Материалы дискуссии

6 апреля 2021 г.
Адвокаты готовы к работе как в отдаленных поселениях, так и в условиях чрезвычайных обстоятельств
Об оказании бесплатной юридической помощи в Забайкальской крае
15 марта 2021 г.
Плюсы и минусы нормативной базы БЮП
Действующее законодательство в части оказания БЮП существенно ограничивает права адвокатов по представлению интересов льготных категорий граждан в судах
11 марта 2021 г.
Законодательство о БЮП нуждается в совершенствовании
О реализации Закона «О бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Курганской области»
4 марта 2021 г.
Поправка, необходимая адвокатам и гражданам
Об изменениях регионального закона, позволяющих обеспечить оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помочь
12 ноября 2019 г.
Роль оказания бесплатной юридической помощи сложно переоценить
В Кировской области обсудили проблемы оказания бесплатной помощи и выработали соответствующие рекомендации

Бесплатная юридическая помощь: проблемы и решения

К десятилетию Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» мы публикуем мнения руководителей адвокатских палат и образований о действующей системе оказания бесплатной помощи и предложениях по ее усовершенствованию.

Валерий Жаров
Советник президента Палаты адвокатов Забайкальского края

Адвокаты готовы к работе как в отдаленных поселениях, так и в условиях чрезвычайных обстоятельств

6 апреля 2021 г.

Об оказании бесплатной юридической помощи в Забайкальской крае


Как только Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» вступил в силу, Палата адвокатов Забайкальского края приступила к формированию Списка адвокатов, желающих оказывать бесплатную юридическую помощь (далее – БЮП).

У нас в крае с 2008 г. имеется некоторый опыт организации этой работы. В Забайкалье существует ряд поселений, удаленных от районных центров или находящихся в районах Крайнего Севера. Всего было определено 33 поселения, где местные органы власти вместе с адвокатами оказывали БЮП. Сложилась некоторая система расходования средств местных бюджетов на оплату труда адвокатов и расходов на выезды в данные населенные пункты. Уполномоченным органом был определен Департамент по обеспечению деятельности мировых судей.

Нам удалось, опираясь на такой опыт, довольно быстро разработать законодательную базу. Были приняты Закон от 10 октября 2012 г. № 701-ЗЗК «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Забайкальского края», Положение о порядке оплаты труда адвокатов и отчетности.

С 2015 г. совместно с краевым Управлением Министерства юстиции РФ и уполномоченным органом стали проводиться рабочие встречи, которые позволяли вносить коррективы как в документы, так и в форму работы. В частности, открылся кабинет по юридической помощи, в котором стали дежурить стажеры, которые после получения статуса пополняли данный Список.

Спустя какое-то время стало понятно, что значительное количество граждан обращается в МФЦ. Так как в Чите был всего один такой центр, в нем и стали принимать граждан по вопросам БЮП. Адвокатам оборудовали отдельное рабочее место и предоставили оргтехнику.

В 2016 г. БЮП оказалась востребована, когда в пригородах г. Читы случилось наводнение. Нашим адвокатам пришлось одновременно принимать большое количество граждан, пострадавших от стихии. Они достойно справились с очень большим объемом работ. Не поступило ни одной жалобы от пострадавших от стихии граждан. При этом ряд адвокатов награждены уполномоченным органом и Управлением Министерства юстиции РФ по Забайкальскому краю. Однако в 2018 г. стихия вновь заявила о себе. Совет Палаты на базе Шилкинского филиала в условиях наводнения в г. Шилка и прилегающих районах смог в течение суток развернуть прием пострадавших от стихии. Объем работы у адвокатов нарастал с каждым днем. Было принято решение прикомандировать в пострадавшие районы адвоката П. Архипова из Читы.

Весной 2019 г. в Забайкалье бушевали степные пожары. Огнем были охвачены как животноводческие постройки, так и ряд населенных пунктов в пяти районах Забайкальского края. Имея опыт работы в условиях чрезвычайной ситуации, в эти районы были командированы опытные адвокаты, которые выехали со своей оргтехникой.

Почему мы остановились на этих примерах? Нам кажется, что адвокаты, оказывающие БЮП, должны быть подготовленными к работе как в отдаленных населенных пунктах, так и в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Что касается каждодневной работы, то мы продолжаем вместе с краевым МФЦ осуществлять эту работу на местах. В крае таких центров уже двадцать. В 2020 г. проведена отдельная рабочая встреча по вопросам внедрения цифровых технологий в практику работы адвокатов. По инициативе адвоката М. Пимоновой создана группа в мессенджере «Вайбер», через которую составляется график дежурств, ведется замена адвокатов. В рамках группы адвокаты советуются между собой в ряде случаев.

