Татьяна Яцученко
Адвокат Адвокатской палаты Новосибирской области, старший преподаватель кафедры трудового, земельного и финансового права НЮИ (ф) ТГУ

Пенсионное обеспечение адвокатов из числа военных пенсионеров. Тенденции развития законодательства

21 февраля 2020 г.

Общие положения по вопросу пенсионного обеспечения адвокатов из числа военных пенсионеров


В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 адвокаты из числа военных пенсионеров при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет (или государственной пенсии по инвалидности) и страховой пенсии по старости, за исключением фиксированной выплаты.

Выплата пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в связи с военной службой и иной приравненной к ней службой осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансовым источником выплаты страховых пенсий являются средства, сформированные за счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по установленному тарифу. При этом тариф страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в силу Закона об обязательном пенсионном страховании распределяется на солидарную и индивидуальную части.

Солидарная часть тарифа направляется на выплату фиксированной выплаты к страховой пенсии, размер которой определен в Законе о страховых пенсиях и не зависит от величины страховых взносов, уплаченных по солидарной части тарифа, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, в течение которого уплачивались страховые взносы. В отличие от страховых взносов по солидарной части тарифа, страховые взносы, уплаченные по индивидуальной части тарифа, учитываются в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица за каждый календарный год, поскольку формируют величину индивидуального пенсионного коэффициента, от которой зависит не только право на страховую пенсию, а также и размер страховой пенсии.

В силу Закона об обязательном пенсионном страховании и Налогового кодекса РФ адвокаты, в том числе из числа военных пенсионеров, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, который распределяется по установленному тарифу на солидарную и индивидуальную часть. С дохода, превышающего 300 000 руб., адвокат обязан дополнительно уплачивать 1%, который учитывается как индивидуальная часть тарифа. При уплате адвокатом, в том числе из числа военных пенсионеров, страховых взносов в фиксированном размере за календарный год формируется лишь индивидуальный пенсионный коэффициент величиной не менее 1 (за 2019 г. – 1,16).

Согласно Закону о страховых пенсиях (ст. 8) адвокату, в том числе из числа военных пенсионеров, для реализации права на страховую пенсию по старости по достижении общеустановленного пенсионного возраста необходимо иметь страховой стаж не менее 15 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 30. В связи с этим необходимая для реализации права на страховую пенсию по старости величина индивидуального пенсионного коэффициента может быть сформирована только за более длительный период, чем 15 лет, и даже более чем 25 лет.

Учитывая, что адвокаты из числа военных пенсионеров начинают осуществлять адвокатскую деятельность после выхода на пенсию за выслугу, они более подвержены риску оказаться в ситуации, когда к моменту достижения общеустановленного пенсионного возраста сформированных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав будет недостаточно для права на страховую пенсию по старости. Кроме того, уплачивая страховые взносы на солидарную часть, которая направляется в том числе на фиксированную выплату к страховой пенсии, адвокаты из числа военных пенсионеров, в силу закона, не имеют права на установление к страховой пенсии по старости фиксированной выплаты.

Таким образом, законодательство о пенсионном обеспечении адвокатов из числа военных пенсионеров, а также адвокатов в целом вызывает сомнения на предмет гарантированности реализации права на страховое пенсионное обеспечение. 

Правовые позиции и выводы Конституционного Суда в Постановлении от 28 января 2020 г. № 5-П о пенсионном обеспечении адвокатов из числа военных пенсионеров 

По жалобе адвоката О.В. Морозовой Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. № 5-П положения законодательства в части признания адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию и возложения на них обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признаны не противоречащими Конституции РФ. Вместе с тем Конституционным Судом РФ была установлена правовая неопределенность законодательства в части объема, а также условий формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Федеральному законодателю предписано – незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативных положений в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в принятом Постановлении.

