Обзор статусного права по направлению адвокатских запросов

5 августа 2022 г.
Сергей Макаров, советник ФПА РФ, адвокат АП Московской области, доцент МГЮА


Статусное право по сбору информации с помощью адвокатских запросов имеет давнюю историю, поскольку в советский период было закреплено в Положении об адвокатуре 1980 г. В настоящее время это право закреплено в подп. 1) п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре).

Согласно указанной норме адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

Нормативная регламентация института адвокатского запроса включает в себя 3 блока:

  • общие вопросы регулирования института адвокатского запроса;

  • порядок подготовки и направления адвокатских запросов;

  • ответственность за нарушения данного статусного права адвокатов.

Общие вопросы регулирования института адвокатского запроса

В 2016 г. государство предусмотрело более подробную регламентацию данного статусного права – в Закон об адвокатуре была внесена ст. 6.1, полностью посвященная его нормативному регулированию. Важной новеллой стало впервые предусмотренное законодательством нашей страны определение адвокатского запроса.

Согласно п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре адвокатский запрос – это официальное обращение адвоката по входящим в компетенцию указанных в законе органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

На основании положений подп. 1) п. 3 ст. 6 и п. 1 ст. 6.1 Закона об адвокатуре важно обозначить возможных адресатов адвокатских запросов, обязанных отвечать на них:

  • органы государственной власти;

  • органы местного самоуправления;

  • общественные объединения;

  • иные организации.

Под иными организациями можно рассматривать юридические лица любых форм собственности.

В связи с этим необходимо обозначить, что физические лица не обязаны отвечать на адвокатские запросы и что бы то ни было предоставлять в ответ на них.

В п. 2 ст. 6.1 Закона об адвокатуре предусматривается, что адресаты адвокатских запросов, обязанные отвечать на них, должны давать ответы на них в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Приведенное выше определение позволяет рассматривать адвокатский запрос как инструмент для сбора адвокатом доказательств в рамках оказания конкретно-определенной юридической помощи конкретному доверителю (или доверителям, если в соответствии с соглашением об оказании юридической помощи предусмотрено оказание такой помощи нескольким лицам). В связи с этим важно обозначить: адвокатский запрос – это именно инструмент для сбора адвокатом доказательств при оказании различных видов юридической помощи – но не отдельный вид юридической помощи.

Это важно в свете того, что направление адвокатом адвокатского запроса не подлежит отдельной оплате – поскольку охватывается гонораром, выплачиваемым адвокату за оказание юридической помощи, в рамках которой адвокат считает необходимым истребовать доказательства с помощью адвокатского запроса.

Существенное правовое значение имеет определение оснований для отказа в предоставлении информации, причем перечень этих оснований носит закрытый характер. В соответствии с п. 4 ст. 6.1 Закона об адвокатуре в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если:

1) субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенными сведениями;

2) нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определенные в установленном порядке;

3) запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом.

Однако важно подчеркнуть, что ответ на адвокатский запрос должен быть дан в любом случае: даже при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений письменный ответ на адвокатский запрос должен быть направлен адвокату – с обозначением причин отказа в предоставлении запрашиваемых им сведений и/или документов.

Иное (отсутствие ответа, игнорирование адвокатского запроса) будет являться нарушением предусмотренной законом обязанности адресатов запроса.

Порядок подготовки и направления адвокатских запросов

Согласно п. 3 ст. 6.1. Закона об адвокатуре требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти.

Данные Требования были утверждены Приказом Министерства юстиции России от 14 декабря 2016 г. № 288 «Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса».

Следует отметить, что этими Требованиями предусматривается возможность оформления адвокатского запроса как на бумажном носителе, так и (или) в электронной форме; во втором случае он должен отвечать требованиям, предъявляемым к электронному документообороту с использованием квалифицированной электронной подписи.

В п. 5 упомянутого Приказа определены обязательные составные части (компоненты) адвокатского запроса. Адвокатский запрос должен содержать:

1) полное или сокращенное (при наличии) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

2) почтовый адрес органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения или иной организации, куда он направляется;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) адвоката;

4) регистрационный номер адвоката в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации;

5) реквизиты соглашения об оказании юридической помощи, либо ордера, либо доверенности (номер, дата выдачи ордера, либо доверенности, либо дата заключения соглашения);

6) полное или сокращенное (при наличии) наименование адвокатского образования, в котором адвокат, направляющий запрос, осуществляет свою деятельность;

7) почтовый адрес; при наличии – адрес электронной почты и номер телефона/факса адвоката, направляющего запрос;

8) наименование документа (адвокатский запрос);

9) регистрационный номер адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов;

10) указание нормы Федерального закона, в соответствии с которой направляется адвокатский запрос (в преамбуле запроса);

11) фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица (в случае его согласия на указание этих данных, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о персональных данных) или полное (сокращенное) наименование юридического лица, в чьих интересах действует адвокат. Процессуальное положение лица, в чьих интересах действует адвокат, номер дела (последние – при участии адвоката в конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном или административном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях);

12) указание на запрашиваемые сведения, в том числе содержащиеся в справках, характеристиках и иных документах;

13) указание на способ передачи запрашиваемых сведений (почтовым отправлением, факсимильной связью, на адрес электронной почты, на руки);

14) перечень прилагаемых к адвокатскому запросу документов (при наличии);

15) дату регистрации адвокатского запроса;

16) подпись адвоката, направившего запрос, с указанием фамилии и инициалов.