Но жизнь ставит и новые задачи. Следует вводить формы электронных отчетов, давать консультации ряду категорий граждан, причем в некоторых правовых случаях – в режиме онлайн. Однако необходимы, с одной стороны, сохранение адвокатской тайны и личных персональных данных, а с другой – подтверждения категории и права граждан, обратившихся за юридической помощью. Пока же от адвокатов и граждан требуют до десяти справок и отчетов на бумажных носителях, что отталкивает некоторых адвокатов от участия в данной работе.

По инициативе уполномоченного органа в прошедшем году, несмотря на ограничительные меры, руководство Палаты адвокатов и специалисты побывали в трех районах края, где совместно с органами местного самоуправления обсуждали развитие системы оказания БЮП как в районных центрах, так и в поселениях.

Палата адвокатов участвует в таких традиционных мероприятиях, как Дни бесплатной помощи, а также в обретающих свое право на существование новых акциях. Таковой, в частности, является «Правовой марафон для старшего возраста», который организует Уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае. Мероприятия проводятся в течение октября, и адвокаты являются активными его участниками.

В период ограничений в связи с пандемией коронавирусной инфекции работа адвокатов в МФЦ прерывалась на некоторое время и была восстановлена после снятия ограничений.

Какие вопросы ожидают решения? Это, безусловно, развитие цифровых технологий и продвижение юридической помощи в поселениях. Вместе с тем необходимо повышать оплату труда адвокатов, осуществляющих оказание БЮП. С 2014 г. ставки оплаты остаются неизменными. При этом адвокаты несут затраты на канцелярские расходы, связь, транспорт. Возможно, надо ввести особый знак за участие адвокатов в благотворительности, так как сегодня старшее поколение требует особого подхода и долготерпения. Часто адвокаты по своей инициативе, без каких-либо отчетов оказывают такую помощь.



Андрей Пелевин
Вице-президент АП Ленинградской области

Плюсы и минусы нормативной базы БЮП

15 марта 2021 г.

Действующее законодательство в части оказания БЮП существенно ограничивает права адвокатов по представлению интересов льготных категорий граждан в судах


Оказание бесплатной юридической помощи адвокатами Адвокатской палаты Ленинградской области (далее – АП ЛО) на территории Ленинградской области осуществляется в рамках и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями на 28 ноября 2015 г.) (далее – Закон о БЮП) и Областным законом Ленинградской области № 29-оз от 18 апреля 2012 г. «О гарантиях реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории Ленинградской области» (с изменениями на 17 февраля 2020 г.) (далее – Областной закон).

Законом о БЮП делегировано право субъектам РФ расширять как список категорий случаев, так и список категорий граждан, которым юридическая помощь может быть оказана бесплатно. С учетом этого с первого дня начала функционирования системы БЮП на территории области АП ЛО совместно с Комитетом по социальной защите населения области ведет активную работу по расширению списка льготных категорий с губернатором Ленинградской области, областными Правительством и Законодательным Собранием.

Начиная с 2012 г в Областной закон внесен ряд изменений, существенно расширивших как список случаев, так и список категорий граждан, которым юридическая помощь в Ленинградской области может быть оказана бесплатно.

По категориям граждан дополнительно включены:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума на душу населения, установленного Правительством Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Областным законом от 7 апреля 2006 г. № 19-оз «О прожиточном минимуме в Ленинградской области», а также одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже указанной величины (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);

2) инвалиды III группы (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);

3) граждане старше 70 лет на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);

4) женщины, имеющие ребенка (детей) в возрасте до трех лет на дату обращения за получением бесплатной юридической помощи, если они обращаются за бесплатной юридической помощью: в случае отказа работодателя заключить с ними трудовой договор в нарушение гарантий, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации; по вопросам восстановления на работе, взыскания невыплаченной заработной платы, в том числе за время вынужденного прогула, иных сумм, начисленных работнику, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя; по вопросам назначения и взыскания пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком; по вопросам установления отцовства, взыскания алиментов на несовершеннолетнего ребенка (детей); по вопросам лишения родительских прав (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);

5) беременные женщины, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам взыскания невыплаченной заработной платы, в том числе за время вынужденного прогула, и иных сумм, начисленных работнику, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, а также назначения и взыскания пособий по временной нетрудоспособности (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);

6) родители (приемные родители, усыновители), имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных и (или) принятых на воспитание), в том числе совершеннолетних в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения;

