Популярные материалы

Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Оксана Понамарева
Вице-президент АП Республики Хакасия

А судьи кто?

20 ноября 2023 г.

Инициатива вовлечения школьников в игровой суд была поддержана Советом АП Республики Хакасия и руководством Абаканского городского суда


Реализация межрегионального проекта правового просвещения «Адвокатура в школе» с 2021 г. в Республике Хакасия показала интерес подрастающего поколения к профессии адвоката и адвокатской деятельности. Несмотря на то что уроки правового просвещения проводятся с демонстративным материалом, приведением интересных примеров из адвокатской практики, чувствовалось, что ребятам не хватает наглядности.

Обсуждая в сентябре 2022 г. с руководством курируемой школы план занятий по курсу «Адвокатура в школе» на предстоящий 2022/2023 учебный год, мы сошлись во мнении, что старшеклассникам неплохо было бы побывать в Абаканском городском суде.

Однако в качестве слушателей школьников вряд ли допустили бы в судебное заседание, в связи с чем решили провести игровой суд. Такое мероприятие было бы полезно для одиннадцатиклассников и с точки зрения профориентации. Профориентационное воздействие игрового судебного процесса могло быть усилено только в том случае, если ученики приняли бы в нем непосредственное участие. Таким образом, сформировалась идея проведения суда присяжных, где школьники бы играли коллегию присяжных, а в дальнейшем взяли на себя ответственность и решали судьбу подсудимого.

Инициатива вовлечения школьников в игровой суд и проведение его в Абаканском городском суде была поддержана Советом Адвокатской палаты Республики Хакасия и лично президентом палаты Павлом Сергеевичем Двигуном, а также руководством Абаканского городского суда.

В качестве пробы пера был выбран сценарий суда присяжных под названием «Взятка доценту». Как организатор мероприятия я опасалась, что не найдется желающих на роли по сценарию, но опасения были напрасны – принять участие пожелало столько человек, что на всех не хватило ролей. Активно откликнулись молодые адвокаты Адвокатской палаты Республики Хакасия, что очень порадовало.

На роль председательствующего судьи было решено пригласить судью Абаканского городского суда Елену Александровну Кондакову, которая поддержала нашу идею.

3 ноября 2022 г. был сыгран первый суд присяжных с участием школьников МБОУ «СОШ № 11 г. Абакана», а 10 ноября 2023 г. мы повторили игровой суд, пригласив выпускников уже двух школ МБОУ «СОШ № 11 г. Абакана» и МБОУ «Лицей им. Н.Г. Булакина».

Чтобы приблизить игровое судебное заседание к реальному и придать ему достоверности, для суда присяжных изготовили различные документы, которые затем исследовались присяжными, и записали видеоролик игрового «оперативного мероприятия», продемонстрировав его непосредственно в судебном заседании.

Наблюдая два года за реализацией проекта, отмечаю, что ребятам нравится быть не только слушателями, но и принимать непосредственное участие в отправлении правосудия в игровом судебном заседании. Если в 2022 г. коллегия присяжных задала участникам судебного заседания только один вопрос, то в 2023 г. каждому свидетелю члены коллегии присяжных задали по несколько вопросов, показывая свою заинтересованность в происходящем и погружение в тему заседания.

Те же ребята, что присутствовали в зале в качестве слушателей, внимательно, практически затаив дыхание, наблюдали за развитием событий. Педагоги, сопровождающие школьников, также отметили заинтересованность подростков, и посетовали, что такой идеальной дисциплины в школе на уроках нет.

Пока коллегия присяжных заседателей выносила вердикт, удалившись в совещательную комнату, слушатели в зале активно обсуждали все то, что увидели, и тоже решали, как нужно поступить присяжным, какой вердикт вынести: «КАЗНИТЬ, нельзя помиловать» или «казнить нельзя, ПОМИЛОВАТЬ».

Отрадно, что коллегия присяжных заседателей и в 2022-м, и в 2023-м вынесла оправдательный вердикт по делу.

Ценность такого проекта состоит в том, что выпускники школ видят профессию юриста в трех ипостасях одновременно: судья, адвокат и прокурор.

После разговора с учениками и педагогами после проведения мероприятия в 2022 и 2023 гг. констатирую, что идея задуманного проекта удалась и реализуется успешно второй год. Школьникам интересен такой формат знакомства с профессией юриста в целом и адвокатской деятельностью – в частности.

В планах – распространить идею игрового суда присяжных заседателей с участием школьников в районах Республики Хакасия, с привлечением адвокатов, работающих на местах, в районных судах.

Поделиться