• Документы ФПА РФ
  • Правовые позиции ФПА РФ

Правовая позиция Федеральной палаты адвокатов РФ о проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения из понятия пропаганды случаев распространения в медицинских, научных и учебных целях информации об использовании наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений или их частей»

7 октября 2016 г.

Председателю Комитета Совета Федерации
по конституционному законодательству
и государственному строительству
А.А. Клишасу


Уважаемый Андрей Александрович!

В Федеральной палате адвокатов рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения из понятия пропаганды случаев распространения в медицинских, научных и учебных целях информации об использовании наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений или их частей» (далее – законопроект), подготовленный фондом «Подари Жизнь».

Законопроектом предлагается внести изменения в статью 46 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», направленные на совершенствование нормативного правового регулирования антинаркотической деятельности в части механизмов, препятствующих пропаганде НСиПВ, что позволит повысить уровень доступности обезболивания для лиц, нуждающихся по медицинским показаниям в наркотических средствах и психотропных веществах.

Одновременно предлагается новая редакция примечания к статье 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность за распространение в медицинских, научных и учебных целях информации об использовании НСиПВ.

Мы разделяем доводы разработчиков законопроекта в пользу внесения изменений, изложенных в пояснительной записке к проекту, и считаем, что рассматриваемый законопроект может быть поддержан в силу следующих обстоятельств:

1. Правового характера

Совершенно очевидно, что рассматриваемые положения действующей правовой нормы ст. 46 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» и примечания к ст. 6.13 Кодекса об административных правонарушениях противоречат статье 19 Всеобщей Декларации прав человека, согласно которой каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ, статье 29 ч. 4 Конституции РФ о том, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и статье 10 ч. 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод о том, что каждый имеет право на свободу выражения своего мнения и это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ, поскольку предусматривает ответственность за распространение информации о легальном (в медицинских целях) использовании наркотических средств, а также в научных, учебных целях, не преследующих противные интересам законности и правопорядка взгляды.

2. Этического характера

Сегодня считаются противоправными материалы об обезболивании, размещенные в онкологических медицинских учреждениях.

Медицинские работники, опасаясь привлечения к административной ответственности, не рассказывают своим пациентам о действии обезболивающих препаратов, которые запрещены законом.

Они утверждают, что действующие законодательные запреты резко ограничивают их возможности информировать тяжело и смертельно больных людей о способах обезболивания наркотическими препаратами.

Между тем, больные нуждаются в получении такой информации, чтобы ее использовать для применения таких препаратов и облегчения боли.

В Европе и США такая практика считается законной и приемлемой.

Представляется гуманным предоставление нуждающимся информации о наименовании, местах, порядке приобретения и способах применения наркотических средств и психотропных веществ, разрешенных для использования в медицинских целях, что и предусматривается проектом.

Сохранение действующей редакции законов причинит тысячам больных нестерпимые боли и увеличит случаи суицидов.

Действующий запрет не находит никаких веских обоснований и представляется аморальным.

3. Образовательного характера

В настоящее время наложено табу на обсуждение вопросов и проблем, связанных с использованием наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей, при проведении научных, медицинских, фармацевтических и образовательных мероприятий, специализированных выставок, в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских, фармацевтических и иных профессиональных работников,

Любые запреты распространения той или иной информации, обоснованы ли они защитой общественных интересов или нет, не могут ограничивать самой дискуссии в научных или медицинских кругах. Они препятствуют повышению медицинскими работниками квалификации по вопросам, связанным с использованием наркотических средств.

Было бы совершенно оправданным снять табу с обсуждения темы заместительной терапии.

Считаем, что данный законопроект предлагает сделать более рациональными, гуманными и современными устаревшие подходы, принятые в официальной наркополитике и реализованные в действующих нормативно-правовых актах.

На основании изложенного просим Вас, уважаемый Андрей Александрович, довести позицию Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации до сведения членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

Президент ФПА РФ
Ю.С. Пилипенко

Поделиться Скачать