Особенности пенсионного обеспечения адвокатов. Модели пенсионного обеспечения
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.
Анализ правового регулирования, действующего в сфере пенсионного обеспечения, позволяет выделить три его системы: государственную, обязательную страховую, негосударственную (добровольную) страховую.
Эти системы отличаются друг от друга организационно-правовой формой (способом образования и распределения денежных средств на пенсионное обеспечение), субъектным составом, источником финансирования, видами пенсий, условиями возникновения права на пенсию и механизмом ее исчисления.
Система государственного пенсионного обеспечения организована и функционирует за счет прямых ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств муниципальных бюджетов в целях пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих государственную и муниципальную службу; лиц, пострадавших вследствие радиационных или техногенных катастроф; космонавтов и работников летно-испытательного состава; участников Великой Отечественной войны; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; военнослужащих по призыву при наличии у них инвалидности; лиц, которые не приобрели право на страховую пенсию.
Система обязательного страхового пенсионного обеспечения организована и функционирует за счет средств обязательного пенсионного страхования, аккумулированных в бюджете страховщика, – Пенсионного фонда РФ, в целях пенсионного обеспечения лиц, выполняющих работу по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Страховая нагрузка возложена исключительно на страхователей, – работодателей и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
Система негосударственного (добровольного) страхового пенсионного обеспечения основана на добровольном вступлении граждан и (или) работодателей в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и является, по сути, дополнительной по отношению к системе обязательного страхового пенсионного обеспечения.
При добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию необходимо помнить, что дополнительные страховые взносы на формирование страховой пенсии или страховой и накопительной пенсии будут распределяться страховщиком с учетом: варианта пенсионного обеспечения; величины предельной базы для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд; максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента и его стоимости, определяемой государством и учитываемой при установлении пенсии.
Кроме того, нужно учитывать, что право на получение накопительной пенсии реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». В случае смерти застрахованного лица выплата правопреемникам средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, будет осуществляться по правилам, которые установлены федеральными законами «О накопительной пенсии», «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».
Адвокаты как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подлежат обязательному пенсионному страхованию. В связи с этим они имеют право на страховые пенсии по старости, инвалидности, накопительные пенсии. Нетрудоспособным членам семьи адвоката полагаются страховые пенсии по случаю потери кормильца.
Дополнительное страховое пенсионное обеспечение адвокатов не является государственным и возможно только при дополнительной уплате адвокатом из личных средств страховых взносов на страховую и накопительную пенсию.
Варианты пенсионного обеспечения адвокатов в системе обязательного пенсионного страхования
Особенность обязательного пенсионного страхования адвокатов состоит в том, что функцию страхователя осуществляет сам адвокат. В качестве страхователя он должен по установленному страховому тарифу уплачивать за себя страховые взносы. В качестве застрахованного лица он вправе выбрать вариант пенсионного обеспечения: направить страховые взносы на формирование либо страховой пенсии, либо страховой и накопительной пенсии.
От размера страховых взносов, уплачиваемых адвокатом, и выбранного им варианта пенсионного обеспечения зависит величина годового индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом которой определяется право на страховую пенсию и ее размер. В частности, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» одним из условий возникновения права на страховую пенсию по старости является наличие 30-балльного индивидуального пенсионного коэффициента. Согласно п. 1 ст. 15 того же Закона размер страховой пенсии по старости определяется как произведение величины индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» адвокаты уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из положений подп. 1 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ, размер страховых взносов адвоката зависит от величины его дохода за расчетный период. Если доход не превышает 300 000 руб., страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере. Если доход превысил эту сумму, то дополнительно следует уплатить один процент с дохода, превышающего 300 000 руб. При этом сумма страховых взносов за расчетный период в общей сложности не может быть больше их восьмикратного фиксированного размера.
Фиксированный размер страховых взносов на обязательное страховое пенсионное обеспечение за 2019 г. составляет 29 354 руб., за 2020 г. – 32 448 руб.
Уплачиваемый адвокатами на обязательное пенсионное страхование тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» солидарная часть этого тарифа предназначена для формирования денежных средств на осуществление фиксированной выплаты к страховой пенсии и социального пособия на погребение умерших пенсионеров, которые на день смерти не работали.
Индивидуальная часть тарифа страховых взносов используется для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, в том числе в целях определения размера страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к ней), накопительной пенсии или единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.
