Популярные материалы

«Жизнь продолжается, несмотря ни на что: люди женятся, делят имущество»
13 мая 2024 г.
Михаил Толчеев
«Жизнь продолжается, несмотря ни на что: люди женятся, делят имущество»
Первый вице-президент ФПА о том, как живут и работают адвокаты в новых регионах
Идти и не останавливаться
26 апреля 2024 г.
Арсен Багрян
Идти и не останавливаться
Единственным действительно конкурентным преимуществом являются знания и навыки их применения
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов

«Мы постоянно совершенствуем технологии профессионального обучения»

25 декабря 2023 г.

Главная задача Школы адвоката АП Ставропольского края – быть полезной для коллег

Ольга Руденко

Член Совета ФПА РФ, президент АП Ставропольского края

Член Совета ФПА РФ, президент АП Ставропольского края Ольга Руденко удостоена знака отличия ФПА РФ «Лучший наставник» № 1. Публикуем интервью, в котором она рассказала о создании Школы адвоката АПСК и онлайн-курсов повышения профессионального уровня, о своем пути в профессию, работе в Совете ФПА РФ и в краевой палате, пояснила, что она понимает под словом «команда», сообщила, каким должен быть современный адвокат – профессионал с большой буквы и каким она видит будущее российской адвокатуры.

 

– Ольга Борисовна, Вы являетесь инициатором создания Школы адвоката АПСК. Как появилась такая идея, как происходило становление Школы, какой методики обучения в ней придерживаются?

– Путь к созданию системы совершенствования профессионального уровня адвокатов был долгим. Требование повышения профессионального уровня нормативно закреплено, но эффективная реализация данной обязанности зависит не только, а порой и не столько от адвоката, сколько от органов адвокатского самоуправления, на которые возложена обязанность по организации, осуществлению/обеспечению и контролю за профессиональным развитием адвокатов. Я стала председателем Ставропольской краевой коллегии адвокатов в сложный период[1], когда даже курсы для молодых адвокатов не проводились, поэтому первым делом мы с коллегами организовали стажерскую школу, приглашали лекторов, передавали им свои знания, как могли.

С образованием адвокатских палат уровень организации способов повышения профессионального уровня адвокатов существенно поднялся и способы стали очень разнообразными. Здесь нам помогала и помогает слаженная работа с ФПА РФ, а также с другими центрами повышения профессионального уровня. Огромную поддержку нам всегда оказывала и оказывает президент ФПА РФ Светлана Игоревна Володина.

Сначала мы проводили 2–3-дневные курсы, на которые к нам приезжали прекрасные лекторы, а потом они стали полноценными выездными программами по повышению квалификации.

Чего мы только не применяли: лекции, тренинги, семинары, конференции, круглые столы… Мы интересовались, как устроена система обучения адвокатов и стажеров в других палатах. Очень интересен мне был опыт Института адвокатуры, созданного в АП Красноярского края Сергеем Мальтовым. Также мы познакомились с прекрасными коллегами из Ульяновского и Санкт-Петербургского институтов адвокатуры. Видя все наши старания, метания и желание сделать что-то свое, Мария Воскобитова[2] предложила нам программу – тренинги для тренеров. Это было в 2013 г. и стало импульсом к созданию Школы адвоката в ныне существующем виде[3]. Сформировался костяк тренеров, которые и воплощают в жизнь все ее проекты.

Главная задача Школы сегодня – быть полезной для коллег. Мы постоянно совершенствуем технологии профессионального обучения, используя как традиционные, так и совершенно новые. В этом плане нам очень помог опыт Американской ассоциации юристов и Совета Европы. Их занятия изначально отличались от привычных для российских адвокатов применением интерактивной методики. Это была стратегия. Содержание мы формировали сами, исходя из реалий – как теории, так и практики.

За весь период существования системы повышения профессионального уровня, в том числе в рамках Школы, мы добились того, чтобы учеба воспринималась адвокатами не как формальная обязанность, неисполнение которой чревато дисциплинарной ответственностью, а как реальная возможность стать компетентнее, способнее и, как результат, эффективнее в своей профессиональной деятельности.

Мы активно используем интерактивный метод (что, по мнению участников каждого проведенного тренинга и курса, повысило заинтересованность слушателей, их вовлеченность в занятия, динамичность учебного процесса).

