Популярные материалы

Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
1 июля 2022 г.
Елена Леванюк
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
При наличии в уголовном деле добросовестного защитника по соглашению защитник по назначению в нем участвовать не может
Главным препятствием в работе адвокатов остаются процессуальные нарушения их прав
3 июня 2022 г.
Сергей Таут
Главным препятствием в работе адвокатов остаются процессуальные нарушения их прав
Институт адвокатского запроса требует укрепления, ведь это важнейший способ сбора доказательств и информации, необходимой для оказания правовой помощи
Минувшие 20 лет были золотым веком российской адвокатуры
20 мая 2022 г.
Юрий Пилипенко
Минувшие 20 лет были золотым веком российской адвокатуры
Благодаря Закону об адвокатской деятельности соблюден баланс между интересами адвокатуры и общефедеральными ценностями
Нвер Гаспарян
19 апреля 2022 г.
Требуется всесторонний подход
Дисциплинарные органы палаты должны оценивать предшествующее поведение суда, явившееся поводом для адвокатского проступка
«Мы должны и создавать, и участвовать, и быть опорой»
15 апреля 2022 г.
Владислав Гриб
«Мы должны и создавать, и участвовать, и быть опорой»
У адвокатов есть не только профессиональные, но и общественные обязанности
Мария Стальнова
Заместитель председателя Совета молодых адвокатов АП Свердловской области

«За» правовое просвещение

17 сентября 2019 г.

О деятельности молодых адвокатов по повышению правовой культуры школьников


Тема правового просвещения в последнее время стала особенно актуальной. Правовая грамотность населения находится на достаточно низком уровне: далеко не все граждане нашей страны имеют представление о своих правах и порядке их реализации, в какие органы власти необходимо обращаться по тем или иным вопросам. К тому же существует проблема недоверия к правосудию. Граждане считают бессмысленным обращаться в суды, в правоохранительные органы, так как убеждены, что нарушенные права не будут защищены. Конечно, встречаются случаи судебных ошибок, но в целом такие представления являются ложными.

Уровень правовой грамотности граждан необходимо повышать, причем начинать нужно уже со школы. Правильное отношение к обществу, государству закладывается именно в этот период. На детей влияют представления взрослых, вызванные недостатком правовых знаний у последних. В школьной программе отсутствуют дисциплины, которые не только давали бы информацию, но и воспитывали бы уважение к закону и государству. Вопросу правового просвещения школьников необходимо уделить должное внимание, и важную роль в этой деятельности необходимо сыграть адвокатуре.

Пример, который вдохновил меня поддержать взятый курс на правовое просвещение, – это проект «Адвокатура в школе». Я увидела, как он реализуется в Ростовской области. На заседании Союза молодых адвокатов России, состоявшемся в рамках форума «Профессиональная этика адвоката: от декларации до философии жизни», коллеги из Ростовской области поделились результатами своей работы в данном направлении. Ознакомившись с этим опытом, мы с коллегами из СМА Свердловской области решили, что необходимо также внести свой вклад в развитие данного направления. Было принято решение начать с лекций для школьников.

В Свердловской области просветительской деятельностью ранее уже занималась Свердловская областная гильдия адвокатов. Совет молодых адвокатов изъявил желание объединить усилия с гильдией, таким образом, их представители совместно приняли участие во встрече с учащимися школы № 11 г. Екатеринбурга, приуроченной ко Дню знаний.

Я провела беседу с учениками восьмого и десятого классов. Школьникам интересна не столько теория, сколько личный пример, история конкретного человека, представителя адвокатской профессии, поэтому начала я свое выступление с рассказа о себе, о том, как я пришла в адвокатуру, что именно меня в ней привлекло. Также я рассказала, чем занимается адвокат, объяснила отличие адвоката от юриста, как получить статус адвоката, остановилась на особенностях профессии, как адвокат организовывает свой рабочий процесс. И, конечно, поделилась случаями успешной защиты прав доверителей. В частности, сообщила о том, как удалось установить и процессуально закрепить факт подделки постановления о возбуждении уголовного дела и избавить доверителя от уголовного преследования. Кроме того, поделилась случаем защиты доверителя от мошеннической схемы, связанной с необоснованным взысканием за якобы некачественно выполненные работы, которая практикуется в автосервисах. Нужно было выбрать ситуации, простые для понимания, но при этом наглядные, повышающие уважение к адвокатуре.

Особенно приятно было услышать вопросы. Значит, тема вызвала у детей интерес. Так, были вопросы о сумме ежемесячных расходов адвоката, связанных с его деятельностью. Школьники интересовались своими правами, спрашивали, может ли учитель забрать у ученика вещи, правомерны ли действия школы по зачислению в класс с иной специализацией, отличной от той, которую выбрал учащийся. Дать ответы на вопросы было не так просто. С одной стороны, нужно ответить правдиво, как есть по закону, с другой – случайно не спровоцировать детей на поведение, к которому не применимы меры воздействия, предусмотренные законом, но мешающее учебному процессу. А еще следовало объяснить, почему на некоторые вопросы нельзя сразу дать ответ, без изучения всех обстоятельств.

Совет молодых адвокатов Свердловской области нацелен на продолжение данной деятельности. В планах в скором времени провести еще одну подобную встречу, уже поступил запрос от родителей одной из школ г. Екатеринбурга.

Хотелось бы выразить надежду, что благодаря согласованным усилиям адвокатов удастся добиться высоких результатов в вопросе правового просвещения, повышения авторитета адвокатуры.

Поделиться