Исчисление и учет индивидуальной части тарифа страховых взносов осуществляются Пенсионным фондом на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с установленным законом вариантом пенсионного обеспечения.
Положениями ст. 33.3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 1 января 2014 г. предусмотрено два варианта пенсионного обеспечения:
– направление индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии;
– направление индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой и накопительной пенсии.
Для адвокатов 1966 г. рождения и старше установлен только первый вариант пенсионного обеспечения.
Адвокаты 1967 г. рождения и моложе имеют возможность выбрать один из двух указанных вариантов.
Выбор второго варианта пенсионного обеспечения возможен в течение установленного законом периода.
В частности, адвокаты 1967 г. рождения и моложе, которые подлежали обязательному пенсионному страхованию до 1 января 2014 г., были вправе выбрать такой вариант до 31 декабря 2015 г. включительно.
Адвокаты 1967 г. рождения и моложе, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию начиная с 1 января 2014 г., могут реализовать право выбора этого варианта до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов.
Реализация права выбора варианта пенсионного обеспечения осуществляется посредством заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи заявления либо о переходе в негосударственный пенсионный фонд, либо о выборе одного из предусмотренных законодательством инвестиционных портфелей управляющей компании.
До реализации, а также в случае нереализации в течение установленного законом периода права выбора варианта пенсионного обеспечения устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление индивидуальной части страховых взносов на финансирование страховой пенсии.
В случае выбора варианта, при котором формируется страховая и накопительная пенсия, новый тариф индивидуальной части страхового взноса начинает применяться с 1 января следующего календарного года.
Необходимо обратить внимание на то, что в 2014–2021 гг. индивидуальная часть тарифа страхового взноса адвокатов, выбравших вариант формирования страховой и накопительной пенсии, направляется в полном размере на финансирование страховой пенсии с индексацией в порядке, установленном законодательством.
При исчислении и учете солидарной и индивидуальной частей страховых взносов в соответствии с установленным или выбранным адвокатом вариантом пенсионного обеспечения применяются тарифы, которые «привязаны» к тарифу страховых взносов в размере 22%.
В частности, при формировании адвокатом только страховой пенсии тариф в размере 22% распределяется следующим образом: 6% приходится на солидарную часть тарифа, 16% – на индивидуальную часть.
Так, в 2019 г. при формировании страховой пенсии исходя из суммы страховых взносов, подлежащих уплате адвокатом в размере 29 354 руб., солидарная часть тарифа страхового взноса составила 8005,64 руб. (29 354,0 *6/22), индивидуальная часть тарифа на формирование страховой пенсии адвоката – 21 348,36 руб. (29 354,0 *16/22). Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент адвоката будет составлять 1,16 балла ((21 348,36/ 1 150 000*16%)*10) из 10 максимальных баллов.
При формировании адвокатом страховой и накопительной пенсии исходя из тарифа страховых взносов в размере 22% на финансирование страховой пенсии учитывается 16%; из них на солидарную часть тарифа приходится 6%, на индивидуальную часть тарифа – 10%. На формирование накопительной пенсии учитывается 6% от тарифа страховых взносов в размере 22%.
Например, в случае если бы в 2019 г. формировалась страховая и накопительная пенсия, то на формирование страховой пенсии адвоката была бы учтена сумма в размере 21 348,36 руб. (29 354,0 *16/22). Из нее на солидарную часть тарифа страхового взноса – 8005,64 руб. (21 348,36*6/16), на индивидуальную часть тарифа – 13 342,72 руб. (21 348,36*10/16). На формирование накопительной пенсии – 8005,64 руб. (29 354,0 *6/22). Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент адвоката для исчисления страховой пенсии составлял бы 0,725 балла ((13 342,72 руб. / 1 150 000*16%)*10) из 6,25 максимальных баллов.
Отметим важное обстоятельство. При направлении адвокатом страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере на формирование страховой пенсии, величина индивидуального пенсионного коэффициента (30 баллов), при которой возникает право на страховую пенсию по возрасту, будет образована примерно через 26 лет адвокатской деятельности (30 баллов / 1,16 балла). Что касается формирования страховой и накопительной пенсии, то величину этого коэффициента можно достичь примерно через 42 года адвокатской деятельности (30 баллов/ 0,725 балла). Расчет произведен без учета тарифа страхового взноса 1% с части дохода, превышающего 300 000 руб., а также суммы страховых взносов, уплачиваемой иными страхователями в связи с осуществлением адвокатом трудовой деятельности, не запрещенной законом.
