• Документы ФПА РФ
  • Правовые позиции ФПА РФ

Правовая позиция Федеральной палаты адвокатов РФ о проекте федерального закона № 1037356-6 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»

25 апреля 2016 г.

Председателю
Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации

С.Е. Нарышкину


Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич!

В Федеральной палате адвокатов рассмотрен проект федерального закона № 1037356-6 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации.

Законопроект о создании войск национальной гвардии Российской Федерации, призванных обеспечить государственную и общественную безопасность страны, защитить права и свободы человека и гражданина, заслуживает одобрения и Федеральной палатой адвокатов в целом поддерживается.

Однако некоторые правовые нормы законопроекта, связанные с общими полномочиями войск национальной гвардии, а также полномочиями по задержанию граждан, вхождению в жилые помещения, использованию транспортных средств, принадлежащих гражданам, применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, по нашему мнению, требуют доработки в целях его совершенствования.

Данный вывод вытекает из следующих концептуальных положений:

– на создаваемые войска национальной гвардии возлагаются общие с органами внутренних дел задачи по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, участию в борьбе с терроризмом, с экстремизмом и т.д. (статья 2 законопроекта), а потому объем полномочий войск национальной гвардии должен совпадать с аналогичными полномочиями сотрудников полиции, которые урегулированы в Федеральном законе «О полиции», а в некоторых случаях – с полномочиями военнослужащих органов государственной безопасности, установленных Федеральным законом «О федеральной службе безопасности». Обращает на себя внимание немотивированное, по нашему мнению, расширение некоторых правомочий сотрудников войск национальной гвардии, по сравнению с действующими правами сотрудников полиции и военнослужащих органов государственной безопасности при отсутствии на то правовых обоснований и логических объяснений;

– согласно статье 3 законопроекта: «Правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы...»;

– в соответствии со статьей 4 законопроекта: «Войска национальной гвардии осуществляют свою деятельность на основе принципов законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина…»

С учетом изложенного предлагаются следующие изменения и дополнения о приведении законопроекта в соответствие с Федеральными законами «О полиции» и «О федеральной службе безопасности» в части полномочий военнослужащих.

1. Пункт 8 части 1 статьи 9 законопроекта после слов «а также задерживать и доставлять в полицию иных лиц в целях установления их личности» дополнить словами « если имеются основания полагать, что они находятся в розыске как скрывшиеся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавшие без вести».

По нашему мнению, нельзя согласиться с правом войск национальной гвардии задерживать и доставлять в полицию иных лиц в целях установления их личности при отсутствии указания на мотивы и основания для задержания таких лиц, которые, исходя из смысла и содержания изложенного, ничего противоправного не совершили и не собираются совершать в будущем и в отношении которых у представителей власти не имеется никаких данных компрометирующего характера.

Опасность указанной правовой нормы заключается в том, что она позволит произвольно доставлять в правоохранительный орган законопослушных граждан только для установления их личности при том, что с учетом имеющихся технических возможностей для установления личности любого гражданина не требуется обязательного его доставления в полицию.

Предлагаемое нами дополнение позволит согласовать законопроект в этой части с правовыми нормами пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» и пунктом «к» статьи 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», регулирующими порядок задержания.

Представляется недопустимой и нелогичной ситуация, при которой в ходе совместного выполнения полицией и войсками национальной гвардии мероприятий по обеспечению общественной безопасности или охране общественного порядка сотрудники полиции или органов государственной безопасности будут вправе доставлять задержанных для установления их личности при наличии определенных оснований, а сотрудники национальной гвардии будут делать то же самое безосновательно.

2. Статью 11 «Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории» дополнить нормой следующего содержания: «Военнослужащие войск национальной гвардии не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».

Данное дополнение позволит привести законопроект в этой части в соответствие с частью 2 статьи 15 Федерального закона «О полиции» и статьей 14.1 Федерального закона «Об органах государственной безопасности», что создаст дополнительную гарантию от нарушения права граждан на неприкосновенность жилища.

3. Пункт 2 части 1 статьи 13 законопроекта после слов «а также для преследования лиц, совершивших преступление или подозреваемых в их совершении, и доставления их в полицию» дополнить словами «с возмещением в установленном федеральным законом порядке по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного им материального ущерба».

Дополнение позволит привести законопроект в этой части в соответствие с пунктом 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» и пунктом «ж» статьи 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» и обеспечить соблюдение прав владельцев транспортных средств в случае причинения им материального ущерба.

Кроме того, согласовать пункт 2 части 1 статьи 13 законопроекта с пунктом 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции» в части использования транспортных средств, принадлежащих гражданам. С этой целью после слов «принадлежащие общественным объединениям или» добавить слова «в исключительных случаях».

4. Часть 4 статьи 18 законопроекта содержит существенно урезанный, по сравнению со статьей 22 Федерального закона «О полиции», набор запретов и ограничений, касающихся применения специальных средств военнослужащими войск национальной гвардии. Предлагаем распространить на военнослужащих войск национальной гвардии запреты и ограничения на применение специальных средств, предусмотренные для сотрудников полиции в статье 22 Федерального закона «О полиции».

5. В части 4 статьи 19 законопроекта слова «малолетних лиц» заменить словами «несовершеннолетних лиц», как это прописано в части 5 статьи 23 Федерального закона «О полиции».

Считаем, что нет никаких причин и оснований для установления различных возрастных категорий граждан, в отношении которых в одних и тех же условиях может быть применено оружие сотрудниками полиции и военнослужащими войск национальной гвардии.

На основании изложенного просим Вас, уважаемый Сергей Евгеньевич, довести позицию Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации до сведения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

Вице-президент ФПА РФ
Г.К. Шаров

Поделиться Скачать