Во-первых, Конституционным Судом РФ была выявлена неопределенность нормативного содержания в части воли законодателя относительно цели уплаты адвокатами из числа военных пенсионеров страховых взносов по солидарной части тарифа и ее влияния на объем обязательного страхового пенсионного обеспечения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изначально закрепляя право на получение в дополнение к пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности трудовой пенсии по старости, законодатель предусмотрел для указанной категории граждан исключение из состава трудовой пенсии по старости ее базовой части. Принимая такое решение, законодатель исходил из того, что финансовое обеспечение выплаты базовой части трудовой пенсии осуществлялось за счет зачисляемой в федеральный бюджет (за вычетом начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование) части единого социального налога. При этом размер базовой части трудовой пенсии определялся в твердой сумме, безотносительно к размеру заработка (дохода), с которого был уплачен единый социальный налог, а также размеру самого такого налога. Индексация базовой части производилась в особом порядке, отличном от порядка индексации страховой части; базовая часть трудовой пенсии не была отнесена к видам обязательного страхового обеспечения. Совокупность указанных признаков позволяла законодателю рассматривать базовую часть трудовой пенсии близкой по своей правовой природе к пенсиям по государственному пенсионному обеспечению и тем самым давала основания для исключения возможности ее одновременного установления с пенсией за выслугу лет или пенсией по инвалидности. Последовательное преобразование базовой части трудовой пенсии в фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, затем в фиксированную выплату к страховой пенсии, корректировка финансовой основы системы обязательного пенсионного страхования путем отмены единого социального налога и перехода к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сопровождались неоднократным внесением изменений в законодательство. В соответствии с действующим законодательством право на фиксированную выплату к страховой пенсии, как и право на базовую часть к трудовой пенсии, производно от права на основное страховое обеспечение (на страховую пенсию, трудовую пенсию, соответственно); фиксированная выплата к страховой пенсии, как и базовая часть к трудовой пенсии, не может устанавливаться отдельно, и в этом смысле фиксированная выплата к страховой пенсии может быть соотнесена с базовой частью трудовых пенсий.

Вместе с тем, как далее указал Конституционный Суд РФ, действующее законодательство относит фиксированную выплату к страховой пенсии к числу видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию наряду со страховыми пенсиями. В качестве источника финансирования, за счет которого она производится, законодательство определяет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплаченные по солидарной части тарифа страховых взносов. Несмотря на то что страховые взносы по солидарной части тарифа уплачиваются адвокатам из числа военных пенсионеров на общих основаниях, страховая пенсия по старости, при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста и соблюдении прочих условий назначения страховой пенсии по старости, устанавливается им без фиксированной выплаты к ней.

В то же время, как указано в Постановлении, Закон об обязательном пенсионном страховании (абз. 3, абз. 9 ст. 3) не включает фиксированную выплату к страховой пенсии (в отличие от страховой и накопительной пенсий, социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров) в определение обязательного страхового обеспечения. В качестве целевого назначения солидарной части тарифа страховых взносов определяет осуществление не только фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также выплату социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, и иное.

Учитывая целевое назначение страховых взносов по солидарной части тарифа, Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемые положения законов не позволяют однозначно установить, должна ли уплата адвокатами из числа военных пенсионеров страховых взносов по солидарной части тарифа вести к приобретению ими права на фиксированную выплату или исключение фиксированной выплаты предопределено сходством ее отдельных признаков с пенсией за выслугу лет (или государственной пенсией по инвалидности). В связи с этим не представляется возможным выявить волю законодателя относительно цели уплаты указанными гражданами страховых взносов по солидарной части тарифа и ее влияния на объем обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, которое должно быть им предоставлено при наступлении страхового случая в виде достижения пенсионного возраста.

Таким образом, по существу, федеральному законодателю надлежит определить цель уплаты адвокатами из числа военных пенсионеров страховых взносов по солидарной части тарифа. В зависимости от объема общих и отличительных признаков фиксированной выплаты к страховой пенсии и пенсии за выслугу лет, государственной пенсии по инвалидности определить – должна ли адвокатам из числа военных пенсионеров устанавливаться фиксированная выплата к страховой пенсии; если фиксированная выплата должна устанавливаться к страховой пенсии, то в каком объеме.

Во-вторых, Конституционный Суд РФ указал, что правовое регулирование не гарантирует адвокатам из числа военных пенсионеров реализацию сформированных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав в случае их недостаточности для назначения страховой пенсии по старости, поскольку не предусматривает возможности назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа с пропорциональным определением ее размера. Равно как и исключает возможность реализации приобретенных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав посредством увеличения размера пенсии за выслугу лет или по инвалидности, назначенной в связи с военной службой или иной приравненной к ней службой.