Поэтому адвокаты должны быть заинтересованы в уплате тарифа страхового взноса в размере 1% с части дохода от адвокатской деятельности, превышающего 300 000 руб.
Вместе с тем уплата адвокатами установленных тарифов не исключает необходимости государственной поддержки из федерального бюджета на формирование пенсионных накоплений на страховую пенсию. Она необходима для обеспечения в системах государственного пенсионного обеспечения и обязательного страхового пенсионного обеспечения равенства, гарантированного минимального и максимального размеров доли замещаемого заработка (дохода) в процентном выражении.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что суммы оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо оказывающих юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, являются расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время страховые взносы с указанных сумм – это расходные обязательства адвоката, а не соответствующего бюджета.
Представляется, что финансовое обеспечение расходов на уплату страховых взносов с указанных сумм оплаты труда адвокатов должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, соответственно.
Условия, определяющие право на страховую пенсию по старости адвоката, и ее размер
С 1 января 2015 г. установление страховой пенсии по возрасту регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях». Указанным законом трудовые пенсии переименованы в страховые, существенно изменены условия возникновения права на страховую пенсию по возрасту, введен новый механизм исчисления размера страховых пенсий, в том числе по старости.
В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применявшимся до 1 января 2015 г., право на трудовую пенсию по старости возникало по достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и при наличии страхового стажа не менее 5 лет.
Новым законом минимальная продолжительность страхового стажа увеличена с 5 до 15 лет, введено дополнительное условие – наличие индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. С 1 января 2019 г. предусмотрено повышение пенсионного возраста на 5 лет.
Исходя из положений нового закона повышение пенсионного возраста, продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента осуществляется постепенно, в течение установленного переходного периода.
Период повышения пенсионного возраста составляет 5 лет – с 1 января 2019 г. по 1 января 2023 г. (приложение № 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»). В течение переходного периода, начиная с 1 января 2019 г. ранее установленный пенсионный возраст ежегодно увеличивается на 1 год (12 месяцев). С 1 января 2023 г. возраст выхода на пенсию будет составлять 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).
Следует отметить, что в отношении лиц, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), установлен льготный режим повышения пенсионного возраста. Указанным лицам страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, исчисленного по новым правилам, но не более чем за шесть месяцев до его достижения. По существу указанным лицам ранее установленный пенсионный возраст (55 или 60 лет) повышается в 2019 г. на 6 месяцев, в 2020 г. на 1 год 6 месяцев.
Пример № 1
55 или 60 лет (женщины и мужчины соответственно) исполнилось 1 января 2019 г. В 2019 г. страховая пенсия по старости устанавливается по достижении 56 лет и 61 года. 56 лет или 61 год исполнится 1 января 2020 г., поэтому страховая пенсия может быть назначена не ранее, чем с 1 июня 2019 г.
Пример № 2
55 или 60 лет исполнится 31 декабря 2020 г. В 2020 г. страховая пенсия по старости устанавливается по достижении 57 или 62 лет. 57 лет или 62 года исполнится 31 декабря 2021 г., значит, страховая пенсия может быть назначена не ранее, чем с 31 июня 2020 г.
Для повышения минимальной продолжительности страхового стажа, дающего право на страховую пенсию, установлен переходный период 10 лет – с 1 января 2015 г. по 1 января 2024 г. (приложение № 3 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»). С 1 января 2015 г. ранее установленная минимальная продолжительность страхового стажа 5 лет ежегодно увеличивается на 1 год. С 1 января 2024 г. страховая пенсия по возрасту будет устанавливаться при наличии страхового стажа не менее 15 лет.
Повышение размера индивидуального пенсионного коэффициента предусмотрено в течение 10 лет (п. 3 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»). С 1 января 2015 г. для возникновения права на страховую пенсию по старости необходимо наличие индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6. С 1 января 2016 г. указанный коэффициент подлежит ежегодному увеличению на 2,4 до достижения 30. С учетом поэтапного повышения величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30 будет достигнута к 1 января 2024 г.
