Популярные материалы

Процессуальное право – самое главное в юриспруденции
21 сентября 2023 г.
Сергей Романовский
Процессуальное право – самое главное в юриспруденции
Далеко не все нормы материального права адвокату приходится применять на практике, но процесс он должен знать назубок
Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
5 сентября 2023 г.
Наталья Кузнецова
Введение в профессию разработчика онлайн-курсов
Эксперты адвокатской корпорации смогут научиться передавать свои знания с помощью онлайн-контента
Жизнь подарила мне встречи с удивительными людьми
1 сентября 2023 г.
Денисова Анна Николаевна
Жизнь подарила мне встречи с удивительными людьми
Новый Закон об адвокатуре должен был стать и, как показала история, стал основой для объединения адвокатов
Специальная комиссия палаты осуществляет мониторинг недопустимой информации
17 августа 2023 г.
Александр Илькун
Специальная комиссия палаты осуществляет мониторинг недопустимой информации
Проблема публикации в интернете отзывов других лиц о работе адвоката требует более углубленного изучения и проработки, вплоть до обращения за разъяснением в Комиссию по этике и стандартам ФПА РФ
Денис Лактионов
17 августа 2023 г.
Встречать защитников будут по мантии
Адвокаты АПЛО уже сделали первые заказы

Введение в профессию разработчика онлайн-курсов

5 сентября 2023 г.

Эксперты адвокатской корпорации смогут научиться передавать свои знания с помощью онлайн-контента

Наталья Кузнецова

Педагог, методист, автор-разработчик образовательного контента для онлайн-обучения

На образовательной платформе «Дистанционные курсы ФПА для адвокатов «Обмениваемся профессиональным опытом» размещен новый курс «Некурируемый образовательный онлайн-курс. Создание и использование». Его авторы: Мария Воскобитова – кандидат юридических наук, эксперт по практико-ориентированному обучению юристов и интерактивным методам преподавания, образовательный дизайнер, автор симуляционных курсов по профессиональным навыкам юристов; Наталья Кузнецова – педагог, методист, автор-разработчик образовательного контента для онлайн-обучения.

Наталья Кузнецова рассказала о предпосылках создания курса, о его целях и задачах, а также о навыках, которые смогут получить адвокаты после его прохождения.

 

– Наталья, расскажите, пожалуйста, чем была обусловлена разработка курса «Некурируемый образовательный онлайн-курс. Создание и использование».

– Актуальностью момента. Курс мы открыли в эпоху перемен, обусловленную пандемией COVID-2019. Всем пришлось срочно адаптироваться к новым реалиям. Мы с моим соавтором Марией Воскобитовой решили проводить вебинары для экспертов, работающих тренерами в программах повышения квалификации адвокатов, и подготовить онлайн-контент для самостоятельного изучения.

Первые потоки курса проходили обучение в смешанном формате. В течение недели участники самостоятельно изучали соответствующий учебный модуль на портале, затем отвечали на вопросы на специальном форуме. На основе их ответов эксперты готовили и проводили вебинар через неделю с момента открытия доступа к учебному модулю. В ходе вебинаров участники обсуждали примеры курсов, делились собственным опытом онлайн-обучения, разбирали сложные ситуации – все это не только помогало усваивать материал, но и давало идеи, как применять его на практике.

Для образовательной платформы ФПА мы переработали курс с учетом особенностей адвокатской деятельности таким образом, чтобы адвокаты могли работать с ним полностью самостоятельно.

– Возникали ли у Вас в процессе работы над курсом трудности и как удалось их преодолеть?

– Трудность была одна-единственная и самая большая – как вовремя остановиться и не перегрузить наших будущих обучающихся обилием знаний, инструментов, средств, чтобы не напугать, но заинтересовать. Мы будем ждать обратную связь от всех участников. В курсе такой инструмент есть.

– Курс подойдет всем адвокатам?

– Он ориентирован, прежде всего, на тех, кто хотел бы делиться своими знаниями, умениями и опытом с помощью онлайн-контента, т.е. «оцифровать» свою экспертность, преобразовать в образовательные, информационные ресурсы.

– Каковы цели и задачи курса?

– Цель мы сформулировали так: «Определять способы создания своих и/или использования готовых некурируемых образовательных онлайн-курсов и контента для решения профессиональных задач».

Способов создания онлайн-курсов и контента сегодня существует очень много, также много специализированных программных продуктов и онлайн-сервисов общего доступа. Нужно ли, например, адвокату, преподающему в вузе, тратить время и осваивать технически сложную программу, чтобы создать что-то свое или продуктивнее встроить в учебный процесс грамотно разработанный чужой курс с соблюдением авторских и лицензионных прав? Курс отвечает на этот вопрос.