Указанный вывод мотивирован тем, что установленный в отношении адвокатов порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование[1] не позволяет (по крайней мере, без уплаты страховых взносов сверх фиксированного размера) сформировать в течение требуемой для назначения страховой пенсии по старости продолжительности страхового стажа (не менее 15 лет) необходимую для назначения пенсии величину индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 30). Данный порядок позволяет ежегодно формировать индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 1 (за 2019 г. с учетом размера фиксированного платежа и предельной величины базы для начисления страховых взносов – 1,16, с возможностью его увеличения при наличии дохода, превышающего 300 000 руб., а также в случае добровольной уплаты страховых взносов). При таком порядке для формирования индивидуального пенсионного коэффициента величиной не менее 30 в течение 15 календарных лет страхового стажа требовалось бы ежегодное формирование индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 2. Данная рассогласованность процессов формирования индивидуального пенсионного коэффициента и приобретения страхового стажа может быть компенсирована продолжительным осуществлением адвокатской деятельности, в том числе более ранним (с учетом реализации установленных законом квалификационных требований) приобретением правового статуса адвоката.

Однако, как указал Конституционный Суд РФ, для адвокатов из числа военных пенсионеров эта возможность, как правило, отсутствует, поскольку они начинают осуществлять адвокатскую деятельность после выхода на пенсию за выслугу лет, т.е. в более позднем возрасте. Ведь возможны ситуации, когда у некоторых из них к моменту достижения пенсионного возраста будут отсутствовать необходимые для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента, следовательно, право на страховую пенсию не возникнет. Между тем пенсионные права в объеме, отраженном в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, можно считать приобретенными и признанными государством. Отсутствие правового механизма реализации приобретенных адвокатами в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав в объеме, недостаточном для назначения страховой пенсии по старости при наступлении страхового случая, с экономической точки зрения означает умаление их дохода от адвокатской деятельности, а при отсутствии такового – уменьшение размера получаемой ими пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Таким образом, исходя из Постановления Конституционного Суда РФ федеральному законодателю в отношении адвокатов из числа военных пенсионеров надлежит закрепить право на неполную страховую пенсию по старости, а равно установить гарантии реализации сформированных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав посредством увеличения размера пенсии за выслугу лет или государственной пенсии по инвалидности.

В-третьих, Конституционный Суд РФ установил, что действующее законодательство не предусматривает возможности назначения адвокатам из числа военных пенсионеров страховой пенсии по инвалидности в случае, если прекращение формирования пенсионных прав вызвано невозможностью осуществления деятельности в связи с инвалидностью вследствие заболевания или травмы, полученных после прекращения военной или иной приравненной к ней службы. 

Перспективы развития законодательства о пенсионном обеспечении адвокатов из числа военных пенсионеров

Для разрешения вопроса о цели уплаты адвокатами из числа военных пенсионеров страховых взносов по солидарной части тарифа и ее влиянии на объем обязательного страхового пенсионного обеспечения, как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ, необходимо исходить из сходства и различия фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет, а именно из правовой природы, содержания выплат и источника их финансирования.

Анализ положений абз. 9 ст. 3, подп. 4 п. 1 ст. 9, п. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 6 ст. 3, ст. 16, 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» позволяет прийти к выводу, что фиксированная выплата к страховой пенсии характеризуется следующим образом:

1. Право на фиксированную выплату к страховой пенсии производно от права на страховую пенсию.

2. Фиксированная выплата к страховой пенсии, так же как и страховая пенсия, является обязательным страховым обеспечением.

3. Размер фиксированной выплаты установлен Законом в денежном выражении безотносительно к продолжительности страхового стажа и независимо от суммы фактически уплаченных страховых взносов по солидарной части тарифа.

4. Исходя из содержания фиксированной выплаты к страховой пенсии ее структура состоит из обязательной частистандартного (базового) размера фиксированной выплаты и дополнительной частичасти, превышающей стандартный (базовый) размер фиксированной выплаты.

