• Документы ФПА РФ
  • Правовые позиции ФПА РФ

Правовая позиция Федеральной палаты адвокатов РФ о проекте федерального закона № 1045321-6 «О внесении изменений в статью 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 51 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

29 апреля 2016 г.

Председателю Комитета
Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству
П.В. Крашенинникову


Уважаемый Павел Владимирович!

В Федеральной палате адвокатов рассмотрен проект федерального закона № 1045321-6 «О внесении изменений в статью 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 51 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу депутатом Д.Н. Вороненковым.

Законопроект предлагает установить запрет на судебное представительство в арбитражном и гражданском судопроизводстве для международных и иностранных организаций, российских организаций с иностранным участием и работников указанных организаций, а также для иностранных граждан.

Данный законопроект, несмотря на свою актуальность, на наш взгляд, не в полной мере соответствует отечественному законодательству об адвокатуре, а также международным обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией.

При вступлении в ВТО Россия приняла на себя расширенные обязательства по допуску иностранных лиц из других государств-членов ВТО в различные сектора российской экономики, включая сферу юридических услуг.

На основании пункта II (1) (A) (a) Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам, входящего в Приложение I к Протоколу от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года»[1] (далее – Пункт), иностранные лица получают право оказывать юридические услуги, за исключением нотариальных услуг, по вопросам международного публичного, международного частного права, а также по вопросам права государства, в юрисдикции которого персонал поставщика услуг получил квалификацию.

К употребленному в тексте Пункта термину «адвокат» дана сноска, в которой поясняется следующее: «Адвокат – физическое лицо, получившее статус адвоката в соответствии с российским законодательством. Только адвокатам разрешается:
– осуществлять представительство в уголовном и российском арбитражном судопроизводстве;
– быть представителями организаций, правительственных органов, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях».

Указанную сноску в общем контексте Пункта необходимо трактовать как объявление того, что Россия сохраняет за собой право после вступления в ВТО изменить национальное законодательство таким образом, что только адвокаты (российские или иностранные) будут иметь право осуществлять те виды деятельности, которые указаны в этой сноске, т.е. как возможность установления Россией в данном отношении специального требования ко всем лицам из государств-членов ВТО – требования к наличию статуса адвоката (российского или иностранного).

В настоящее время в соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. При этом закон устанавливает ограничение – адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Современный рынок профессиональной юридической помощи в Российской Федерации представлен несколькими группами участников с разными условиями регулирования в части допуска к профессии, требований к субъектам, механизмов корпоративного регулирования, мер ответственности за нарушение правовых норм и этических правил, степени регуляторного участия государства.

Отсутствие единого подхода к правовому регулированию профессиональной юридической помощи не только затрудняет реализацию прав граждан и организаций, но и отрицательно влияет на обеспечение защиты публичных интересов.

В этих условиях на российском рынке юридических услуг появились многочисленные филиалы и представительства зарубежных юридических фирм.

Их деятельность, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, не всегда отвечает нашим национальным интересам, более того, увеличивает риски нанесения вреда экономической безопасности государства. Однако предлагаемый способ решения данной проблемы представляется не вполне эффективным.

Разработанный на основе Государственной программы «Юстиция»[2] проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи предусматривает введение исключительного права российских адвокатов на судебное представительство. К сожалению, принятие Правительством РФ указанной Концепции неоправданно затягивается.

В то же время судебное представительство – это лишь часть деятельности лиц с иностранным элементом, причем фактически в судах их дела ведут в основном российские адвокаты. Кроме того, сегодня по Закону об адвокатуре российским адвокатом может быть не только российский, но и иностранный гражданин.

На основании изложенного просим учесть нашу позицию при принятии решения по данному законопроекту.

Вице-президент ФПА РФ
Г.К. Шаров




[1] Ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.»


[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312.
Поделиться Скачать