Правовая позиция Федеральной палаты адвокатов РФ о проекте федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)
Министру экономического развития
Российской Федерации
М.С. Орешкину
Уважаемый Максим Станиславович!
В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации рассмотрен разрабатываемый Минэкономразвития России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан)» (далее – законопроект).
В настоящее время законопроект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия. Ее ключевой идеей является «проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами, которые позволяют выявить позиции заинтересованных сторон, сделать процесс рассмотрения интересов всех затрагиваемых новым регулированием групп прозрачным, обеспечить свободное заявление и возможность учета данных интересов».
О том, что самые острые вопросы в области защиты прав потребителей сегодня концентрируются в сфере финансовых услуг, в которой возникает немало трудностей у граждан – потребителей так называемых микро-займов, говорил Президент Российской Федерации В.В. Путин на Президиуме Государственного Совета в апреле 2017 г. при рассмотрении вопроса «О национальной системе защиты прав потребителей».
Разрешая задачи по обеспечению законности и справедливости, адвокатское сообщество не может оставаться в стороне от законодательных инициатив, касающихся законных прав и интересов граждан. Оценка законопроекта осуществляется представителями адвокатской корпорации при глубоком знании российского законодательства и правоприменительной практики в указанной сфере.
Как нам известно, разработчикам законопроекта была поставлена задача по снижению стоимости существующей ныне процедуры банкротства физических лиц при одновременной защите интересов добросовестных участников гражданского оборота и недопущении злоупотребления предоставляемыми правами.
В частности, законопроект предлагает малообеспеченным гражданам самостоятельное юридическое сопровождение процедуры банкротства (подача заявления о признании должника банкротом, отстаивание своих прав при рассмотрении требований кредиторов, реализация имущества и т.д.) без привлечения финансового управляющего.
Соглашаясь с оценкой услуг финансового управляющего как неоправданно дорогостоящих в случае с банкротством малообеспеченных слоев населения, отказ от обязательного привлечения финансового управляющего представляется, на наш взгляд, верным решением. В то же время необходимо принять во внимание потребность квалифицированного и эффективного представления интересов граждан в арбитражных судах, испытывающих определенные сложности в вопросах оперативного рассмотрения дел.
В связи с этим предлагаем внести в существующий законопроект изменения по ограничению круга возможных представителей несостоятельных граждан в рамках упрощенной процедуры банкротства – адвокатами и арбитражными управляющими.
В пользу участия адвокатов в упрощенной процедуре банкротства можно привести следующие аргументы:
– наличие профессионального статуса;
– исключение работы с доверителем в условиях конфликта интересов;
– контроль над деятельностью адвоката со стороны адвокатской палаты и т.д.
Что касается судебного представительства несостоятельных граждан, то оно, по нашему мнению, должно носить обязательный характер и осуществляться в арбитражном судопроизводстве только адвокатами.
При этом обязательное участие адвоката в качестве представителя несостоятельного должника в суде требует в законопроекте дополнительного регулирования. Это обусловлено тем, что гражданин находится в трудной жизненной ситуации и не имеет возможности оплатить труд адвоката в случае заключения между ними возмездного договора.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (пункт 2 части 1 статьи 12) установление перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи и определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время не все законы и иные нормативные правовые акты, принятые в субъектах Российской Федерации, содержат положение, касающееся оказания бесплатной юридической помощи данной категории граждан.
Между тем ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (пункт 9 части 1) предусматривает право граждан на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы, если такое право им предоставлено в соответствии с иными федеральными законами.
Предлагаем реализовать в настоящем законопроекте право несостоятельных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы.
По нашему мнению, выбор адвокатов и финансовых управляющих в качестве представителей малообеспеченных граждан при упрощенной процедуре банкротства будет способствовать более эффективной защите прав граждан-должников и справедливому судопроизводству в разумные сроки, а также в значительной мере исключит случаи обращения должников к так называемым антиколлекторам и «раздолжнителям», не выполняющим взятых на себя обязательств.
В связи с вышеизложенным предлагаем дополнить проект положениями, предусматривающими не только возможность несостоятельным гражданином самостоятельно осуществлять юридическое сопровождение упрощенной процедуры банкротства, но и обращаться за таким сопровождением к адвокату, а в арбитражном судопроизводстве иметь право на квалифицированное представительство в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
В связи с изложенным просим Вас, уважаемый Максим Станиславович, учесть мнение профессионального сообщества при доработке данного законопроекта.
Президент ФПА РФ
Ю.С. Пилипенко