Популярные материалы

Евгений Семеняко
14 сентября 2021 г.
Мне Генри друг, но истина дороже
Увы, опять произношу эту фразу, прочитав статью Генри Марковича по поводу двойной ответственности адвокатов
Наталья Басок
13 сентября 2021 г.
Адвокаты на телеэкране
О новом проекте Адвокатской палаты Челябинской области и задачах адвокатского телевидения «Адвокат-TV Челябинск»
Дмитрий Тараборин
8 сентября 2021 г.
У одного деяния может быть не один объект посягательства
Действия, посягающие на честь и достоинство адвоката или авторитет адвокатуры, должны получать соответствующую оценку нашего сообщества
Без реальной защиты нет честного и эффективного правосудия
6 сентября 2021 г.
Олег Смирнов
Без реальной защиты нет честного и эффективного правосудия
Только адвокаты способны быстро и эффективно оказывать правовую помощь в условиях чрезвычайной ситуации
Геннадий Шаров
6 сентября 2021 г.
Бесплатная юридическая помощь нуждающимся – традиция и дело чести российской адвокатуры
Расширение сети госюрбюро нецелесообразно даже для оказания первичной юридической помощи – эту функцию должен выполнять искусственный интеллект
Павел Пашутин
Вице-президент АП Костромской области

Виновата ли адвокатура?

1 июня 2021 г.

Как повысить эффективность бесплатной юридической помощи


13 мая Президент России Владимир Путин поддержал предложение министра юстиции РФ Константина Чуйченко о создании во всех регионах страны государственных бюро по оказанию населению бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) как основных координаторов этой помощи.

В докладе Президенту России глава Минюста напомнил, что Закон о БЮП, который определяет участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, категории граждан (преимущественно малообеспеченные, ветераны, инвалиды), имеющих право на ее получение, и перечень случаев, в которых она оказывается, был принят в 2011 г.

«Всего в России правом на получение бесплатной юридической помощи обладают около 30 млн человек, но обращается очень мало за реализацией этого права. В 2020 г. обратилось всего 335 тысяч человек», – сказал Константин Чуйченко, отметив, что это связано с рядом проблем, в частности, с недостаточной эффективностью действующей государственной бесплатной юридической помощи.

«Мы провели мониторинг и выяснили, что в 59 субъектах РФ основным участником государственной системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты, в восьми регионах – только государственные юридические бюро, а в 18 – задействованы и государственные бюро, и адвокаты», – сказал министр юстиции РФ.

Он отметил, что участие адвокатов в оказании этой помощи является добровольным и «многим из них просто не интересно работать на данном направлении».

Сложно не согласиться с тем, что ныне существующая государственная система бесплатной юридической помощи в целом недостаточно эффективна, как и с тем, что многим адвокатам в настоящее время не очень-то интересно принимать в ней участие.

Например, в Костромской области число адвокатов, участвующих в государственной системе оказания гражданам БЮП, ежегодно снижается. Из предусмотренной на 2020 г. в бюджете Костромской области суммы выплат адвокатам за труд по оказанию бесплатной юридической помощи выплачено лишь 29,6%, что соответствует объему оказанной бесплатной юридической помощи.

На заседании, состоявшемся 27 мая 2021 г., Совет Адвокатской палаты Костромской области проанализировал предварительно полученную от адвокатов – членов Адвокатской палаты Костромской области информацию об основных причинах, препятствующих повышению активности (заинтересованности) адвокатов в участии в оказании бесплатной юридической помощи. Необходимо отметить, что ничего неожиданного в полученной от адвокатов информации члены Совета не увидели. Совет лишь констатировал, что, как и ранее, основные проблемы связаны, прежде всего, с низким и неизменным с 2013 г. размером оплаты труда адвокатов, установленным соответствующим Законом Костромской области (300 рублей – за правовое консультирование в устной форме; 500 рублей – за правовое консультирование в письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера – 900 рублей и т.п.), а также с нерешенностью организационно-технических вопросов. Так, например, для получения оплаты даже в размере 300 рублей адвокат в каждом случае вынужден оформлять целый ряд документов, к которым необходимо приложить копии документов, подтверждающих право лица, обратившегося за оказанием юридической помощи, на получение такой помощи. При этом компенсация расходов адвокатов по изготовлению бланков, необходимых для оплаты документов, а также расходов по копированию документов, подтверждающих право гражданина на получение бесплатной юридической помощи, не предусмотрена.

Необходимость решения этих проблем неоднократно отмечалась и в ежегодных докладах Адвокатской палаты Костромской области об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи, направляемых в уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области. Однако до настоящего времени ситуация к лучшему не изменилась. Адвокаты, а точнее те немногие из них, кто счел возможным для себя продолжить работу в государственной системе бесплатной юридической помощи, делают это, не получая за свой нелегкий труд справедливой и достойной оплаты. Аналогичные по сути проблемы не первый год беспокоят адвокатов и из многих других региональных палат.

Полагаю, что ситуацию, связанную с оказанием БЮП, можно было бы достаточно быстро и эффективно улучшить за счет создания адвокатам стимула для участия в системе бесплатной юридической помощи, а это предполагает, прежде всего, существенное увеличение размера оплаты труда адвокатов. Но это возможно лишь при условии, что государство видит адвокатов в числе участников государственной системы бесплатной юридической помощи и в свете предстоящей реформы. Иным важным и позитивным шагом для улучшения ситуации (прежде всего для граждан) являлось бы расширение категорий лиц, имеющих право на получение БЮП в рамках государственной системы БЮП (например, инвалиды III группы, потерпевшие от преступлений и пр.).

Представляется, что только комплекс мер, среди которых и вышеперечисленные, способен вывести систему бесплатной юридической помощи на уровень, позволяющий наиболее полно и эффективно обеспечить гражданам гарантии реализации права на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи.

Поделиться