Специфика применяемых методов обучения влияет и на количество одновременно обучающихся участников – обычно их не более 25 в группе, что повышает эффективность их взаимодействия между собой и с тренерами.

Содержание тренинга или курса, его структура и методика проведения определяются исходя из следующих базовых принципов: соответствие излагаемой информации, развиваемых навыков и умений теме тренинга или курса; важность, актуальность содержания тренинга или курса; практичность, прикладной характер содержания тренинга или курса; правильность, корректность содержания тренинга или курса; доступность доведения содержания.

– Вы стали инициатором создания онлайн-курсов повышения профессионального уровня. Расскажите, пожалуйста, как родилась эта идея, какая система онлайн-курсов действует на сегодняшний день. Кто придумал использовать курируемые и некурируемые курсы?

– Мы не придумывали, мы все учились, как создавать курсы с максимальной эффективностью для тех, кто на них обучается. Примерно в 2015 г. адвокат нашей палаты Оксана Садчикова[4] (думаю, она известна многим) предложила идею провести углубленное обучение по допустимости доказательств в уголовном процессе с использованием модельного уголовного дела. Это было началом нового способа профессионального обучения. По нашему замыслу, участники прообраза первого курса до начала работы с материалами уголовного дела должны были освоить объем нормативного материала, который мы предварительно готовили и рассылали по электронной почте. Мы стали искать способы проверки усвоения материала, обнаружили в интернете сайт для размещения тестовых заданий и использовали его наряду с электронной почтой.

Спустя очень короткое время – в пределах нескольких месяцев после окончания первого курса – мы ознакомились с устройством онлайн-платформы для обучения профессионалов в области права HELP Совета Европы, которая по существу являлась удобной оболочкой для упаковки контента и контрольных заданий и одновременно местом для организации взаимодействия между участниками курса и тренером, а также между собой по типу социальной сети – и все это в одном месте в интернете.

Достаточно быстро от программы HELP поступило предложение объединить имевшийся у нас контент с их оболочкой, и начался процесс запуска курсов для отдаленных регионов и всероссийских курсов при ФПА РФ. Популярность курсов на первоначальных этапах была выше наших первоначальных возможностей. Когда ожидалось 100 заявок на участие, а поступало 500, команды тренеров формировались буквально «с колес», перед ними возникали такие организационные и технические задачи, решать которые приходилось в отсутствие опыта, ведь все делалось впервые, но с огромным энтузиазмом.

Причина успеха первых онлайн-курсов – качественное содержание учебного материала и новизна формы его подачи в сочетании с привычными для адвокатов ситуациями отработки полученных знаний и навыков в учебных судебных процессах. Наверное, поэтому и сейчас эти первые большие курсы участники вспоминают с особым чувством, многие из них после прохождения обучения прочно заняли ниши в практике в тех областях права, в которых обучались.

Своя платформа для размещения онлайн-курсов в Школе адвоката АП Ставропольского края появилась в 2017 г., с актуализацией тем, лишь опосредованно связанных с темой прав человека на международном уровне, таких, например, как ведение дел в суде присяжных.

Одновременно мы обрабатывали и анализировали весь опыт проведения онлайн-курсов, рассматривали все поступавшие предложения о сотрудничестве и пришли к выводу, что некурируемые курсы в качестве начала освоения какой-либо тематики тоже имеют право на существование. Мы стали также развивать это направление, и сегодня некурируемые курсы, подготовленные в том числе и командой тренеров АПСК, размещены на учебной платформе ФПА РФ[5]. В нашей Школе они стали неотъемлемым элементом обучения стажеров и помощников адвокатов и адвокатов со стажем до одного года практики.

Курс длительностью шесть месяцев для стажеров и помощников адвокатов проводится в Школе один раз в год – с апреля по октябрь, курс для адвокатов со стажем до одного года – до четырех раз в год, специализированные курсы по темам «Допустимость доказательств в уголовном процессе», «Семейное право и права человека», «Работа адвоката в суде с участием присяжных заседателей», «Особенности защиты прав граждан при оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке» и другие, длительностью 2–3 месяца, проводятся один раз в год. Регулярно мы пополняем каталог курсов новыми актуальными темами.

