Популярные материалы
Зачем готовится адвокатская монополия в судах
В Донецкой Народной Республике активно внедряется КИС АР
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Будущее есть у тех, кто помнит свою историю
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Дискуссии
В защиту «Плевако»
Возражения на критику сериала «Плевако», посвященного легендарному присяжному поверенному
Сразу отмечу, что выдающийся присяжный поверенный, император Российской адвокатуры Федор Никифорович Плевако, чьи выступления в защиту обвиняемых, угнетаемых и обличаемых обрели бессмертие, в защите не нуждается. 29 октября 2024 г. в московском киноцентре «Октябрь» прошла светская премьера сериала «Плевако», где были показаны две серии, которые далеко не всем пришлись по душе. Автору этих строк удалось воочию оценить увиденное.
Блестяще сыгравший главного героя фильма Сергей Безруков, предваряя просмотр, сказал: «Пару слов в качестве защиты своей роли, как адвокат адвоката, я сыграл Николая Федоровича. Я обращаюсь к самым ревнивым критикам, которые попытаются во мне увидеть Плевако: портретного сходства искать не надо. Я сыграл Николая Федоровича, прототипом которого стал Федор Никифорович, это дало возможность художникам для полета фантазии, который необходим для художественных произведений. Документальное кино про Федора Никифоровича Вы уже видели, а это – художественный фильм. И тем не менее фильм основан на реальных событиях…».
После такого напутственного слова я уже не пытался искать общие черты во внешности Сергея Безрукова и Федора Плевако.
Мы читали до этого, что выдающийся присяжный поверенный по предложению своего подзащитного купца разбил все приготовленные тарелки в качестве морального удовольствия за выигранное дело. Гонорар при этом тоже получил. Но то, что наш коллега дрался не хуже Джеки Чана, я не знал. Признаюсь, меня все же порадовало, что прославленный адвокат побеждает не только прокуроров в судах, но и в уличных кулачных боях. Наделенный навыками рукопашного боя, созданный образ вызывает еще большее уважение.
Неожиданным развитием событий стало то, что оправданная усилиями Плевако Прасковья Качка затем покушалась на жизнь российского императора Александра II с незаряженным револьвером, а также придуманные режиссерами политические мотивы в этом уголовном деле.
Выглядело забавным, как после очередной победы в суде выдающийся присяжный поверенный пускается в пляс. Историки адвокатуры о таком ритуале Плевако ничего не сообщали, но что же в этом зазорного?
Слушая выступления присяжного поверенного Николая Федоровича в исполнении Сергея Безрукова, не стоит искать сходства с речью гениального Федора Никифоровича.
О покоряющей силе плевакинского слова писал Антон Павлович Чехов: «Плевако подходит к пюпитру, полминуты в упор глядит на присяжных и начинает говорить. Речь его ровна, мягка, искренна... Образных выражений, хороших мыслей и других красот многое множество... Дикция лезет в самую душу, из глаз глядит огонь... Сколько бы Плевако ни говорил, его всегда без скуки слушать можно...».
Его речь, словно симфония Баха, изобилующая остроумием, находчивостью, мгновенной реакцией на реплики противника, к месту проявленный сарказм – все эти качества ярко демонстрировал выдающийся оратор.
Может ли кто-либо из современных актеров или даже практикующих адвокатов в точности воспроизвести всеубеждающую и завораживающую речь Плевако, которая, к сожалению, даже не сохранилась в аудиоформате?
Ответ очевиден.
Повторить речь Плевако – это все равно, что нарисовать море так, как рисовал Айвазовский, кстати, современник нашего героя.
Однако необходимо отдать должное таланту Сергея Безрукова, который очень старался.
Мы увидели фильм с элементами художественного вымысла, в котором имели место и драматические повороты, и диалоги, созданные в интересах аудитории.