Таким образом, по окончании переходных периодов страховая пенсия по старости будет устанавливаться застрахованным лицам, в том числе адвокатам, по достижении 60 или 65 лет (женщины и мужчины соответственно), при наличии страхового стажа не менее 15 лет и размера индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30.
В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», подлежащей применению в Российской Федерации с 1 января 2019 г., возраст, по достижении которого гарантируется обеспечение по старости, не должен превышать 65 лет (ст. 26). Оно должно предоставляться лицу, приобретшему стаж в виде 30 лет уплаты взносов или работы по найму, либо лицу, которое имеет необходимый стаж уплаты взносов и за которое в период его трудоспособного возраста было выплачено установленное среднегодовое число взносов.
На первый взгляд, положения Федерального закона «О страховых пенсиях» соответствуют нормам Конвенции. Возраст не превышает установленный предел, продолжительность страхового стажа ниже 30 лет, право на пенсию зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента, которая определяется за каждый страховой год в зависимости от суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов и суммы страховых взносов, подлежащей внесению в Пенсионный фонд.
Вместе с тем, исходя из понятия индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренного в п. 3 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», для возникновения права на страховую пенсию по возрасту, по сути, установлено два условия о минимальной продолжительности страхового стажа, причем разной.
В частности, положения ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривают, что право на пенсию возникает при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30.
Как ранее указывалось, если отталкиваться от суммы страховых взносов за страховой год на уровне фиксированного тарифа, то (исходя из механизма исчисления индивидуального пенсионного коэффициента) его размер за один страховой год составит 1,16. Соответственно, чтобы величина индивидуального пенсионного коэффициента была не ниже 30, необходимо практически 30 лет страхового стажа, а при формировании страховой и накопительной пенсии такая величина может быть достигнута только через 42 года, что превышает максимальную продолжительность стажа, который в соответствии с Конвенцией гарантирует пенсионное обеспечение по старости.
Это дает основание сделать вывод о том, что положения ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в части установления величины индивидуального пенсионного коэффициента не соответствуют положениям Конвенции.
Кроме того, вызывает вопросы сам механизм исчисления с 1 января 2015 г. годового индивидуального пенсионного коэффициента.
Из установленного в п. 18 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» механизма следует, что годовой индивидуальный пенсионный коэффициент исчисляется как отношение суммы страховых взносов на страховую пенсию, перечисленной за застрахованное лицо, к нормативной величине страховых взносов за страховой год, умноженной на 10. Нормативная величина страховых взносов за страховой год исчисляется как произведение максимального тарифа страховых взносов на величину предельной базы для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. При этом в законе отсутствуют положения, которые определяют параметр «10», с учетом которого определяется годовой индивидуальный пенсионный коэффициент.
В связи с этим представляется, что право на страховую пенсию по старости должно гарантироваться при достижении установленного возраста и наличии продолжительности страхового стажа, без учета величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Как следует из положений ст. 29 Конвенции, правила приобретения стажа, при наличии которого гарантируется пенсионное обеспечение по старости, определяются национальным законодательством.
Согласно ст. 3, 11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж для права на страховую пенсию включаются периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также нестраховые периоды, предусмотренные законом.
Правила исчисления, порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения страховых пенсий регулируются положениями ст. 13, 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
Исходя из системного применения указанных нормативных актов адвокатам в страховой стаж для установления страховой пенсии по возрасту подлежат включению периоды адвокатской деятельности, за которые адвокатом уплачивались страховые взносы, а также нестраховые периоды.
Нестраховые периоды, подлежащие включению в страховой стаж для установления страховой пенсии по возрасту, могут иметь место как в период адвокатской деятельности, так и за ее пределами.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случае неспособности адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности его статус приостанавливается. Неспособность адвоката в течение этого периода времени исполнять свои профессиональные обязанности может быть обусловлена различными обстоятельствами, которые могут как не относиться, так и относиться к нестраховым периодам, подлежащим включению в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости.
Из положений п. 7 ст. 430 НК РФ следует, что приостановление статуса адвоката служит основанием для освобождения адвоката от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование[1]. Если адвокат был освобожден от уплаты страховых взносов в период приостановления статуса по иным обстоятельствам, чем нестраховые периоды, предусмотренные ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», то указанный период не будет включен в страховой стаж. Если же обстоятельства относятся к нестраховому периоду, предусмотренному ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», то он учитывается в страховом стаже.