Как следует из положений ст. 16, 17 Федерального закона № 400-ФЗ, размер фиксированной выплаты устанавливается в денежном выражении и дифференцируется в зависимости от социально-демографических, территориальных, природно-климатических факторов. В частности, в связи с возникновением права на страховую пенсию (достижением общеустановленного или досрочного пенсионного возраста и наличием иных условий, необходимых для возникновения права) устанавливается стандартный (базовый) размер фиксированной выплаты. При наличии установленных в законе оснований стандартный (базовый) размер фиксированной выплаты повышается. Например, при наличии или установлении инвалидности 1 группы либо в связи с достижением возраста 80 лет стандартный (базовый) размер фиксированной выплаты увеличивается в два раза. При наличии иждивенцев размер фиксированной выплаты (стандартный (базовый) или повышенный размер фиксированной выплаты) увеличивается на 1/3 от стандартного (базового) размера фиксированной выплаты за каждого иждивенца, но не более чем за трех. При установлении страховой пенсии по старости в связи с работой в РКС, МКС независимо от местности проживания стандартный (базовый) или повышенный размер фиксированной выплаты (например, при наличии 1 группы или достижении 80 лет и (или) наличии иждивенцев) повышается: на 50% – за работу в РКС, на 30% – за работу в МКС. Лицам, проживающим в РКС, МКС, стандартный (базовый) или повышенный размер фиксированной выплаты (например, при наличии 1 группы или достижении 80 лет и (или) наличии иждивенцев) повышается на районный коэффициент, установленный для данной местности Постановлением Правительства РФ. При наличии стажа в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживании в сельской местности, при условии, что получатель пенсии не осуществляет работу, в течение которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, установленный фиксированный размер выплаты увеличивается на 25% от стандартного (базового) размера фиксированной выплаты. Таким образом, исходя из структуры фиксированной выплаты к страховой пенсии можно выделить обязательную и дополнительную части фиксированной выплаты.

5. Обязательная часть фиксированной выплаты к страховой пенсии финансируется за счет страховых взносов, уплаченных по солидарной части тарифа на обязательное пенсионное страхование, дополнительная часть фиксированной выплаты к страховой пенсии – за счет средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Пенсионного фонда для обеспечения указанной части выплаты.

Так, согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, средств федерального бюджета и других средств.

Исходя из положений абз. 9 ст. 3, п. 2 ст. 17 Федерального закона № 167-ФЗ финансовыми источниками бюджета Пенсионного фонда на осуществление фиксированной выплаты к страховой пенсии являются страховые взносы, уплаченные по солидарной части тарифа на обязательное пенсионное страхование, и средства федерального бюджета. Вместе с тем в силу абз. 9 ст. 3 Федерального закона № 167-ФЗ страховые взносы по солидарной части тарифа предназначены не только для формирования денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также для выплаты социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров и на иные цели.

При этом согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона № 167-ФЗ дополнительная часть фиксированной выплаты к страховой пенсии обеспечивается за счет средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Пенсионного фонда для обеспечения указанной части фиксированной выплаты. Соответственно, с учетом положений абз. 9 ст. 3, п. 2 ст. 17 Федерального закона № 167-ФЗ, обязательная часть фиксированной выплаты к страховой пенсии финансируется за счет страховых взносов, уплаченных по солидарной части тарифа на обязательное пенсионное страхование. Исходя из указанных нормативных положений целью уплаты адвокатами из числа военных пенсионеров страховых взносов по солидарной части тарифа является формирование средств для осуществления обязательной части фиксированной выплаты к страховой пенсии, в оставшейся части – формирование средств для выплаты социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров и на иные цели.

Таким образом, по своей правовой природе фиксированная выплата к страховой пенсии – обязательное страховое обеспечение, устанавливаемое при наличии права на страховую пенсию к страховой пенсии, размер которого не зависит от величины сформированных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, обязательная часть которого финансируется за счет страховых взносов, уплаченных по солидарной части тарифа на обязательное пенсионное страхование, а дополнительная часть, устанавливаемая при наличии установленных законом оснований, – за счет средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Пенсионного фонда.

Исходя из положений ст. 2, 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ, ст. 1, 5, 10, 13–17 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I пенсию за выслугу лет лицам, проходившим военную службу и (или) другую приравненную к ней службу, характеризуют следующие признаки:

1. Пенсия за выслугу лет военнослужащим и лицам, приравненным к ним в пенсионном обеспечении, является ежемесячной государственной денежной выплатой в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением военной службы и (или) службы, приравненной к ней.

2. Право и размер пенсии за выслугу лет определяются с учетом характера и продолжительности осуществления профессиональной деятельности.

3. Размер пенсии за выслугу, установленный с учетом характера и продолжительности осуществления профессиональной деятельности, не может быть ниже минимального размера пенсии.

