Популярные материалы

Михаил Толчеев
11 августа 2022 г.
Адвокат – не торговец, а самурай
Концептуальные подходы к решению вопроса об отказе от защиты
Право призвано сделать жизнь предсказуемой, доступной и безопасной
21 июля 2022 г.
Владимир Плигин
Право призвано сделать жизнь предсказуемой, доступной и безопасной
Рождающиеся правовые нормы должны быть законными и легитимными, не опираясь только на предполагаемый большой объем принуждения
Работаем прозрачно, требовательно и ответственно
15 июля 2022 г.
Елена Кузьмина
Работаем прозрачно, требовательно и ответственно
Все правоохранительные органы и суды Чувашской Республики довольны КИС АР
Борис Золотухин
13 июля 2022 г.
Оправданная жесткость
О введении наказания за пропаганду наркотиков в интернете
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
1 июля 2022 г.
Елена Леванюк
Адвокат по назначению не должен быть статистом для суда
При наличии в уголовном деле добросовестного защитника по соглашению защитник по назначению в нем участвовать не может
Павел Пашутин
Вице-президент АП Костромской области

Виновата ли адвокатура?

1 июня 2021 г.

Как повысить эффективность бесплатной юридической помощи


13 мая Президент России Владимир Путин поддержал предложение министра юстиции РФ Константина Чуйченко о создании во всех регионах страны государственных бюро по оказанию населению бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) как основных координаторов этой помощи.

В докладе Президенту России глава Минюста напомнил, что Закон о БЮП, который определяет участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, категории граждан (преимущественно малообеспеченные, ветераны, инвалиды), имеющих право на ее получение, и перечень случаев, в которых она оказывается, был принят в 2011 г.

«Всего в России правом на получение бесплатной юридической помощи обладают около 30 млн человек, но обращается очень мало за реализацией этого права. В 2020 г. обратилось всего 335 тысяч человек», – сказал Константин Чуйченко, отметив, что это связано с рядом проблем, в частности, с недостаточной эффективностью действующей государственной бесплатной юридической помощи.

«Мы провели мониторинг и выяснили, что в 59 субъектах РФ основным участником государственной системы бесплатной юридической помощи являются адвокаты, в восьми регионах – только государственные юридические бюро, а в 18 – задействованы и государственные бюро, и адвокаты», – сказал министр юстиции РФ.

Он отметил, что участие адвокатов в оказании этой помощи является добровольным и «многим из них просто не интересно работать на данном направлении».

Сложно не согласиться с тем, что ныне существующая государственная система бесплатной юридической помощи в целом недостаточно эффективна, как и с тем, что многим адвокатам в настоящее время не очень-то интересно принимать в ней участие.

Например, в Костромской области число адвокатов, участвующих в государственной системе оказания гражданам БЮП, ежегодно снижается. Из предусмотренной на 2020 г. в бюджете Костромской области суммы выплат адвокатам за труд по оказанию бесплатной юридической помощи выплачено лишь 29,6%, что соответствует объему оказанной бесплатной юридической помощи.

На заседании, состоявшемся 27 мая 2021 г., Совет Адвокатской палаты Костромской области проанализировал предварительно полученную от адвокатов – членов Адвокатской палаты Костромской области информацию об основных причинах, препятствующих повышению активности (заинтересованности) адвокатов в участии в оказании бесплатной юридической помощи. Необходимо отметить, что ничего неожиданного в полученной от адвокатов информации члены Совета не увидели. Совет лишь констатировал, что, как и ранее, основные проблемы связаны, прежде всего, с низким и неизменным с 2013 г. размером оплаты труда адвокатов, установленным соответствующим Законом Костромской области (300 рублей – за правовое консультирование в устной форме; 500 рублей – за правовое консультирование в письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера – 900 рублей и т.п.), а также с нерешенностью организационно-технических вопросов. Так, например, для получения оплаты даже в размере 300 рублей адвокат в каждом случае вынужден оформлять целый ряд документов, к которым необходимо приложить копии документов, подтверждающих право лица, обратившегося за оказанием юридической помощи, на получение такой помощи. При этом компенсация расходов адвокатов по изготовлению бланков, необходимых для оплаты документов, а также расходов по копированию документов, подтверждающих право гражданина на получение бесплатной юридической помощи, не предусмотрена.

Необходимость решения этих проблем неоднократно отмечалась и в ежегодных докладах Адвокатской палаты Костромской области об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи, направляемых в уполномоченный орган исполнительной власти Костромской области. Однако до настоящего времени ситуация к лучшему не изменилась. Адвокаты, а точнее те немногие из них, кто счел возможным для себя продолжить работу в государственной системе бесплатной юридической помощи, делают это, не получая за свой нелегкий труд справедливой и достойной оплаты. Аналогичные по сути проблемы не первый год беспокоят адвокатов и из многих других региональных палат.

Полагаю, что ситуацию, связанную с оказанием БЮП, можно было бы достаточно быстро и эффективно улучшить за счет создания адвокатам стимула для участия в системе бесплатной юридической помощи, а это предполагает, прежде всего, существенное увеличение размера оплаты труда адвокатов. Но это возможно лишь при условии, что государство видит адвокатов в числе участников государственной системы бесплатной юридической помощи и в свете предстоящей реформы. Иным важным и позитивным шагом для улучшения ситуации (прежде всего для граждан) являлось бы расширение категорий лиц, имеющих право на получение БЮП в рамках государственной системы БЮП (например, инвалиды III группы, потерпевшие от преступлений и пр.).

Представляется, что только комплекс мер, среди которых и вышеперечисленные, способен вывести систему бесплатной юридической помощи на уровень, позволяющий наиболее полно и эффективно обеспечить гражданам гарантии реализации права на получение квалифицированной бесплатной юридической помощи.

Поделиться