Кроме того, необходимо учитывать, что исходя из смысла п. 7 ст. 430 НК РФ адвокаты вправе не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование без приостановления статуса адвоката за следующие нестраховые периоды[2]:
– военная служба по призыву;
– уход за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (при условии, что второй родитель не воспользовался данной гарантией или не находился в отпуске по уходу за ребенком до 1,6 лет);
– уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
– проживание вместе с супругом-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в местностях, где не было возможности трудиться, но не более пяти лет в общей сложности;
– проживание за границей с супругом, работающим в дипломатическом представительстве, консульском учреждении Российской Федерации, ином постоянном представительстве Российской Федерации или в международной организации, перечень которых утверждается правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
В силу положений п. 8 ст. 430 НК РФ, если в течение указанных выше периодов адвокатом осуществлялась адвокатская деятельность, то он уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, пропорциональном количеству календарных месяцев, в течение которых он исполнял адвокатские обязанности. Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ в п. 8 ст. 430 НК РФ были внесены дополнения в части определения суммы страховых взносов за неполный месяц, в течение которого плательщиком осуществлялась соответствующая деятельность. С учетом указанных дополнений, вступивших в силу с 1 января 2020 г., фиксированный размер страховых взносов за неполный месяц адвокатской деятельности, имевшей место в течение периодов, предусмотренных в п. 7 ст. 430 НК РФ, определятся пропорционально количеству календарных дней этого месяца, в течение которых адвокатом осуществлялась адвокатская деятельность.
Таким образом, налоговым законодательством в период освобождения от уплаты страховых взносов по основаниям, предусмотренным п. 7 ст. 430 НК РФ, в том числе в связи с приостановлением статуса адвоката, допускается возможность эпизодической адвокатской деятельности. В то же время в соответствии с п. 3.1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» осуществление адвокатской деятельности в период приостановления статуса адвоката влечет за собой прекращение этого статуса.
В этих условиях возможны два варианта исчисления страхового стажа. Первый: в страховой стаж пропорционально периодам уплаты страховых взносов включаются периоды осуществления адвокатской деятельности, а пропорционально периодам освобождения от уплаты страховых взносов засчитываются нестраховые периоды, в связи с которыми адвокат был освобожден от такой уплаты. Второй: включить только нестраховые периоды, в связи с которыми адвокат был освобожден от уплаты страховых взносов.
При выборе варианта исчисления стажа необходимо принимать во внимание, что периоды освобождения от уплаты страховых взносов, предусмотренные п. 7 ст. 430 НК РФ, за исключением периода приостановления статуса адвоката, учитываются как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые влияют не только на определение права на страховую пенсию по старости, но и на ее размер.
В частности, в соответствии с подп. 1–3 п. 12 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» полный календарный год ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в размере 1,8, за вторым ребенком – 3,6, за третьим или четвертым ребенком – 5,4. Тогда как при уплате адвокатом страховых взносов в фиксированном размере 29 354 руб. (за 2019 г.) на формирование страховой пенсии индивидуальный пенсионный коэффициент за календарный год составит лишь 1,16 балла (29 354*16/22= 21 348,36/ (1 150 000 (предельная база)*16%) = 0,116*10 = 1,16).
Федеральным законом «О страховых пенсиях» введен новый механизм исчисления пенсии. До 1 января 2015 г. размер трудовой пенсии по старости зависел от пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (общего трудового стажа и заработка за 2000–2001 гг. либо за любые пять лет подряд до 1 января 2002 г.), суммы страховых взносов, перечисленных за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г., и продолжительности ожидаемого периода выплаты пенсии (228 месяцев (19 лет)).
В отличие от трудовой, размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента и его стоимости.
Принципиальное отличие заключается в том, что начиная с 1 января 2015 г. при исчислении размера страховой пенсии сумма страховых взносов учитывается по каждому календарному году отдельно и в соотношении с нормативным размером страховых взносов, исчисленным по максимальному тарифу страхового взноса к предельной величине базы для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд за соответствующий год. До 1 января 2015 г. страховые взносы при исчислении трудовой пенсии учитывались в фактическом размере.