4. Размер пенсии за выслугу лет повышается при наличии инвалидности вследствие военной травмы либо вследствие заболевания, полученного в период военной службы. К пенсии за выслугу лет устанавливаются надбавки в связи с установлением инвалидности 1 группы или достижением 80 лет, наличием иждивенцев. При сравнительном анализе сумм повышений в связи с установлением инвалидности 1 группы или достижением 80 лет, наличием иждивенцев к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет несколько различаются. Различия обусловлены различным механизмом увеличения. В целом суммы повышений к пенсии за выслугу лет несколько выше, чем повышения к фиксированной выплате к страховой пенсии.

5. Выплата пенсии за выслугу лет обеспечивается за счет средств федерального бюджета, при этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Таким образом, пенсия за выслугу лет – государственное пенсионное обеспечение, выплачиваемое ежемесячно в целях компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением военной службы и (или) службы, приравненной к ней, за счет средств федерального бюджета, в том числе в части повышения и надбавок.

Сравнительный анализ признаков, характеризующих фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет, позволяет прийти к выводу, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости сходна с пенсией за выслугу лет лишь в части осуществления ее дополнительной части. Сходство обусловлено тем, что дополнительная часть фиксированной страховой пенсии по старости, так же как и пенсия за выслугу лет, государственная пенсия по инвалидности, обеспечивается за счет средств федерального бюджета, направляемых в бюджет Пенсионного фонда. Кроме того, тем, что повышения в связи с наличием инвалидности 1 группы, достижением возраста 80 лет, осуществлением работы (деятельности) в РКС, МКС, проживанием в РКС, МКС, образующие дополнительную часть фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в виде повышения и надбавок, устанавливаются к пенсии за выслугу лет.

Таким образом, уплата адвокатами из числа военных пенсионеров страховых взносов по солидарной части тарифа для формирования средств на осуществление фиксированной выплаты к страховой пенсии влияет на полное обеспечение обязательной части фиксированной выплаты к страховой пенсии, при этом на обеспечение ее дополнительной части не влияет.

В связи с этим представляется, что в отношении адвокатов из числа военных пенсионеров необходимо наряду с правом на страховую пенсию по старости закрепить право на фиксированную выплату к страховой пенсии по старости без учета ее повышения, в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ.

По вопросу о введении в отношении адвокатов из числа военных пенсионеров подинститута страховой пенсии по старости при неполном страховом стаже нельзя не отметить, что такая необходимость имеется в отношении всех застрахованных лиц, а не только адвокатов из числа военных пенсионеров. В условиях, когда гарантируется не само право на труд, а право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в ситуации недостаточности сформированных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав для реализации права на страховую пенсию по старости может оказаться любое застрахованное лицо.

По вопросу о неполной страховой пенсии по старости Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что возможность установления пенсий при неполном стаже предусматривалась в ранее действующем законодательстве – Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Следует отметить, что возможность установления пенсии по старости при неполном стаже предусматривалась и в Законе СССР от 14 июля 1956 г., действовавшем до вступления в силу Закона от 20 ноября 1990 г. № 340-I.

В соответствии со ст. 12 Закона СССР от 14 июля 1956 г. неполная пенсия по старости устанавливалась, если достижение общеустановленного пенсионного возраста имело место в период работы, при наличии общего трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет, 3 года из которых непосредственно предшествовали обращению за пенсией. При этом размер неполной пенсии по старости определялся пропорционально имеющемуся стажу и должен был составлять не менее четверти полной пенсии.

В Законе РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I условия возникновения права на неполную пенсию по старости были упрощены (ст. 15). Так, для возникновения права на неполную пенсию по старости достаточно было достичь общеустановленного пенсионного возраста и иметь не менее 5 лет общего трудового стажа. При этом размер пенсии определялся пропорционально имеющемуся стажу посредством деления пенсии, исчисленной с учетом полного стажа, требуемого для права на полную пенсию (для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет), на число месяцев требуемого стажа и умножения полученной суммы на число месяцев фактически имеющегося стажа (ст. 19 Закона). Размер пенсии при неполном общем трудовом стаже не мог быть ниже социальной пенсии.

Таким образом, в ранее действовавшем законодательстве для реализации гражданами права на неполную пенсию по старости требовалось не менее 5 лет, т.е. продолжительность требуемого для полной пенсии по старости общего трудового стажа снижалась для женщин в 4 раза, для мужчин в 5 раз. Размер неполной пенсии зависел от заработка, требуемого для полной пенсии по старости общего трудового стажа, и фактически имеющегося общего трудового стажа, который должен был быть не менее 5 лет (60 мес.). При этом размер неполной пенсии не мог быть ниже социальной пенсии.