7) граждане, оказавшиеся (находящиеся) в трудной жизненной ситуации (в экстренных случаях, указанных в постановлении Правительства Ленинградской области) (для граждан, проживающих на территории Ленинградской области, и граждан без определенного места жительства, имевших последнюю регистрацию по месту жительства в Ленинградской области);

8) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с получением мер социальной поддержки и реабилитацией;

10) граждане, признанные пострадавшими участниками долевого строительства, нуждающимися в поддержке, включенные в реестр пострадавших участников долевого строительства, нуждающихся в поддержке, на территории Ленинградской области в соответствии с областным законом от 27 декабря 2013 г. № 107-оз «О поддержке пострадавших участников долевого строительства многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области», если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой прав пострадавших участников долевого строительства, нуждающихся в поддержке;

11) граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с защитой их прав и законных интересов, предусмотренных трудовым законодательством, а также по вопросам, связанным с предоставлением им мер социальной поддержки, иных социальных гарантий и выплат, предоставляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оказанием им государственной социальной помощи.

По категориям случаев:

1) приватизация недвижимого имущества, заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если жилое помещение или земельный участок под жилым домом находится на территории Ленинградской области, независимо от владения гражданином иным недвижимым имуществом);

2) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Однако действующее законодательство в части оказания БЮП существенно ограничивает права адвокатов по представлению интересов льготных категорий граждан в судах, тем самым не позволяя им в полном объеме восстановить и защитить свои нарушенные права, поскольку достаточно часто, несмотря на грамотно составленное исковое заявление, граждане, не владея нормами процессуального и материального права, не могут в судебном заседании отстоять свою позицию и получают отрицательное решение своей проблемы.

С учетом этого Совет АП ЛО совместно с Комитетом по социальной защите населения ЛО готовят обращение к губернатору ЛО с предложениями о внесении изменений в Областной закон в части расширения случаев, когда адвокат имеет право представлять интересы льготных категорий граждан непосредственно в судах в рамках государственной программы по оказанию бесплатной юридической помощи.



Александр Умнов
Президент Адвокатской палаты Курганской области

Законодательство о БЮП нуждается в совершенствовании

11 марта 2021 г.

О реализации Закона «О бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Курганской области»

В этом году исполняется 10 лет с момента принятия Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон о БЮП), который предусматривает две системы оказания такой помощи – государственную и негосударственную. О последней редко вспоминают. При этом гражданину безразлично, по какой из предусмотренных законом систем он получит необходимую помощь – важно чтобы она была предоставлена своевременно и квалифицированно.

Опыт развития госсистемы показал, что она достаточно неповоротлива. В дальнейшем ее развитии роль адвокатуры не следует преувеличивать, поскольку государство не видит в адвокатуре приоритетного партнера в этой сфере. Реализация инициатив отдельных адвокатских палат по расширению категорий и случаев оказания БЮП зависит от множества факторов, повлиять на которые адвокатские палаты не в силах. Передача значительных полномочий на уровень субъектов Федерации исключает и участие ФПА РФ в решении этих вопросов.

На авторитет адвокатуры и рост доверия к ней (что сегодня считаю крайне актуальным) куда в более значительной степени способно повлиять участие нашего сообщества в негосударственной системе оказания БЮП. Реализации наших инициатив здесь никто не может помешать. Разнообразный опыт, накопленный многими палатами, нуждается в обобщении и развитии. Важно показать эту работу именно как традицию российской адвокатуры, а не как инициативы отдельных палат. Участие в этом ФПА РФ будет только способствовать созданию положительного имиджа корпорации. Далеко не последнюю роль может сыграть здесь и наша любимая газета.

В настоящее время АП Курганской области является участником как государственной, так и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

О негосударственной системе

Задолго до принятия Закона о БЮП на протяжении ряда лет АП Курганской области на системной основе развивала оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи широким слоям населения.

В 2008 г. в соответствии с решением конференции АП Курганской области были выделены средства и отдельное помещение для организации Центра адвокатской помощи при Адвокатской палате, произведено его оснащение современной оргтехникой, средствами связи, справочными правовыми системами «КонсультантПлюс» и «ГАРАНТ». Официальное открытие Центра состоялось 29 мая 2009 г., накануне профессионального праздника – Дня российской адвокатуры. Центр работает ежедневно и располагается в помещении, арендуемом Адвокатской палатой. Филиал Центра действует в городе Шадринске с 2011 г. на базе филиала Курганской областной коллегии адвокатов.

Первичный прием обращающихся в Центр граждан, как правило, проводится бесплатно. По желанию обратившихся адвокатом, ведущим прием, оказывается содействие в поиске квалифицированного адвоката для дальнейшего ведения дела, что позволяет с максимальной эффективностью использовать специализацию адвокатов.

