Популярные материалы

Обеспечить квалифицированную юридическую помощь в суде может только адвокат
30 ноября 2023 г.
Сергей Зубков
Обеспечить квалифицированную юридическую помощь в суде может только адвокат
Бесплатную помощь необходимо сделать адресной и справедливой
Нвер Гаспарян
30 ноября 2023 г.
Тихая этическая революция в адвокатуре
Об отказе от защиты в связи с неоплатой
Сергей Краузе
24 ноября 2023 г.
Как благодаря журналисту осужденный «адвокатом» стал
Журналист обязан проверять информацию, чтобы не бросить тень на корпорацию
Адвокат – это больше, чем статус, это образ жизни
23 октября 2023 г.
Мария Светлова
Адвокат – это больше, чем статус, это образ жизни
Общественная деятельность дает возможность находиться среди профессионалов своего дела
«Будущее российской адвокатуры – за адвокатской монополией в ходе судопроизводства»
23 октября 2023 г.
Александр Васяев
«Будущее российской адвокатуры – за адвокатской монополией в ходе судопроизводства»
Совершенствование института адвокатуры как определяющего публично-правового субъекта правозащитной системы – основная цель диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, подготовленной адвокатом АП г. Москвы Александром Васяевым
Оксана Понамарева
Вице-президент АП Республики Хакасия

А судьи кто?

20 ноября 2023 г.

Инициатива вовлечения школьников в игровой суд была поддержана Советом АП Республики Хакасия и руководством Абаканского городского суда


Реализация межрегионального проекта правового просвещения «Адвокатура в школе» с 2021 г. в Республике Хакасия показала интерес подрастающего поколения к профессии адвоката и адвокатской деятельности. Несмотря на то что уроки правового просвещения проводятся с демонстративным материалом, приведением интересных примеров из адвокатской практики, чувствовалось, что ребятам не хватает наглядности.

Обсуждая в сентябре 2022 г. с руководством курируемой школы план занятий по курсу «Адвокатура в школе» на предстоящий 2022/2023 учебный год, мы сошлись во мнении, что старшеклассникам неплохо было бы побывать в Абаканском городском суде.

Однако в качестве слушателей школьников вряд ли допустили бы в судебное заседание, в связи с чем решили провести игровой суд. Такое мероприятие было бы полезно для одиннадцатиклассников и с точки зрения профориентации. Профориентационное воздействие игрового судебного процесса могло быть усилено только в том случае, если ученики приняли бы в нем непосредственное участие. Таким образом, сформировалась идея проведения суда присяжных, где школьники бы играли коллегию присяжных, а в дальнейшем взяли на себя ответственность и решали судьбу подсудимого.

Инициатива вовлечения школьников в игровой суд и проведение его в Абаканском городском суде была поддержана Советом Адвокатской палаты Республики Хакасия и лично президентом палаты Павлом Сергеевичем Двигуном, а также руководством Абаканского городского суда.

В качестве пробы пера был выбран сценарий суда присяжных под названием «Взятка доценту». Как организатор мероприятия я опасалась, что не найдется желающих на роли по сценарию, но опасения были напрасны – принять участие пожелало столько человек, что на всех не хватило ролей. Активно откликнулись молодые адвокаты Адвокатской палаты Республики Хакасия, что очень порадовало.

На роль председательствующего судьи было решено пригласить судью Абаканского городского суда Елену Александровну Кондакову, которая поддержала нашу идею.

3 ноября 2022 г. был сыгран первый суд присяжных с участием школьников МБОУ «СОШ № 11 г. Абакана», а 10 ноября 2023 г. мы повторили игровой суд, пригласив выпускников уже двух школ МБОУ «СОШ № 11 г. Абакана» и МБОУ «Лицей им. Н.Г. Булакина».

Чтобы приблизить игровое судебное заседание к реальному и придать ему достоверности, для суда присяжных изготовили различные документы, которые затем исследовались присяжными, и записали видеоролик игрового «оперативного мероприятия», продемонстрировав его непосредственно в судебном заседании.

Наблюдая два года за реализацией проекта, отмечаю, что ребятам нравится быть не только слушателями, но и принимать непосредственное участие в отправлении правосудия в игровом судебном заседании. Если в 2022 г. коллегия присяжных задала участникам судебного заседания только один вопрос, то в 2023 г. каждому свидетелю члены коллегии присяжных задали по несколько вопросов, показывая свою заинтересованность в происходящем и погружение в тему заседания.

Те же ребята, что присутствовали в зале в качестве слушателей, внимательно, практически затаив дыхание, наблюдали за развитием событий. Педагоги, сопровождающие школьников, также отметили заинтересованность подростков, и посетовали, что такой идеальной дисциплины в школе на уроках нет.

Пока коллегия присяжных заседателей выносила вердикт, удалившись в совещательную комнату, слушатели в зале активно обсуждали все то, что увидели, и тоже решали, как нужно поступить присяжным, какой вердикт вынести: «КАЗНИТЬ, нельзя помиловать» или «казнить нельзя, ПОМИЛОВАТЬ».

Отрадно, что коллегия присяжных заседателей и в 2022-м, и в 2023-м вынесла оправдательный вердикт по делу.

Ценность такого проекта состоит в том, что выпускники школ видят профессию юриста в трех ипостасях одновременно: судья, адвокат и прокурор.

После разговора с учениками и педагогами после проведения мероприятия в 2022 и 2023 гг. констатирую, что идея задуманного проекта удалась и реализуется успешно второй год. Школьникам интересен такой формат знакомства с профессией юриста в целом и адвокатской деятельностью – в частности.

В планах – распространить идею игрового суда присяжных заседателей с участием школьников в районах Республики Хакасия, с привлечением адвокатов, работающих на местах, в районных судах.

Поделиться