В соответствии с действующим Федеральным законом от № 400-ФЗ для возникновения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях требуется достижение общеустановленного пенсионного возраста (60, 65 лет женщинам и мужчинам, соответственно), наличие страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Из указанных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию зависит не только от продолжительности страхового стажа, а также от величины индивидуального пенсионного коэффициента. Кроме того, величина индивидуального пенсионного коэффициента определяет размер страховой пенсии по старости (размер страховой пенсии определяется как произведение величины индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента). Соответственно, для реализации указаний Конституционного Суда РФ по вопросу назначения страховой пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа с пропорциональным определением ее размера законодателю необходимо будет также рассмотреть вопрос о пропорциональном снижении требуемой для права на неполную страховую пенсию по старости величины индивидуального пенсионного коэффициента. Таким образом, снизить не только требуемую продолжительность страхового стажа, а также снизить требуемую величину индивидуального пенсионного коэффициента.

Следует отметить, что ввиду законодательной рассогласованности процессов формирования индивидуального пенсионного коэффициента и приобретения страхового стажа снижение продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в равной степени не позволит лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, реализовать право на неполную страховую пенсию. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ, уплата страховых взносов в фиксированном размере в течение одного календарного страхового года позволяет адвокатам, в том числе из числа военных пенсионеров, ежегодно формировать индивидуальный пенсионный коэффициент в размере не менее 1.

Для формирования индивидуального пенсионного коэффициента величиной не менее 30 за 15 календарных лет работы требовалось бы ежегодное формирование индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 2. Необходимо отметить, что гарантированный Конституцией РФ размер вознаграждения за труд (не ниже установленного МРОТ), так же как и фиксированный платеж, позволяет сформировать величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 1, но существенно ниже 2.

Учитывая соотношение рассогласованности между формированием страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, представляется, что при снижении страхового стажа для права на неполную пенсию по старости, например в два раза, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента должна быть снижена в четыре раза (в три раза, соответственно в шесть раз). Иными словами, требуемая для права на неполную пенсию по старости величина индивидуального пенсионного коэффициента должна быть равна требуемой продолжительности страхового стажа (если требуемый страховой стаж составляет 7,5 лет, то величина ИПК также 7,5; если страховой стаж – 5 лет, то величина ИПК – 5).

Кроме того, в связи уплатой страховых взносов по солидарной части тарифа, в том числе адвокатами из числа военных пенсионеров, законодателю также необходимо будет разрешить вопрос с размером фиксированной выплаты к неполной страховой пенсии по старости.

Право на фиксированную выплату производно от права на страховую пенсию по старости, и в этом смысле ее установление при достижении общеустановленного пенсионного возраста зависит от наличия требуемой для назначения страховой пенсии по старости продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента. Вместе с тем сама по себе продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента на ее размер не влияют. Более того, величина индивидуального пенсионного коэффициента формируется с учетом страховых взносов по индивидуальной части страхового тарифа, целевым назначением которых является финансовое обеспечение страховой пенсии, а не фиксированной выплаты к ней. Финансовым обеспечением фиксированной выплаты к страховой пенсии являются страховые взносы, уплаченные по солидарной части тарифа, и средства федерального бюджета, направляемые в бюджет Пенсионного фонда (обязательной части и дополнительной, соответственно). При этом размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не зависит от величины уплаченных страховых взносов по солидарной части тарифа, целевым назначением этой части тарифа является полное обеспечение обязательной части фиксированной выплаты к страховой пенсии. По существу, размер фиксированной выплаты установлен Законом в твердой денежной сумме (обязательная часть) и при наличии предусмотренных в Законе оснований подлежит увеличению в установленном Законом порядке (дополнительная часть).

С учетом указанных особенностей, представляется, что размер обязательной части фиксированной выплаты к неполной пенсии по старости должен определяться в том же порядке, в каком была определена продолжительность страхового стажа, требуемого для возникновения права на неполную страховую пенсию по старости. Например, если продолжительность страхового стажа для неполной страховой пенсии по старости установлена с учетом понижающего коэффициента в 3 или 2 раза, то размер обязательной части фиксированной выплаты к неполной страховой пенсии по старости должен быть в три или два раза (соответственно) меньше размера фиксированной выплаты к полной страховой пенсии по старости. Следовательно, дополнительная часть фиксированной выплаты к неполной страховой пенсии должна определяться относительно обязательной части фиксированной выплаты к неполной пенсии по старости. При этом в Законе необходимо закрепить (по аналогии с ранее действовавшим Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-I), что размер неполной страховой пенсии по старости, с учетом устанавливаемой к ней фиксированной выплаты, не может быть ниже социальной пенсии по старости.