Центр адвокатской помощи, координируя деятельность более 300 адвокатов палаты, значительно улучшил в Курганской области систему оказания квалифицированной юридической помощи (в том числе для малоимущих граждан), содействуя таким образом обеспечению реального доступа к правосудию.

С 2016 г. действует сотовый телефон горячей линии Центра – 229-200, что позволяет практически любому жителю области оперативно и бесплатно получить первичную консультацию адвоката. В 2020 г. появилась отдельная горячая линия по вопросам предпринимательской деятельности.

О государственной системе

Как свидетельствуют статистические данные, в рамках государственной системы адвокаты предоставили БЮП несопоставимо меньшему количеству граждан.

Безусловно, нуждается в совершенствовании как федеральное, так и региональное законодательство о БЮП.

Предложения Адвокатской палаты по совершенствованию государственной системы бесплатной юридической помощи заключаются в следующем:

1. Целесообразно расширить категории граждан, которым предоставляется БЮП, включив в соответствующий перечень следующие категории граждан:

– инвалидов 3-й группы;

– граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;

– граждан, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей;

– одиноко проживающих граждан старше 65 лет;

– ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.

2. Что касается расширения перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, то все возможные случаи предусмотреть невозможно.

Мы полагаем, что целесообразно предусмотреть перечень должностных лиц, наделенных правом принимать оперативные решения о направлении гражданина к адвокату для оказания бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы.

Такими должностными лицами, по нашему предложению, могли бы стать Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Курганской области. При этом мотивированное решение указанных должностных лиц о направлении гражданина к адвокату являлось бы основанием для оплаты труда адвоката, оказавшего БЮП.

В настоящее время это предложение реализовано в региональном законе.

3. Нуждаются в пересмотре и установленные размеры оплаты труда адвокатов.



Елена Кузьмина
Член Совета ФПА РФ, президент АП Чувашской Республики

Поправка, необходимая адвокатам и гражданам

4 марта 2021 г.

Об изменениях регионального закона, позволяющих обеспечить оплату труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помочь

С 2012 г. Адвокатская палата Чувашской Республики проводит планомерную работу как по организации оказания бесплатной юридической помощи (БЮП) адвокатами республики в рамках Закона Чувашской Республики «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике», так и в части расширения категорий граждан, имеющих право на БЮП.

По инициативе Адвокатской палаты Чувашской Республики, обратившейся в 2019 г. в Государственный Совет Чувашской Республики, в феврале 2020 г. этот перечень был в очередной раз расширен: в него включили обманутых дольщиков и вкладчиков банков, лишенных лицензии. Министерство юстиции РФ по Чувашской Республике инициировало внесение в перечень граждан предпенсионного возраста по вопросам защиты трудовых и пенсионных прав. Однако случилось так, что законодатель включил указанные категории граждан в перечень имеющих право на БЮП, а случаи оказания этой помощи и виды помощи, оказываемой адвокатами, оказались не прописанными.

С момента внесения изменений в закон адвокаты стали оказывать БЮП обманутым дольщикам и представлять их интересы в арбитражных судах при включении в реестр кредиторов. Но по причине отсутствия перечня случаев и видов этой помощи в законе адвокатам не могли произвести оплату их труда. В связи со сложившейся ситуацией Адвокатская палата вышла с инициативой по внесению указанных изменений.

Государственная служба ЧР по делам юстиции, являющаяся уполномоченным органом в области БЮП, поддержала нас, и с 1 марта 2021 г. (когда вступили в силу новые изменения названного Закона ЧР) мы уже не волнуемся за оплату труда адвокатов по оказанию помощи этим категориям граждан. Юридическая помощь, оказанная адвокатами в 2020 г., была также оплачена путем признания граждан находящимися в трудной жизненной ситуации, что, на мой взгляд, является демонстрацией конструктивного сотрудничества Госслужбы ЧР по делам юстиции и Адвокатской палаты.

В 2020 г. адвокаты полностью освоили выделенные из республиканского бюджета на БЮП денежные средства в размере около полумиллиона рублей и в нынешнем году продолжают добросовестно и профессионально оказывать помощь гражданам. Поступающие как в правительство Республики, так и Адвокатскую палату письма искренней благодарности граждан, воспользовавшихся правом на БЮП, – это самая большая награда за благородную и нужную миссию помощи социально незащищенным слоям населения. На сайте палаты мы с гордостью стали размещать эти письма со словами благодарности, чтобы все знали, что адвокаты делают добро за очень символическую оплату.

