Обзор писем Минфина России и ФНС России за декабрь 2020 г. – январь 2021 г.

5 февраля 2021 г.
Константин Сасов, адвокат АБ «Пепеляев Групп», кандидат юридических наук


1. В письме от 28 декабря 2020 г. № 03-11-11/115268 Минфин России напомнил, что подп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не разрешает адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также иным формам адвокатских образований применять налоговый режим УСН.

2. В письме от 29 декабря 2020 г. № БС-3-11/8827@ ФНС России разъяснила, что адвокаты из числа военных пенсионеров не будут признаваться плательщиками страховых взносов и, соответственно, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с момента вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”» (далее – Закон).

Закон принят Государственной Думой ФС РФ в трех чтениях, 25 декабря 2020 г. одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Его принятие обусловлено Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5-П. По правилам п. 4 ст. 5 НК РФ Закон может иметь обратную силу, если будет содержать соответствующую оговорку.

Важно отметить, что Закон подписан Президентом РФ, ему присвоен номер № 502-ФЗ, официально опубликован 30 декабря 2020 г., вступил в силу 10 января 2021 г. и не содержит оговорки об обратной силе.

С этой даты адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»:

– не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию,

– не являются застрахованными лицами, но могут вступить добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Для того чтобы указанная категория адвокатов получила право на социальную пенсию по старости (дополнительно к уже получаемой по своему статусу), они вправе добровольно перейти к обязательному пенсионному страхованию, подав соответствующее заявление в отделение пенсионного фонда.

3. В письме от 12 января 2021 г. № АБ-3-19/47@ ФНС России разъяснила, что по правилам абз. 8 п. 2 ст. 11.2 НК РФ интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» не предназначен для адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

4. В письме от 14 января 2021 г. № БС-4-11/148@ ФНС России разъяснила порядок заполнения адвокатами новой формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2020 г.

5. В письме от 14 января 2021 г. № 03-04-05/1051 Минфин России разъяснил, что он по своему регламенту не рассматривает по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства РФ и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Повторив положения гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц», ведомство сообщило, что консультационные услуги по вопросам налогообложения Департамент Минфина также не оказывает.

Оценивая данное письмо Минфина России, необходимо обратить внимание на то, что согласно п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России обязан давать письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 2017 г. № 34-П, Налоговый кодекс РФ не предполагает уклонения финансовых, налоговых органов и других полномочных органов государственной власти от дачи письменных разъяснений налогоплательщикам по их запросам о порядке применения законодательства о налогах и сборах.

Поделиться