Постоянно идет и работа по совершенствованию формы. В сентябре 2023 г. была запущена новая, более быстрая и современная версия платформы Школы, тренеры Школы пробуют новые инструменты для упаковки контента с более интересными интерактивными элементами.

Но все же работа Школы – это не только онлайн-курсы. По-прежнему большой популярностью пользуются Высшие курсы повышения квалификации ФПА РФ, предусматривающие в основном лекционный формат по темам гражданской и уголовной специализации длительностью по четыре дня по каждому из этих направлений. Ежегодно их посещают примерно 400–500 адвокатов из Ставропольского края и ближайших к нему субъектов РФ.

– Школа адвоката является базой Южного центра повышения профессионального уровня ФПА РФ. А есть ли примеры, когда выпускники Школы, набравшись опыта, сами становятся лекторами и наставниками молодых адвокатов?

– Такие примеры, безусловно, есть, и они не единичны. Так, весь путь от участника курса в начале собственной адвокатской практики до создателя курса, с промежуточным участием в качестве тренера в курсах других авторов, успешно прошла Нарине Айрапетян. Она с готовностью откликается на все новое, усердно трудится для освоения новых направлений и умеет работать в команде на результат. Свой курс «Особенности защиты прав граждан при оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке» она создала в первые пять лет своей адвокатской деятельности и в первые два года работы в качестве тренера в Школе адвоката.

– Расскажите, как Вы пришли в профессию, что для Вас адвокатура, как сложился Ваш путь в профессии?

Профессия адвоката – по сути вся моя жизнь. Если вести отсчет с момента, когда я стала стажером адвоката, до сегодняшнего дня на посту президента Адвокатской палаты, то я приближаюсь к 50-летнему юбилею в адвокатуре. Поэтому рассказ о пути в профессии может быть очень длинным, но есть, конечно, определенные вехи и даты.

В 1976 г. я окончила Кубанский государственный университет, в июле была принята стажером в Ставропольскую краевую коллегию адвокатов, с 1 сентября 1977 г. стала адвокатом, в 1996-м избрана членом президиума коллегии, в 1999-м – председателем СККА, а в 2002 г. – президентом АПСК. В 2003 г. стала членом Совета ФПА РФ, была председателем Ревизионной комиссии ФПА РФ.

Мои жизненные принципы заложены семьей и окружением. Перед поступлением в вуз я колебалась: хотелось и на юридический, и на романо-германскую филологию. На решение пойти на юридический факультет повлиял пример моего отца, который работал судьей, затем прокурором. Для меня он останется эталоном мудрости и человечности. В адвокатуру я также пришла по его совету, когда учеба в вузе подошла к концу. Попасть в адвокатуру было гораздо сложнее, чем сейчас. Численность адвокатов строго ограничивалась, к ним предъявлялись более жесткие требования. Поэтому я сразу же оказалась в окружении высоких профессионалов, сначала в качестве стажера. Эти замечательные люди помогали мне познать азы адвокатской профессии, преодолеть первые трудности, обрести жизненный опыт. Моим наставником была Тамара Петровна Горновская. Отношения у нас сложились не только профессиональные, но и личные, дружеские. Очень благодарна многим своим старшим коллегам, которые помогали в начале пути, а теперь вижу такое же отношение к себе самой со стороны тех, в чьей судьбе на каком-то этапе приняла участие.

Через год стажировки я стала адвокатом. Разные эмоции и ощущения были поначалу: мне очень нравилась эта работа, я поняла, что пришла туда, куда и должна была прийти, но мне сначала было очень тяжело принять тот факт, что уголовные дела разрешаются не только и не столько на основе одних только доказательств. Поэтому я вывела для себя принцип, которому впоследствии следовала: я сделаю все, что должна сделать по делу, но за то, каким будет результат, не несу ответственности и не моя вина, если он будет несправедливым.

Выйдя из второго декретного отпуска, немного поработав, в 1993 г. я неожиданно попала на отчетно-выборную конференцию Ставропольской краевой коллегии адвокатов, которая проходила в Минеральных Водах. Это был разгар перестройки, когда, казалось, все перевернулось с ног на голову. Некогда блестящее адвокатское сообщество скатывалось в болото, и неожиданно для себя я вышла к микрофону и честно сказала, что не вижу поводов для гордости. Меня поддержали мои коллеги и в результате тайного голосования выбрали в состав нового президиума коллегии. Мы стали возрождать то хорошее, что видели сами в начале своей профессиональной деятельности.

