Популярные материалы

Михаил Толчеев
9 декабря 2019 г.
Толкование собственного вымысла
Об оспаривании Разъяснения Комиссии ФПА РФ по этике и стандартам по вопросу применения п. 1 ст. 17 КПЭА
Сергей Макаров
5 декабря 2019 г.
Лекарство для оздоровления адвокатского запроса
Необходима серьезная ревизия сведений с ограниченным доступом
Алексей Иванов
3 декабря 2019 г.
Грань допустимого
О взаимоотношениях адвоката с судом
Нормы профессиональной этики определяют смысл адвокатской деятельности
2 декабря 2019 г.
Сергей Насонов
Нормы профессиональной этики определяют смысл адвокатской деятельности
Если ослабить эти принципы, то пропадет потребность в адвокатуре
Сергей Иванов
25 ноября 2019 г.
Тестирование и подготовка к работе
В АП Вологодской области готовятся к внедрению автоматизированной системы распределения дел по назначению
Мария Стальнова
Заместитель председателя Совета молодых адвокатов АП Свердловской области

«За» правовое просвещение

17 сентября 2019 г.

О деятельности молодых адвокатов по повышению правовой культуры школьников


Тема правового просвещения в последнее время стала особенно актуальной. Правовая грамотность населения находится на достаточно низком уровне: далеко не все граждане нашей страны имеют представление о своих правах и порядке их реализации, в какие органы власти необходимо обращаться по тем или иным вопросам. К тому же существует проблема недоверия к правосудию. Граждане считают бессмысленным обращаться в суды, в правоохранительные органы, так как убеждены, что нарушенные права не будут защищены. Конечно, встречаются случаи судебных ошибок, но в целом такие представления являются ложными.

Уровень правовой грамотности граждан необходимо повышать, причем начинать нужно уже со школы. Правильное отношение к обществу, государству закладывается именно в этот период. На детей влияют представления взрослых, вызванные недостатком правовых знаний у последних. В школьной программе отсутствуют дисциплины, которые не только давали бы информацию, но и воспитывали бы уважение к закону и государству. Вопросу правового просвещения школьников необходимо уделить должное внимание, и важную роль в этой деятельности необходимо сыграть адвокатуре.

Пример, который вдохновил меня поддержать взятый курс на правовое просвещение, – это проект «Адвокатура в школе». Я увидела, как он реализуется в Ростовской области. На заседании Союза молодых адвокатов России, состоявшемся в рамках форума «Профессиональная этика адвоката: от декларации до философии жизни», коллеги из Ростовской области поделились результатами своей работы в данном направлении. Ознакомившись с этим опытом, мы с коллегами из СМА Свердловской области решили, что необходимо также внести свой вклад в развитие данного направления. Было принято решение начать с лекций для школьников.

В Свердловской области просветительской деятельностью ранее уже занималась Свердловская областная гильдия адвокатов. Совет молодых адвокатов изъявил желание объединить усилия с гильдией, таким образом, их представители совместно приняли участие во встрече с учащимися школы № 11 г. Екатеринбурга, приуроченной ко Дню знаний.

Я провела беседу с учениками восьмого и десятого классов. Школьникам интересна не столько теория, сколько личный пример, история конкретного человека, представителя адвокатской профессии, поэтому начала я свое выступление с рассказа о себе, о том, как я пришла в адвокатуру, что именно меня в ней привлекло. Также я рассказала, чем занимается адвокат, объяснила отличие адвоката от юриста, как получить статус адвоката, остановилась на особенностях профессии, как адвокат организовывает свой рабочий процесс. И, конечно, поделилась случаями успешной защиты прав доверителей. В частности, сообщила о том, как удалось установить и процессуально закрепить факт подделки постановления о возбуждении уголовного дела и избавить доверителя от уголовного преследования. Кроме того, поделилась случаем защиты доверителя от мошеннической схемы, связанной с необоснованным взысканием за якобы некачественно выполненные работы, которая практикуется в автосервисах. Нужно было выбрать ситуации, простые для понимания, но при этом наглядные, повышающие уважение к адвокатуре.

Особенно приятно было услышать вопросы. Значит, тема вызвала у детей интерес. Так, были вопросы о сумме ежемесячных расходов адвоката, связанных с его деятельностью. Школьники интересовались своими правами, спрашивали, может ли учитель забрать у ученика вещи, правомерны ли действия школы по зачислению в класс с иной специализацией, отличной от той, которую выбрал учащийся. Дать ответы на вопросы было не так просто. С одной стороны, нужно ответить правдиво, как есть по закону, с другой – случайно не спровоцировать детей на поведение, к которому не применимы меры воздействия, предусмотренные законом, но мешающее учебному процессу. А еще следовало объяснить, почему на некоторые вопросы нельзя сразу дать ответ, без изучения всех обстоятельств.

Совет молодых адвокатов Свердловской области нацелен на продолжение данной деятельности. В планах в скором времени провести еще одну подобную встречу, уже поступил запрос от родителей одной из школ г. Екатеринбурга.

Хотелось бы выразить надежду, что благодаря согласованным усилиям адвокатов удастся добиться высоких результатов в вопросе правового просвещения, повышения авторитета адвокатуры.

Поделиться