Конституционный Суд РФ в Постановлении также указал, что действующее законодательство также не предусматривает возможности реализации приобретенных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав посредством увеличения размера пенсии за выслугу лет или по инвалидности, назначенной в связи с военной службой или иной приравненной к ней службе. Вместе с тем из Постановления Конституционного Суда РФ четко не следует: должен ли данный правовой механизм быть закреплен наряду с нормами о неполной страховой пенсии по старости и применяться в том числе в случае, когда пенсионные права сформированы, но их недостаточно для установления неполной страховой пенсии или он был указан в качестве альтернативного варианта.

Полагаю, что данный механизм должен быть закреплен в законодательстве наряду с нормами о неполной страховой пенсии. Во-первых, как указал Конституционный Суд РФ, пенсионные права в объеме, отраженном в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, можно считать приобретенными и признанными государством. Причем самозанятые граждане приобрели эти права путем уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что с экономической точки зрения означает умаление их дохода от соответствующих видов деятельности, а при отсутствии такового – уменьшение размера получаемой ими пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Во-вторых, закрепление положений о неполной пенсии по старости необходимо не только в отношении адвокатов из числа военных пенсионеров, а в отношении всех застрахованных лиц.

Размышляя о механизме преобразования сформированных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав для увеличения пенсии за выслугу лет, нельзя не отметить, что в системе государственного пенсионного обеспечения законодательством предусмотрен механизм преобразования приобретенных в период службы пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

В частности, согласно ст. 1, 2 Федерального закона от 4 июня 2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», п. 12 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ индивидуальный пенсионный коэффициент за полный календарный год военной службы и (или) иной приравненной к ней службы составляет 1,8. В случае если продолжительность военной и (или) иной приравненной к ней службы составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего периода службы. При этом один месяц службы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год. Кроме того, в силу ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ военная служба и приравненная к ней служба подлежат включению в страховой стаж для права на страховую пенсию.

Исходя из указанного правового механизма выслуга лет (военная служба и приравненная к ней служба) преобразуется в страховой стаж и величину индивидуального пенсионного коэффициента.

В связи с этим логично закрепить и механизм преобразования пенсионных прав в системе обязательного пенсионного страхования в пенсионные права, имеющие правовое значение в системе государственного пенсионного обеспечения.

Однако преобразование уплаченных адвокатами из числа военных пенсионеров страховых взносов по солидарной части страхового тарифа, когда фактически их величина не учитывается, и величины индивидуального пенсионного коэффициента – в пенсионные права, имеющие значение для увеличения пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, является более сложным.

Во-первых, необходимо определить форму пенсионного права, в которую могут быть преобразованы страховые взносы, уплаченные адвокатами из числа военных пенсионеров по солидарной части тарифа, и величина индивидуального пенсионного коэффициента. Будут они преобразованы в выслугу лет или будут учитываться как общий трудовой стаж (при расчете пенсии за выслугу лет вид стажа имеет правовое значение для определения величины процента к денежному довольствию) либо будут преобразованы в доплату к выслуге лет или пенсии по инвалидности.

Во-вторых, определить порядок их преобразования. В связи с этим механизм реализации приобретенных в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав посредством увеличения размера пенсии за выслугу лет или по инвалидности, назначенной в связи с военной службой или иной приравненной к ней службой, требует глубокого и детального осмысления.

В Постановлении Конституционного Суда РФ также указано на отсутствие в действующем законодательстве возможности назначения адвокатам из числа военных пенсионеров страховой пенсии по инвалидности в случае, если прекращение формирования пенсионных прав вызвано невозможностью осуществления деятельности в связи с инвалидностью вследствие заболевания или травмы, полученных после прекращения военной или иной приравненной к ней службы. По сути, перед федеральным законодателем поставлен вопрос об установлении адвокатам из числа военных пенсионеров также права на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания или трудового увечья.

Таким образом, правовые позиции Конституционного Суда в Постановлении № 5-П являются фундаментальной основой для существенного изменения законодательства о пенсионном обеспечении адвокатов из числа военных пенсионеров, а также иных застрахованных лиц.




[1] Страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере и 1% суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.



Поделиться