Совет Адвокатской палаты Чувашской Республики в течение семи лет подряд поощряет адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам, выделением за счет средств палаты определенной суммы для дополнительного вознаграждения. Так, за 2019 г. поощрены 30 адвокатов, а на последнем заседании Совета палаты принято решение о выделении 34 адвокатам по 4000 рублей. Эта сумма весьма символическая и, конечно же, зависит от финансового положения палаты. Но, несмотря на то что наша палата является малочисленной, считаю, что коллеги не должны быть обделены вниманием и заботой.



Марина Копырина
Президент АП Кировской области

Роль оказания бесплатной юридической помощи сложно переоценить

12 ноября 2019 г.

В Кировской области обсудили проблемы оказания бесплатной помощи и выработали соответствующие рекомендации


24–26 октября в Кирове состоялся IX Гражданский форум Кировской области, одна из секций которого была посвящена вопросу оказания бесплатной юридической помощи в регионе. Как было отмечено в Резолюции секции по БЮП, «на сегодняшний день роль оказания бесплатной юридической помощи гражданам Кировской области сложно переоценить, так как за такой помощью, как правило, обращаются социально не защищенные граждане либо имеющие сложности по получению квалифицированной юридической помощи».

В этом году секция Гражданского форума прошла 25 октября. В ее работе участвовали представители АП Кировской области (АПКО), Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области, Министерства юстиции РФ по Кировской области, Уполномоченный по правам человека в Кировской области, члены Общественной палаты Кировской области, представители региональных прокуратуры, ФСИН, УФССП, МФЦ, приемной полномочного представителя Президента РФ, Ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области», регионального отделения АЮР и другие.

В результате обсуждения были выявлены нерешенные проблемы и даны рекомендации участвующим в оказании бесплатной юридической помощи ведомствам, органам и организациям.

Так, по проблеме обманутых дольщиков АП Кировской области и юридическим клиникам рекомендовано:

1) помогать дольщикам включиться в реестр обманутых дольщиков;

2) организовывать в юридических клиниках консультирование обманутых дольщиков;

3) адвокатам – организовывать дополнительные дни консультаций для обманутых дольщиков;

4) организовать в одном из офисов Кировской областной коллегии адвокатов специализированный прием граждан – обманутых дольщиков по оказанию БЮП.

Многофункциональным центрам рекомендовано:

1) обеспечить доступ адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь на базе МФЦ, к информационно-правовым системам в интернете;

2) в зоне записи МФЦ обеспечить на стендах информацию по бесплатной юридической помощи.

Для обеспечения информирования населения Кировской области о бесплатной юридической помощи в резолюции предлагается размещать информацию о БЮП:

1) на квитанциях ЖКХ;

2) на информационных стендах кредитных учреждений;

3) на информационных стендах в помещениях муниципалитетов;

4) на информационных стендах в учреждениях здравоохранения, учреждениях соцзащиты, пенсионного фонда;

5) в районных газетах;

6) в библиотеках и других учреждениях.

Учитывая сложность понимания гражданами пожилого возраста аббревиатуры «БЮП», предложено внести изменения на сайте АП Кировской области и других интернет-ресурсах, указав полное наименование – бесплатная юридическая помощь.

Службе приставов предложено продолжить прием граждан на базе Вятской Торгово-промышленной палаты и организовать ежедневный прием граждан в административном здании службы.

Общественным советам органов исполнительной власти рекомендовано принимать участие в оказании бесплатной юридической помощи по своим направлениям деятельности и информировать об этом население Кировской области.

Участники секции констатировали, что в районах, где 1–2 адвоката, нет физической возможности оказывать бесплатную юридическую помощь в рабочее время. Для того чтобы стимулировать адвокатов проводить бесплатные правовые консультации в нерабочее время, Совету Адвокатской палаты Кировской области предложено засчитывать время по оказанию бесплатной юридической помощи в качестве часов повышения квалификации, определяемых Советом АП Кировской области.

Было также принято решение возродить организацию бесплатной юридической помощи в библиотеках, особенно в отдаленных районах.

В целях информирования граждан о возможности получения бесплатной юридической помощи предложено организовать взаимодействие представителя АПКО (Е.А. Каманиной) с центром по работе с населением Октябрьского района города Кирова и выступить на собрании жителей района.

Кроме того, участники форума решили обратиться к Правительству Кировской области с просьбой увеличить компенсацию адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы, так как индексация не производилась с 2013 г.

Принятые рекомендации ценны прежде всего тем, что предложения, выработанные на форуме, все участники БЮП, как правило, воплощают в жизнь.