Кроме того, сложна сама методология расчета размера страховой пенсии, что позволяет при сохранении внешних параметров формулы легко манипулировать ее реальным содержанием.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст – размер пенсии; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Согласно п. 9 той же статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента представляет собой совокупность индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды до 1 января 2015 г. и за периоды с 1 января 2015 г. по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величину индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. составляют:
– индивидуальные пенсионные коэффициенты, полученные в результате деления размера страховой пенсии (без учета ее фиксированного базового размера), исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 г, на стоимость индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г., равной 64,1 руб.;
– индивидуальные пенсионные коэффициенты за иные нестраховые периоды при условии, что последние не учитывались при исчислении части страховой пенсии по состоянию на 1 января 2014 г.
Величину индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды с 1 января 2015 г. составляют:
– сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за страховые периоды работы или иной деятельности;
– сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за иные нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент за страховые периоды работы или иной деятельности определяется как отношение индивидуального размера страховых взносов на страховую пенсию к их нормативному размеру в десятикратном выражении. В свою очередь нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости рассчитывается как произведение максимального значения индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости (на 2019 г. – 16%) и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд (на 2019 г. – 1 150 000 руб.).
Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент за иные нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, рассчитывается по правилам п. 12–14 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом величина годового индивидуального пенсионного коэффициента может быть учтена в объеме, не превышающем максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента, которое, как ранее отмечалось, зависит от избранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения. При варианте формирования и страховой, и накопительной пенсии максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента составляет 6,25 баллов, при варианте формирования только страховой пенсии – 10 баллов.
Такая методология расчета пенсии позволяет легко управлять уровнем ее реального содержания. Например, достаточно увеличить предел заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, чтобы у значительной части застрахованных лиц с невысокими заработками индивидуальный пенсионный коэффициент резко снизился. Можно также регулировать стоимость индивидуального пенсионного коэффициента или не повышать его максимальный размер.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» к страховой пенсии (за счет солидарной части тарифа страховых взносов) устанавливается фиксированная выплата, базовый размер которой на 1 января 2019 г. составлял 5334,19 руб.
Основаниями повышения базового размера такой выплаты являются: наличие инвалидности I группы; достижение возраста 80 лет; наличие иждивенцев; проживание в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним; установление пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, в местностях, приравненных к ним, – не менее 20 лет; в связи с работой в сельской местности не менее 30 лет.
При инвалидности I группы или достижении возраста 80 лет базовый размер фиксированной выплаты увеличивается вдвое. При наличии иждивенцев размер фиксированной выплаты увеличивается на 1/3 от базового размера за каждого иждивенца, но не более чем за трех. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, фиксированная выплата определяется с учетом районного коэффициента, установленного правительством РФ. Лицам, которым назначена пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера, фиксированная выплата повышается на 1/2, независимо от местности проживания. Тем, кому страховая пенсия по возрасту установлена в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, фиксированная выплата повышается на 1/3.
Страховая пенсия по возрасту устанавливается по общему правилу со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Обратиться за назначением пенсии можно заранее. Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, утверждены приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н.
[1] До 1 января 2020 г. для реализации права на освобождение от уплаты страховых взносов, в связи с приостановлением статуса адвоката, адвокат обязан был наряду с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов представить в налоговый орган документ, подтверждающий приостановление статуса адвоката. В соответствии с новой редакцией п. 7 ст. 430 НК РФ (в ред. ФЗ от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2020 г., и разъяснений в Письме ФНС от 23 октября 2019 г. № БС-4-11/21726@ для освобождения от уплаты страховых взносов, в связи с приостановлением статуса адвоката, в налоговый орган достаточно предоставить заявление об освобождении от уплаты страховых взносов. Сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов в соответствии с п. 2 ст. 85 НК РФ поступают в налоговые органы от адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Форма заявления приведена в Письме ФНС России от 7 июня 2018 г. № БС-4-11/11018@ «О рекомендуемой форме Заявления».
[2] Для реализации права на освобождение от уплаты страховых взносов за периоды, указанные в п. 1 (в части военной службы по призыву), п 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых адвокат не осуществлял адвокатскую деятельность и не приостанавливал статус адвоката, адвокату необходимо как до 1 января 2020 г., так и после 1 января 2020 г., предоставить в налоговый орган по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы. Перечень документов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием освобождения от уплаты страховых взносов, содержится в Письме Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы от 26 апреля 2017 г. № БС-4-11/7990@ «Об освобождении от уплаты страховых взносов».