– Как построен курс?

– Четыре учебных модуля курса с помощью видеокомментариев, разнообразных презентационных материалов, тестовых вопросов и практических заданий для самостоятельной работы помогают понять, какие бывают онлайн-курсы, что обязательно необходимо в них включать, чтобы обучающийся дошел до конца, запомнил, понял, захотел применить полученные знания в своей деятельности, а не бросил все в начале пути.

Модули настроены таким образом, чтобы каждый обучающийся мог без ограничения попыток и времени осваивать материал – начинать в любое время, прерываться и возвращаться вновь. Портал и модуль запоминают, где была остановка, и предлагают начать с того же места или с начала.

Сейчас курс предполагается полностью некурируемый, т.е. нас с Марией в нем не будет, как не будет и онлайн-встреч. Зато будет рабочая тетрадь, где вы сможете фиксировать свои мысли, идеи. К тому же всегда можно договориться с кем-то из коллег и проходить курс одновременно, обмениваясь впечатлениями. Для многих такое парное обучение – тоже новшество. Мы часто слышим вопрос: «А что, так можно было?» – Можно и нужно! Вместе всегда интереснее.

– Какие навыки получат адвокаты по итогам прохождения курса?

– В анонсе мы указали, что каждый, кто качественно (!) выполняет все задания и следует нашим рекомендациям, после курса сможет:

– использовать готовые некурируемые онлайн-курсы и контент в своей образовательной практике;

– определять, в каких случаях использование некурируемого образовательного онлайн-курса будет преимущественным;

– готовить контент самостоятельно или с помощью экспертов для создания некурируемых учебных модулей, следуя подходам педагогического проектирования.

Например, адвокат, обучающий стажеров в адвокатской палате, нашел на сторонней онлайн-платформе открытый курс, доступный всем желающим, изучил его и считает полезным для стажеров. Он сможет решить, как лучше включить его в процесс обучения, какие задания использовать из этого курса, как проверить, насколько качественно его стажеры выполнили задания.

– Сможет ли адвокат, пройдя Ваш курс, разработать собственный онлайн-курс?

– Наш с Марией курс можно назвать введением в профессию автора-разработчика. Он характеризует основные моменты, связанные с разработкой. Чтобы самостоятельно проектировать и создавать собственные онлайн-курсы, нужно учитывать много нюансов, например, в каких условиях будет изучаться материал курса, достаточно ли только тестовых заданий, которые проверяются автоматически, для самоконтроля, какими способами можно тренировать навыки в онлайн-курсе и т.д.

Всем, кто хочет серьезно посвятить себя разработке онлайн-курсов, мы рекомендуем постоянное обучение – как самостоятельное, так и в профессиональном сообществе, выделение времени на освоение инструментов разработчика, исследование тенденций современного образования взрослых. Сейчас бум нейросетей. Это просто ажиотаж или действительно полезное средство? Пишут об этом много, а пробовали ли вы сами, какой опыт получили? И так во всем, что можно методически грамотно и целесообразно применять для обучения.

– Большое спасибо. В заключение расскажите, пожалуйста, о себе и Вашем соавторе Марии Воскобитовой.

– Я магистр педагогики по специальности «Электронные образовательные технологии», занимаюсь разработкой технологий и процессов онлайн-обучения. Сертифицированный эксперт по работе с программными продуктами для создания и использования образовательного онлайн-контента. Веду как методолог и образовательный дизайнер проект https://lms.just.study/. Выступаю как тренер для тренеров в профессиональных сообществах адвокатов. Опыт разработки и использования онлайн-контента в образовании разного уровня более 13 лет, в том числе подтвержденный дипломом победителя международного конкурса онлайн-курсов EdCranch Award 2018. Как сказал один мой молодой коллега, я – динозавр доковидной эпохи, влюбленный в качественный онлайн.

Мария Воскобитова – кандидат юридических наук, эксперт по практико-ориентированному обучению юристов и интерактивным методам преподавания, образовательный дизайнер, автор симуляционных курсов по профессиональным навыкам юристов. Специализируется как юрист в сфере международной защиты прав человека, более 20 лет представляла заявителей в ЕСПЧ. С 2008 г. проводит различные программы для преподавателей и адвокатов в формате «тренинг для тренеров», активно работала с региональными адвокатскими палатами до 2016 г. С 2017 г. разрабатывает онлайн-курсы для юристов. Создала несколько курсов для платформы ФПА РФ, платформы АП Ставропольского края, онлайн-платформы lms.just.study.

Беседовала Светлана Рогоцкая

Поделиться