• Документы ФПА РФ
  • Правовые позиции ФПА РФ

Правовая позиция Федеральной палаты адвокатов РФ о проекте федерального закона № 342273-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

22 декабря 2017 г.

Председателю Государственной
Думы Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В. Володину


Уважаемый Вячеслав Викторович!

В Федеральной палате адвокатов Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона № 342273-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект), внесенный в Государственную Думу членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.И. Александровым.

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 37, 151, 448  Уголовно-процессуального  кодекса  Российской Федерации (далее – УПК РФ), наделив Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей полномочием изымать по письменному ходатайству руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности любое уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, выявленном сотрудниками ФСБ России, у любого органа предварительного расследования, за исключением органов ФСБ России, и передавать его (их) следователю органа федеральной службы безопасности, а также поручать проверку сообщения о таком преступлении и его дальнейшее расследование.

Если Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем проверка сообщения о преступлении и его расследование были поручены органу федеральной службы безопасности, то решение о возбуждении уголовного дела в отношении лиц, перечисленных в пункте 10 части восьмой статьи 448, будет приниматься руководителем следственного органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Федеральная палата адвокатов Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта по следующим основаниям:

1. Автор законопроекта, вносящего существенные изменения в сложившуюся подследственность уголовных дел, по нашему мнению, должен указать веские  причины и привести убедительные мотивы для принятия такого серьезного решения по данному вопросу.

В пояснительной записке содержится лишь немотивированное мнение о том, что предлагаемые изменения позволят повысить эффективность и объективность предварительного следствия по ряду уголовных дел, предварительное следствие по которым в соответствии со статьей 151 УПК РФ сейчас осуществляется следователями иных органов предварительного расследования.

Обоснованные аргументы в пользу принятия законопроекта не приведены.

2. Законопроект противоречит ранее заявленной цели по созданию в государстве единого независимого следственного органа.

Для обеспечения независимости следователя и разделения процессуальных функций надзора, обвинения и расследования был образован Следственный комитет Российской Федерации с перспективой создания на его базе единого следственного органа.

Реализация предложения о передаче следователям органов ФСБ России уголовных дел, подследственных следователям Следственного комитета РФ, будет означать отказ от реформы органов следствия, на которую были потрачены значительные материальные ресурсы.

3. Считаем, что следователи органов ФСБ России при расследовании уголовных дел, по которым оперативно-розыскные мероприятия проводили сотрудники ФСБ России, не смогут избежать давления на них со стороны  этих сотрудников и своего  руководства, которые, несомненно, будут заинтересованы в повышении раскрываемости этих преступлений и направлении уголовных дел в суд.

По этой причине наделение руководителя следственного органа ФСБ России правом возбуждать уголовные дела, например, в отношении следователей СКР, руководителей следственных органов, прокуроров, адвокатов и судей может повлечь необоснованное уголовное преследование указанных лиц.

Следственный комитет РФ в этом отношении находится в более предпочтительном положении, так как процессуально не зависит от оперативных подразделений ФСБ России или МВД России.

На наш взгляд, интересам правового государства более соответствует создание и функционирование именно независимого следственного органа.

4. Автор законопроекта предполагает, что его принятие и реализация не потребуют расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

С данным выводом согласиться не можем.

В настоящее время следственные органы  ФСБ  России укомплектованы сообразно ограниченной подследственности, определенной в  части 2 пункта 2 статьи 151 УПК РФ.

Расширение подследственности неизбежно повлечет значительное увеличения штатной численности следователей ФСБ России и потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Кроме того, дополнительные расходы потребуются на обучение следователей ФСБ России расследованию преступлений, которые ранее не входили в их подследственность.

В связи с изложенным просим Вас, уважаемый Вячеслав Викторович, довести позицию Федеральной  палаты адвокатов Российской Федерации до сведения депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для возможного учета мнения профессионального сообщества при принятии решения по данному законопроекту.

Президент ФПА РФ
Ю.С. Пилипенко

Поделиться Скачать