В 1999 г. ушел из жизни председатель коллегии, и я стала исполнять его обязанности. При проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности коллегии с ужасом обнаружили, что наши бухгалтеры, мягко говоря, воспользовались доверием к ним со стороны председателя коллегии. Процесс подготовки собрания и выборов председателя коллегии, на пост которого я выдвигалась, шел на фоне полноценной антикампании с интригами и сплетнями.

Собрание прошло с участием практически всех членов коллегии, и из пяти кандидатур на должность председателя подавляющим числом голосов адвокаты проголосовали за меня.

А в 2001 г. началось обсуждение проекта Закона об адвокатуре. Без преувеличения скажу, что это было потрясающее время, когда мы чувствовали, что нас слышат и нам отвечают! Это был период надежд и профессионального удовлетворения. А еще – адвокатура наконец-таки сплотилась.

Учреждение Адвокатской палаты Ставропольского края тоже сопровождалось рядом трудностей, было серьезное противодействие со стороны территориального органа юстиции. В крае была зарегистрирована только одна коллегия адвокатов – Ставропольская краевая, но действовали и филиалы нескольких коллегий адвокатов Москвы и Санкт-Петербурга. Было решено провести собрание, в котором приняли участие более 1000 делегатов. Оно завершилось поздней ночью, был избран Совет, в состав которого тогда вошли только адвокаты Ставропольской краевой коллегии. Потом уже мы вводили членов других адвокатских образований в порядке ротации, потому что не собирались вступать с так называемыми параллельщиками в конфронтацию, и надо сказать, что все это поняли с первых дней работы Совета. И еще, в нашем Южном федеральном округе большая поддержка была со стороны Дмитрия Петровича Баранова, который объединил все коллегии в Ассоциацию коллегий адвокатов ЮФО[6] еще за два года до учреждения адвокатских палат. Вместе обсуждать наши проблемы, преодолевать препятствия было гораздо легче.

А затем состоялись исторический I Всероссийский съезд адвокатов, избрание в состав Совета ФПА РФ, выборы первого президента ФПА РФ.

– С 2002 г. Вы возглавляете АП Ставропольского края. Какие направления работы Вы выделяете как приоритетные?

– Все направления работы адвокатской палаты являются приоритетными в равной степени и реализуются для достижения главного – стабильной работы всего адвокатского сообщества Ставропольского края. Горжусь успехами своих коллег: они одерживают победы в судах самых разных уровней, а главное – поддерживают авторитет профессии. Корпоративная солидарность для адвокатов – не пустые слова, и ее развитие, еще большее сплочение защитников – те задачи, которые мы все (а без поддержки внутри сообщества эти усилия будут бессмысленны) стремимся воплотить в жизнь.

– В течение ряда лет Вы являетесь членом Совета ФПА РФ. Что Вы считаете наиболее важным в этой работе?

– Впервые членом Совета ФПА я была избрана на I Всероссийском съезде адвокатов в 2002 г., тогда же состоялись выборы первого президента ФПА РФ, которым стал Евгений Васильевич Семеняко – человек мудрый, интересный, настоящий адвокат. В этот период в моей жизни появилось очень много новых интересных людей, с которыми мы до сих пор вместе и с которыми сложились дружеские отношения. Я очень благодарна Светлане Игоревне Володиной, которая многие годы идет с нами рука об руку, Юрию Сергеевичу Пилипенко, который многому нас научил, и всем коллегам, с которыми мы делаем общее дело.

Надо сказать, что на членах Совета лежит большая ответственность, мы принимаем решения, которые определяют направления развития и правила для всего сообщества адвокатов и для каждого отдельного адвоката. Именно поэтому на заседаниях Совета часто разгораются бурные споры, высказываются самые разные мнения и точки зрения по разным вопросам. Наверное, именно это и дает возможность принимать взвешенные, ответственные решения.

– Что для Вас означает понятие «команда», какую роль она выполняет в достижении поставленных целей?

