемника Ассоциации адвокатов Узбекистана на его базе были организованы Палата адвокатов Республики Узбекистан, территориальные управления Палаты в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте. Также на учредительной конференции утверждены Устав Палаты, Положение о Ревизионной комиссии, Правила профессиональной этики адвокатов, избраны председатель Палаты, члены Правления, утверждены вступительные и членские взносы.

На последующих конференциях Палаты внесены соответствующие изменения в ее Устав и утверждены Правила профессиональной этики адвокатов в новой редакции.

Вступившим в силу 1 января 2009 г. Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием института адвокатуры» Закон Республики Узбекистан «Об адвокатуре» был дополнен статьями, посвященными Палате адвокатов, в них были определены правовой статус Палаты, членство в Палате, права и обязанности, основные задачи направления деятельности Палаты.

В связи с созданием Палаты адвокатов Республики Узбекистан полномочия органов юстиции касательно адвокатуры и адвокатской деятельности были переданы Палате адвокатов. В частности:

– дача разъяснений и заключений по вопросам, касающимся адвокатуры;

– защита прав и законных интересов адвокатов;

– защита адвокатов от различных преследований, необоснованных ограничений и посягательств в связи с выполнением ими своей профессиональной деятельности;

– профессиональная подготовка и повышение квалификации адвокатов, стажеров и помощников адвокатов;

– удовлетворение потребностей населения в юридической помощи путем организации юридических консультаций на основании изучения потребностей населения в юридической помощи;

– контроль за исполнением Правил профессиональной этики адвокатов и регулирующих сферу законодательных актов;

– организация работы квалификационных комиссий;

– определение мероприятий по социально-экономическому развитию системы адвокатуры;

– сбор и изучение статистических сведений по оказанию юридической помощи адвокатами и др.

Одной из основных задач Палаты адвокатов является централизованная координация деятельности адвокатских формирований.

Установление законом правовой нормы о невозможности начала адвокатской деятельности без членства в Палате адвокатов обеспечило полноправное членство всех адвокатов страны в Палате адвокатов.

Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов» от 12 мая 2018 г. Палате адвокатов поручено принять комплексные меры по переориентированию своей работы в соответствии с современными требованиями, целями и задачами Указа, обратив особое внимание на практическую реализацию гарантий деятельности адвокатуры, защиту прав адвокатских формирований и адвокатов, продвижение их законных интересов во взаимоотношениях с государственными органами.

Также в Указе Президента определено, что проекты нормативно-правовых актов по вопросам, связанным с адвокатской деятельностью и судопроизводством, в обязательном порядке подлежат согласованию с Палатой адвокатов, а председатель Палаты адвокатов вправе участвовать на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по обсуждению проектов законов и высказывать мнения по ним. Предоставление таких полномочий Палате адвокатов Республики Узбекистан, являющейся органом самоуправления адвокатов, и ее председателю не только послужит дальнейшему повышению авторитета адвокатуры в обществе, но и создаст широкие возможности для участия адвокатов в процессе подготовки и совершенствования законодательных актов в судебно-правовой сфере и сфере защиты прав человека.

В Указе Президента отмечено, что действующие адвокаты и лица, вновь получившие статус адвоката, оказывают юридическую помощь на основании отдельной лицензии по каждой выбранной специализации, устанавливаемой Палатой адвокатов совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан. Главная цель этого заключается в повышении качества оказания юридической помощи путем специализации адвокатов по отдельным отраслям права исходя из зарубежного опыта, а также формировании адвокатского корпуса, отвечающего требованиям времени в условиях глобализации. Исходя из требований данного Указа, начиная с 1 января 2019 г. Министерством юстиции всем действующим адвокатам были переоформлены лицензии по выбранным ими специализациям с освобождением их от переаттестации и уплаты сборов. Определен порядок сдачи квалификационных экзаменов по выбранным специализациям для лиц, вновь получающих статус адвоката.

Если посмотреть на 30-летнюю историю развития системы адвокатуры в нашей стране, то можем заметить, что система управления адвокатуры постепенно передается государством самим адвокатам, то есть органу самоуправления, и это отражается в следующем:

– если ранее квалификационные комиссии адвокатов создавались при органах юстиции, то в настоящее время такие комиссии функционируют в системе Палаты адвокатов Республики Узбекистан;

– если ранее половина состава квалификационных комиссий состояла из сотрудников органов юстиции, то в настоящее время в составе этих комиссий в качестве представителя государства участвует только один член.