Профессиональные юристы могут усмотреть в некоторых эпизодах судебных баталий несоответствия Уставу уголовного судопроизводства 1864 г., например, вместо судебных прений допрос свидетеля, переходящий в итоговое выступление, различные вольности защитника при молчаливом попустительстве коронного судьи и т.п.
Однако эти моменты совсем не мешают реализации основной цели фильма – показать блистательный образ адвоката-победителя.
Как известно, Федор Плевако провел более 200 успешных дел и как минимум одно проиграл. Не могу не подчеркнуть: все дела за единичным исключением выиграл, потому что судили присяжные.
Если представить, что его с помощью машины времени переместили бы в наши годы и дали бы возможность участвовать в современном правосудии, результаты, полагаю, были бы значительно скромнее.
Не без гордости за современных коллег отмечу, что в судах с участием присяжных заседателей в первой половине 2024 г. – 25% оправдательных приговоров, а в обычных судах – в сто раз меньше.
Фильм рассчитан не столько на восьмидесятитысячную армию российских адвокатов, сколько на многомиллионный зал русскоязычных кинозрителей, которые не знакомы с процессуальными премудростями и желают смотреть остросюжетный сериал, даже не отвлекаясь на попкорн и колу.
Следует понимать, что даже полностью документальное кино, основанное на архивной кинохронике, все равно будет содержать долю вымысла. Как правильно писал испанский актер Эусебио Понсела: «История – это порой то, чего никогда не происходило, описанное тем, кто никогда там не был».
Поэтому некоторые расхождения и нестыковки, объективно замеченные в фильме, понятны и не стоят того, чтобы рассматривать их под микроскопом.
Лично для меня фильм представляет несомненную ценность как для российской адвокатуры, так и для граждан.
К сожалению, в последние десятилетия мы были обделены фильмами об адвокатах, киноэкран наводнили славные представители следствия и прокуратуры. Возникший пробел наконец-то был заполнен режиссерами фильма, возвысившими саму идею защиты права против бесправия и несправедливости.
В одном деле Плевако принялся защищать бедную женщину, обманутую своим женихом, и в состоянии умоисступления взявшую в руки оружие. Узнав, что она незаконнорожденная, как и он сам, присяжный поверенный вернул гонорар доверителю, а затем спас подсудимую от виселицы.
В другом деле, выбирая между богатым промышленником и доведенными до отчаяния рабочими, он становится защитником последних.
Обвиняемым вменялось в вину участие в экономической стачке, призывы к приостановлению работы на соседней фабрике, участие в разгроме ряда квартир высших фабричных служащих и в нанесении побоев.
Понимая, что оправдать своих подзащитных не удастся, Плевако призвал присяжных к милосердию: «Обессиленные физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, они, тем не менее, сами должны искать путь и находить признаки правого и неправого направления.
Справедливо ли требовать от них той выдержки, какую мы носим в наших грудях…Чудные часы предстоит пережить вам, господа судьи. Вы можете при свете милосердия и закона избавить от кар неповинного и ослабить узы несчастных, виноватых не столько злой волей, сколько нерадостными условиями своей жизни».
Абсолютное доверие вызывает положительный образ бескорыстного и принципиального присяжного поверенного, который ради беззаветного служения справедливости и истине готов на многое, он не слушается всемогущего Победоносцева и не боится террористов «Народной воли».
Российский кинозритель получил замечательный фильм про Адвоката Плевако, в котором можно увидеть фигуру успешного защитника прав страждущих и нуждающихся.
Режиссер фильма Алексей Учитель, отвечая на вопрос о важности темы защитника на Петербургском международном экономическом форуме, заявил: «Всегда нужен герой защитник, а сейчас особенно…».
Когда же нет защитника либо есть имитация защиты, то не стоит удивляться произволу и беззаконию, о которых написано еще в Ветхом Завете: «Господь увидел это, и противно было очам его, что нет суда. И видел, что нет человека, и дивился, что нет заступника» (Ис 59.15–16).
Новые серии о настоящем заступнике ждут нас уже в ближайшее время.