– Любое достижение – это достижение не только мое, но и всех моих коллег-единомышленников, которые так же, как и я сама, горят идеями и планами. Если бы не было тех, кто говорит «мы тоже этого хотим», что я одна смогла бы сделать? Ведь именно всем вместе нам удалось многое претворить в жизнь в нашей палате. Поэтому я безмерно всем благодарна – и тем, кто поддерживает, и тем, кто недоволен…

Лучшие командные проекты получаются тогда, когда люди, которые имеют желание передать свои знания и опыт, объединяются с теми, кто знает, как технически это сделать, и с теми, кто умеет организовать текущую работу. Соединить желание, необходимость, обязательность, увлечь тех, кто не желает быть увлеченным, – это нелегкая задача. Но этот труд дает плоды, поэтому Школа будет и впредь развиваться именно благодаря командной работе. И я не могу не сказать им слова благодарности. Прежде всего, Оксане Садчиковой, которая буквально с первого дня в адвокатуре стала моим единомышленником и предлагала самые фантастические проекты (как будто читала мои мысли). Десять лет неизменно работают в команде тренеров Ирина Нарыкова, Кристина Семенова, Наталья Борцова, Любовь Семенова, Дмитрий Игнатьев, Виталий Старченко.

– Вы часто говорите о таком понятии, как «порядочный адвокат». Что Вы под этим подразумеваете и может ли порядочность быть важнее профессиональных качеств?

– Подавляющее большинство наших адвокатов – профессионалы с большой буквы, порядочные и принципиальные люди, для которых все дела одинаково важны, а основу их профессионализма составляют добросовестность, компетентность и честность. Они никогда не ставят себе приоритетной задачей принять участие в «громком» или доходном деле, так же как и занять какое-то «руководящее кресло» в адвокатуре. Они стараются работать честно и всегда поступать по совести, осознавая свою повышенную ответственность. В адвокатуре людей со схожими взглядами достаточно много, мне это очень импонирует, и я готова к совместной деятельности с теми, кто рассматривает и профессию, и общественную деятельность как труд во благо, берет на себя повышенные обязательства. Для них какой-либо статус, как правило, не имеет существенного значения. Если он помогает в определенных обстоятельствах сделать нужное и важное, ну что ж. Это отрадно, но не более того.

Ну а если даже самый талантливый юрист измеряет свою совесть в денежных знаках, у него нет будущего в адвокатуре.

Летом этого года в Пятигорске прошла межрегиональная конференция «Историческое наследие адвокатуры как неотъемлемая часть современного развития (на примере дела Бейлиса)». Мы погрузились в работу присяжных поверенных начала XX в., которые в защите Бейлиса столкнулись со многими до тех пор небывалыми вызовами: были в нем и казусы «двойной защиты», и явная заинтересованность следствия, и давление государства в лице отдельных чиновников, и проблемы освещения процесса в прессе, и уголовное преследование адвокатов за высказанное в ходе осуществления защиты мнение – все то, с чем адвокаты рискуют столкнуться ежедневно и сегодня. Время сохранило для нас имена и примеры добросовестной и профессиональной защиты в этом деле, на которые и сегодня, спустя 100 лет, можно равняться. Интерес адвокатов к истории адвокатуры, в особенности молодых адвокатов, стажеров и помощников, был очевиден. Значит, не только прикладные знания имеют значение для современного адвоката, но и знание и сохранение того наследия, которое оставила нам присяжная адвокатура.

– Вы любите всевозможные активности, регулярно участвуете в спортивных и иных мероприятиях. Откуда черпаете энергию?

– Я не раздумывала об этом в таком ключе. Скорее всего, дело в том, что нет потребности где-либо брать энергию: вероятно, я сама являюсь ее источником и взаимодействую с людьми, которые точно так же позитивно заряжены. Это мое внутреннее мироощущение, мне интересно жить. Именно по этой причине «золотая клетка» не для меня.

– Каким Вы видите будущее российской адвокатуры? 

