Популярные материалы
Бесплатная помощь – для людей, а не для «галочки»
Адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, необходимо стимулировать достойным вознаграждением
«Без перемен в судебной системе повышение роли адвокатуры невозможно»
Интервью президента ФПА РФ Светланы Володиной журналу «Закон»
Молодые адвокаты Ростовской области надеются осуществить все задуманное
Но рассказывать о будущих проектах они предпочитают лишь после того, как те будут реализованы
Суд обязан обеспечить баланс интересов всех участников правоотношений
А воздействовать на адвоката могут исключительно органы корпоративного самоуправления
С чистого листа
В деятельности адвокатуры две составляющие – независимость и профессионализм
Вариант профориентации студентов
30 января 2019 г.
О проекте «Модель обеспечения профессиональных прав адвоката»
Адвокатская деятельность обладает существенными особенностями, при этом не всегда (а если честно, практически никогда) в образовательных программах им не уделяется должного внимания. Многие адвокаты, причем не только ведущие научную и педагогическую деятельность, взаимодействуют со студентами, проводят встречи, осуществляют наставничество. Стремление к симбиозу адвокатской практики и юридического образования натолкнуло на мысль о систематизации работы со студентами, которые интересуются вопросами адвокатуры.
С 2018 г. Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) начал развитие проектной модели обучения, дающей студентам возможность проводить исследования по интересующим их направлениям. Проект – это объединяющая площадка для вуза, студентов и заказчика, поддерживающего развитие отдельных сфер деятельности.
В гуманитарных специальностях есть свои сложности реализации проектов, но разве это должно останавливать? Поэтому при поддержке Адвокатской палаты Челябинской области, совместно с руководством палаты, кафедрой уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии ЮУрГУ мной сформирован экспериментальный проект «Модель обеспечения профессиональных прав адвоката», который успешно защищен и допущен к включению в процесс обучения в ЮУрГУ.
Проект предполагает исследование и изучение специфики адвокатской деятельности, прецедентов противодействия ее осуществлению и методов борьбы с ним, тактики поведения при противодействии профессиональной деятельности адвокатов, законодательных пробелов в регламентации профессиональных прав адвокатов.
Участие в проекте должно помочь студентам еще во время учебы погрузиться в мир реальной юридической практики, сформировать свои профессиональные компетенции. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучение студентов помимо классических дисциплин включало межотраслевые и междисциплинарные проблемы. Сложно представить лучшую сферу для получения практических знаний, чем адвокатская деятельность.
Противодействие профессиональной деятельности – не редкость на самых разных этапах работы адвоката во всех видах судопроизводства. Поэтому в задачи нашего исследования в рамках проекта входит систематизация действующего законодательства в области осуществления адвокатом своих прав, поиск, анализ случаев противодействия адвокатской деятельности и разработка предложений, которые помогут в преодолении подобных ситуаций.
Под руководством куратора проекта, при участии преподавателей и адвокатов студенты разработают методические рекомендации, как адвокату вести себя в той или иной стрессовой ситуации, связанной с противодействием его профессиональной деятельности по защите прав, свобод и законных интересов граждан.
На данном этапе в проекте задействованы шесть бакалавров направления 40.03.01 «Юриспруденция», которые пока обучаются на третьем курсе. С учетом особенностей учебного плана они приступят к активной работе по проекту на четвертом курсе. Все ребята инициативные, заинтересованные, с правильными ценностными ориентациями. Особый интерес у них вызывает изучение реальной судебной практики, возможность обсудить свои наработки и идеи с практикующими юристами. Сейчас студенты разрабатывают криминологически выверенные, подробные анкеты для того, чтобы во время производственной практики провести анкетирование адвокатов, следователей, судей для сбора эмпирического материала.
Проект активно поддерживается Советом молодых адвокатов Челябинской области и Адвокатской палатой Челябинской области, которая является заказчиком данного проекта. Президент АП Челябинской области Иван Казаков лично курирует деятельность палаты в рамках проекта и, как все участники, заинтересован в его успехе.
Мы не ставим идеалистических задач, не надеемся на устранение нарушений профессиональных прав адвокатов. Но для студентов важно формирование дополнительных профессиональных навыков, детальное изучение вопросов адвокатской деятельности, возможность вынести на обсуждение существующие проблемы и быть услышанными в профессиональном сообществе.
Те азарт и погруженность, с которой студенты включились в проект, говорят о многом. Это позволяет надеяться, что все получится!