Все указанные компоненты являются обязательными, их отсутствие считается нарушением Закона об адвокатуре.

Адвокат вправе приложить к адвокатскому запросу любые документы или их заверенные копии.

Также обязательным требованием является регистрация адвокатского запроса в журнале регистрации адвокатских запросов, который должен вестись в адвокатском образовании.

На основании подп. 12) приведенного перечня можно сформулировать возможные варианты ответа (содержательного) на адвокатский запрос:

– ответ с изложением содержания известных адресату запрашиваемых адвокатом сведений;

– справки, характеристики и иные документы, запрашиваемые адвокатом (в подлиннике или в заверенной копии), с приложением сопроводительного письма.

Ответ на адвокатский запрос поступает в распоряжение адвоката, и лишь адвокат может определить дальнейшее применение его как доказательства с учетом интересов доверителя:

– в случае соответствия ответа на адвокатский запрос интересам доверителя адвокат может представить ответ и/или поступившие документы в качестве письменного доказательства в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством;

– в иных случаях отсутствует обязанность адвоката кому бы то ни было представлять полученный им ответ на адвокатский запрос.

Практика применения рассматриваемого статусного права привела к тому, что обозначились некоторые проблемы, возникающие в процессе использования адвокатами данного статусного права (и обращения к адвокатскому запросу как инструменту для сбора доказательств по делу). Для урегулирования данных проблем принимались Решения Совета ФПА РФ, обязательные для исполнения всеми адвокатами нашей страны.

Такие решения принимались дважды, в 2019 г. и в 2021 г.

В 2019 г. предметом рассмотрения Совета ФПА РФ стала получившая широкое распространение практика направления адвокатами адвокатских запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы адвокатского самоуправления с просьбами и/или требованиями дать разъяснения по отдельным правовым аспектам конкретных дел, по которым они оказывают юридическую помощь.

Подобная практика была признана несоответствующей действующему законодательству РФ. При этом Совет ФПА РФ отметил, что использование адвокатского запроса не в связи с оказанием квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю или в не предусмотренных законом целях (не для сбора доказательств) недопустимо, так же как недопустим сбор информации следователем или судом вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного или гражданского дела. Получение адвокатами с помощью адвокатских запросов мнений адресатов запросов по каким-либо вопросам (правового или неправового характера), а тем более истребование адвокатами толкования адресатами запросов правовых норм не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации.

В связи с этим Совет ФПА РФ 24 сентября 2019 г. решил:

Указать адвокатам Российской Федерации на необходимость оформлять и направлять адвокатские запросы только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи конкретному доверителю и только для истребования необходимых для доказывания позиции в интересах доверителя конкретно определяемых документов и фактических сведений, предоставление которых находится в пределах компетенции адресатов запросов.

Не допускать применения адвокатских запросов для истребования от адресатов запросов толкования в какой-либо форме правовых норм.

Не допускать использование адвокатских запросов для явного или скрытого обжалования процессуальных решений уполномоченных государственных органов.

Не допускать направление адвокатских запросов в органы адвокатского самоуправления (органы Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и органы адвокатских палат субъектов Российской Федерации) для сообщения или получения адвокатами какой-либо информации, связанной с организацией или осуществлением адвокатской деятельности, если это не обусловлено необходимостью оказания юридической помощи доверителю адвоката – автора запроса.

В 2021 г. предметом рассмотрения Совета ФПА РФ стало использование адвокатами публичного правомочия по направлению обязательного к исполнению адвокатского запроса в качестве отдельной услуги, предоставляемой адвокатом за плату, в том числе, в отрыве от квалифицированной правовой помощи его доверителю.

По результатам рассмотрения данной проблемы Совет ФПА РФ 8 июля 2021 г. решил:

Адвокатский запрос является правомочием, необходимым для оказания адвокатом квалифицированной правовой помощи своему доверителю, и не может рассматриваться в качестве самостоятельно оплачиваемой услуги. Недопустимо направление адвокатского запроса в интересах третьих лиц, оказывающих услуги юридического и фактического характера. Коммерциализация публично-правового полномочия, предоставленного законом адвокату, дискредитирует его, подрывает авторитет адвокатуры. Каждый такой случай должен становиться предметом реагирования дисциплинарных органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

В обоих случаях Совет ФПА РФ исходил из важного постулата: являясь по своей правовой природе публичным полномочием, гарантированным государственно-властным принуждением – публичной ответственностью за неисполнение, адвокатский запрос выступает материальным механизмом, обеспечивающим реализацию конституционно значимой функции по оказанию юридической помощи. Данное полномочие предоставлено лицам, имеющим статус адвоката, исключительно с целью получения информации, носящей строго доказательственный характер, – т.е. сбора уже имеющихся у адресата адвокатского запроса конкретно-определенных сведений, совокупность которых позволит обосновать позицию в интересах доверителя по вопросам, входящим в компетенцию адресата.

Ответственность за нарушения данного статусного права адвокатов

В п. 5 ст. 6.1 Закона об адвокатуре предусмотрено, что неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность определена в ст. 5.39 КоАП РФ, согласно которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом, и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

С заявлением о привлечении к административной ответственности адвокату, столкнувшемуся с нарушением этого статусного права, необходимо обращаться в прокуратуру по месту нахождения адресата запроса.

Фото: ru.freepik.com

Поделиться