– За время своего существования адвокатура переживала разные времена, сохраняя традиционные ценности – честь и достоинство. Я хорошо помню те времена, когда не было КПЭА, но принципы этики знали все – они передавались из уст в уста. Поэтому уверена: что бы ни случилось, адвокатура сохранится как важнейший правозащитный институт. Мы, по сути, единственные защитники, у всех остальных другая функция. Именно адвокату свойственны уважение к человеку и внимание к личности, даже, казалось бы, к самой последней. Ведь, общаясь со своим доверителем, адвокат очень многое может понять и узнать о нем. Адвокатура – это светлая сторона правосудия, которая должна становиться только лучше и сильнее. Как это произойдет и какие процессы будут влиять на это – мы увидим в будущем, но уже сейчас делаем все от нас зависящее, чтобы это случилось. Адвокатура пополняется главным образом приходящими в профессию свободными юристами, бывшими правоохранителями – этот процесс связан с условиями настоящего времени. Хотя и после студенческой скамьи молодые люди приходят на стажировку в адвокатуру, но хотелось бы, чтобы их было больше.

С 2021 г. в Школе адвоката на регулярной основе проводятся курсы для студентов юридических вузов «Практика в адвокатуре», которые ежегодно проходят около 100 студентов бакалавриата и магистратуры. Вскоре будет анонсирован еще один значимый проект для студентов юридических вузов, который находится в разработке в Совете молодых адвокатов и в Совете АПСК и будет запущен в январе 2024 г.

Также с 2021 г. мы сотрудничаем с вузами в направлении ранней профориентации школьников.

В ноябре – декабре 2022 г. впервые координировали в Ставропольском крае муниципальный и региональный этапы Конкурса учебных судов, который традиционно проводится Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургского (Центр правового и гражданского образования «Живое право») по направлениям гражданского и уголовного права. Главная цель конкурса – отработка практических навыков анализа, аргументации и публичного выступления, а также поддержка талантливых школьников.

Опыт проведения Конкурса мы оценили как исключительно удачный в качестве формы ранней профориентации школьников, а также как способ более глубокого погружения в профессию для студентов юридических вузов, которые были непосредственно задействованы в организации мероприятия. В мероприятии приняли участие в общей сложности около 140 человек, включая участников, учителей, кураторов, преподавателей и студентов ЮИ СКФУ, лингвистов, адвокатов и других юристов.

Весной 2023 г. подготовили команду старшеклассников для участия во всероссийском конкурсе «Amicus Curiae» в формате учебного суда в Конституционном Суде РФ, финал которого состоялся в Подмосковье в гимназии им. Е.М. Примакова. Это направление тоже хотелось бы развивать.

– Как Вам удается находить баланс между семьей и работой?

– Нахожу: для меня очень важна моя работа, ее люблю, но семья важнее. Скажу честно, это получилось не сразу…

В моем графике существенную часть времени занимают мероприятия в других городах, когда приходится ехать или лететь много километров, но я всегда на связи со всеми родными. Часто и по графику работы Школы учебные дни попадают на выходные, но и тогда мой день четко делится на две части – одна для работы, другая обязательно для семьи. Возможности для общих встреч со всей семьей неприкосновенны. Коллеги удивляются, когда им случается меня наблюдать в статусе супруги, матери, бабушки и свекрови, что, впрочем, случается нечасто. Мой дом – это моя крепость, в котором есть мой сад и любимые цветы – моя отдушина.

Баланс в работе и в жизни нахожу в ежедневном планировании, ранней организации участия в важных мероприятиях, ищу между ними возможность для общения с семьей. Очень любим с мужем путешествовать. Разные города, страны, встречи, незабываемые впечатления и эмоции!

Также и совместные поездки с коллегами для участия в разного рода профессиональных мероприятиях дают возможность увидеть что-то новое, анализировать, переделывать, внедрять в нашей палате. Без этого опыта многое из лучшего, что у нас есть, было бы невозможным.

Беседовал Константин Катанян


[1] В 1999 г. – Прим. ред.

[2] М.Р. Воскобитова – эксперт по практико-ориентированному обучению юристов и интерактивным методам преподавания, образовательный дизайнер, автор симуляционных курсов по профессиональным навыкам юристов, к.ю.н. – Прим. ред.

[3] См.: https://lms.palatask.ru/ – Прим. ред.

[4] О.В. Садчикова – член Совета АПСК, тренер Школы адвоката АПСК, к.ю.н. – Прим. ред.

[5] См.: https://edu.fparf.ru/Прим. ред.

[6] В настоящее время – НО «Ассоциация адвокатских палат Южного и Северо-Кавказского федеральных округов им. Д.П. Баранова».



Поделиться