Кроме того, можно отметить, что государством постепенно укрепляются права и полномочия адвокатов для усиления защиты прав человека в нашей стране.

В частности, за последние 5 лет были внесены в законодательство и внедрены в практику следующие изменения:

– закреплено обязательное участие защитника на всех этапах судебного рассмотрения уголовного дела в апелляционном и кассационном порядке;

– в законодательство был введен новый институт адвоката свидетеля, в соответствии с этим свидетелю также было предоставлено право участия в деле вместе с адвокатом;

– защитнику по уголовному делу было дано полномочие проведения адвокатского расследования;

– определена обязательность включения в уголовное дело вещей и доказательств, предоставленных защитником, и дачи правовой оценки им;

– адвокаты получили право осуществлять деятельность в качестве патентного поверенного и медиатора, работника юридической службы государственных органов, органов хозяйственного управления, государственных предприятий, учреждений и организаций на договорно-правовой основе, а также в качестве судьи в третейских судах и международных коммерческих арбитражах (судах).

Как известно, хотя в некоторых статьях Закона «О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов» определены полномочия, обеспечение неприкосновенности и независимости адвокатов, недопустимость вмешательства в адвокатскую деятельность, не будет ошибкой, если указать, что правовые механизмы данных норм не являются достаточными. В этой связи Законом Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы оказания юридической помощи и правовых услуг» от 11 октября 2018 г. внесены изменения и дополнения в соответствующие законы. В соответствии с ними расширено понятие воспрепятствования профессиональной деятельности адвоката, усилена мера административной ответственности и определено право адвоката обращаться в суд без составления протокола об административном правонарушении в отношении правонарушителя.

Также указанной выше правовой нормой определено, что одно и то же лицо не может быть председателем Палаты адвокатов более двух сроков подряд, а председатель Палаты адвокатов вправе участвовать на заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по обсуждению проектов законов и высказывать мнения по ним.

Указ Президента Республики Узбекистан от 12 мая 2018 г. «О мерах по коренному повышению эффективности института адвокатуры и расширению независимости адвокатов» и изменения, внесенные в законодательные акты, регулирующие адвокатскую деятельность, исходя из требований Указа, являются поэтапным продолжением проводимых реформ в сфере адвокатуры, а комплекс мероприятий, изложенных в нем, послужит построению независимой, сильной адвокатуры, отвечающей современным требованиям, путем преодоления существующих проблем в данной сфере и дальнейшего совершенствования законодательства.

Следует отметить, что в результате осуществления предусмотренных в Концепции Нового Узбекистана, определенной Главой нашего государства, программ, проектов, дорожных карт и различных мероприятий, ориентированных на совершенствование законодательства, правовые нормы, направленные на расширение полномочий адвокатов, постоянно совершенствуются. В частности, на основании подписанного Президентом Республики Узбекистан 24 июля 2020 г. Указа «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности судов и повышению эффективности правосудия» в целях дальнейшего укрепления гарантий прав человека на стадии судебного разбирательства и дальнейшей реализации принципа состязательности сторон начиная с 18 февраля 2021 г. в уголовных судах внедрены в практику такие правовые институты, как стадия предварительного слушания и предварительное закрепление показаний.

Кроме того, в целях дальнейшего расширения полномочий адвокатов, закрепленных в действующем законодательстве, Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию судебно-экспертной системы в Республике Узбекистан» от 5 июля 2021 г. адвокатам в досудебной подготовке и судебном процессе экономического, гражданского и административного судопроизводства разрешено инициирование проведения экспертизы в государственных и негосударственных судебно-экспертных организациях на договорной основе по запросу адвоката на основе права представления экспертного заключения в судебном разбирательстве.

Сегодня в нашей стране благодаря указанным выше правовым основам и в результате совершенствования механизмов их исполнения в системе адвокатуры происходят значительные положительные изменения.

По состоянию на 1 января 2022 г. в Узбекистане функционируют 74 коллегий адвокатов, 418 адвокатских фирм, 1383 адвокатских бюро, в них осуществляют свою деятельность 4125 адвокатов, все они являются членами Палаты адвокатов.

Поделиться