Популярные материалы
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Как правильно построить защиту
Закон исключает вмешательство в профессиональную деятельность адвоката
Цифровые технологии помогут преодолеть неравенство защиты и обвинения в процессе доказывания в уголовном судопроизводстве
«Лицо нашей корпорации и ее будущее – это молодые адвокаты»
Важность и ценность слова
Ораторское искусство – неотъемлемая составляющая профессиональной квалификации адвоката
Адвокаты, ежедневно посещающие суды, знают и понимают, что представительская функция стала несколько технической. С сожалением отмечу, что «ораторство» в истинном его значении мало того, что потеряло свою ценность в современных судах, но и нивелировалось до такой степени, что наши процессуальные оппоненты позволяют себе говорить о «законности и обоснованности» того или иного, не утруждая себя излишним мотивированием. Все это стало возможным из-за поощрения подобного «процессуального поведения» со стороны суда и некоторой так называемой процессуальной экономии: когда при явном отсутствии доказательств и соответствующего правового обоснования, превращая состязательность в нечто аморфное, суды оказываются весьма непритязательными в требованиях к речи выступающего.
Поскольку я окончила не только юридический, но и экономический факультет, мое мышление всегда предлагает всякого рода параллели, позволяющие в свою очередь формировать метафоры. В связи с этим видится, что низкий спрос на ораторское мастерство рождает соответствующее предложение. Впервые детальная разработка закона спроса и предложения появилась в трудах испанского и перуанского юриста и экономиста Хуан де Матьенсо во второй трети XVI в. Конечно, этот закон немного о другом. Но если абстрагироваться и подойти к вопросу изворотливо казуистически, то вынуждена признать, что желание быть экспрессивным в своей защитительной речи всякий раз разбивается о лед равнодушия в глазах смотрящего и слушающего в «храмах правосудия».
В середине XIX в. королевский английский адвокат Рихард Гаррис писал, что «искусство речи далеко не пользуется должным вниманием, и в последние годы создалось какое-то нелепое обыкновение смотреть на него, как на нечто второстепенное в судебной деятельности. Но факты остаются фактами, и в большинстве случаев лучший оратор бывает и лучшим адвокатом, то есть ведет дела с большим успехом. Умение говорить – есть обязанность адвоката, и, чтобы усовершенствоваться в нем, не следует жалеть ни времени, ни труда».
Данное мнение отнюдь не потеряло свою актуальность сегодня и это применимо отнюдь не только к Англии. Для того чтобы быть истинным профессионалом, действительно, не следует жалеть ни времени, ни труда. Древнегреческий мудрец Скилеф говорил, что «красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Не следует также ориентироваться в этом вопросе на «спрос», а возможно, наоборот, своим предложением следует формировать его.
Память о наших выдающихся коллегах, проведение в их честь подобных конкурсов, несомненно, напоминает нам, рядовым адвокатам, ежедневно выполняющим свою рутинную защитительную деятельность, важность и ценность слова. Ведь ораторское искусство – неотъемлемая составляющая профессиональной квалификации адвоката. Это искусство построения речи и публичного говорения; это умение доказывать и опровергать; это умение убеждать. Речь, обогащенная приемами судебного красноречия, иногда, особенно если мы говорим о суде с участием присяжных заседателей, может коренным образом изменить ход судебного процесса.
Самое сложное в подготовке к конкурсу было то, что к нему было невозможно подготовиться. Одно дело, когда тебе требуется создать речь согласно идеалистическим канонам и руководствуясь тем или иным заданием. Другое же – когда тебя просят представить на суд независимого жюри свою речь, ретроспективно существующую. То есть, когда ты ее писал, ты и не мыслил, что она будет предметом чьей-либо оценки, кроме суда. Да и суд вряд ли оценивал речь с точки зрения наличия соответствующих приемов, логичности в переходах, стройности речевых оборотов. Таким образом, самым большим критиком и «задавателем» стандартов на момент написания, был непосредственно ты сам. И это, на мой взгляд, самое сложное в плане самодисциплины и воспитания себя как настоящего профессионала, вне зависимости от внешних объективно существующих факторов.
Что касается ожидаемости победного результата, я абсолютно не слукавлю, если скажу, что я о нем просто не думала. На одном из заседаний Совета президент нашей палаты Ольга Борисовна Руденко сказала мне буквально следующее: «Нарине, ты видела информацию о конкурсе? Поучаствуй. Ты сможешь». Когда в тебя верят дорогие тебе люди, ты просто не можешь их подвести. Впрочем, конкурс – это не всегда первые или призовые места. Даже проигрыш имеет свой позитивный эффект, мотивирующий тебя двигаться дальше, все более и более совершенствуясь. Конечно, я рада, если не сказать больше, такому результату, для меня это очень ценно. И если я была бы на какой-нибудь воображаемой церемонии награждения и мне бы выпала честь рассказать о своих эмоциях, то я бы непременно поблагодарила организаторов конкурса во главе со Светланой Игоревной Володиной. Сказала бы спасибо своим родным, друзьям и коллегам, которые порадовались за меня и не пожалели добрых слов. А в завершение своей речи я посвятила бы эту победу своей двухмесячной дочери, которая лежа на моих руках при оформлении работы, хоть и опосредовано, но тоже приняла участие в конкурсе.
С текстом речи можно ознакомиться здесь.