Популярные материалы
Зачем готовится адвокатская монополия в судах
В Донецкой Народной Республике активно внедряется КИС АР
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Будущее есть у тех, кто помнит свою историю
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Увеличение страховых взносов экономически не оправдано
О проекте федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс
13 ноября 2019 г. на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен разработанный Минфином России проект федерального закона «О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (ID 02/04/11-19/00097048).
Проект определяет размер страховых взносов, уплачиваемых в том числе адвокатами, в фиксированном размере, на период с 2021 по 2024 г. включительно.
Предлагается установить:
– страховые взносы на обязательное пенсионное страхование «в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, – в фиксированном размере 36 455 рублей за расчетный период 2021 года, 40 433 рубля за расчетный период 2022 года, 43 057 рублей за расчетный период 2023 года, 45 907 рублей за расчетный период 2024 года»;
– «страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – 8763 рубля за расчетный период 2021 года, 9114 рублей за расчетный период 2022 года, 9479 рублей за расчетный период 2023 года, 9858 рублей за расчетный период 2024 года».
Всего фиксированные страховые взносы в сумме составят:
– за 2021 г. – 45 218 рублей;
– за 2022 г. – 49 547 рублей;
– за 2023 г. – 52 536 рублей;
– за 2024 г. – 55 765 рублей.
В Форме сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта со средней степенью регулирующего воздействия, также размещенного на портале, указано, что существует проблема неопределенности положений ст. 430 ч. 2 Налогового кодекса РФ для расчетных периодов 2021–2024 гг. (п. 3.1).
«Негативные эффекты, возникающие в связи с наличием проблемы:
Неопределенность в отношении размера страховых взносов на обязательное социальное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц за расчетные периоды 2021–2024 годов, а также в отношении прогнозирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2021–2024 годах» (п. 3.2, приведен полностью в редакции Формы сводного отчета).
Предложенный способ решения проблемы не связан с появлением рисков (п. 12.1).
В п. 9.9 Формы имеется ссылка на финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона. Однако на портале он не размещен. В связи с этим проверить обоснованность увеличения страховых взносов не представляется возможным.
Уместным будет продемонстрировать историческую динамику изменений размера страховых взносов:
за 2015 г.: 18 610 + 3650,58 = 22 260,58* 100% / 300 000 = 7,42%
за 2016 г.: 19 356 + 3796,85 = 23 152,85 * 100% / 300 000 = 7,718%
за 2017 г.: 23 400 + 4590 = 27 990 * 100% / 300 000 = 9,33%
за 2018 г.: 26 545 + 5840 = 32 385 * 100% / 300 000 = 10,795%
за 2019 г.: 29 354 + 6884 = 36 238 * 100% / 300 000 = 12,079%
с 2020 г.: 32 448 + 8426= 40 874 * 100% / 300 000 = 13,624%
Федеральный законодатель регулярно пересматривает размер фиксированных платежей. Вместе с тем сумма, на которую исчисляются эти платежи, остается неизменной – 300 000 рублей. С 2015 по 2020 г. ставка выросла почти в два раза. При этом доход, с которого исчисляются страховые взносы (300 000 рублей), не менялся.
Предлагаемый проект делает ставку еще выше:
– за 2021 г.: 36 455 + 8763 = 45 218 * 100% / 300 000 = 15,07%
– за 2022 г.: 40 433 + 9114 = 49 547 * 100% / 300 000 = 16,51%
– за 2023 г.: 43 057 + 9479 = 52 536* 100% / 300 000 = 17,51%
– за 2024 г.: 45 907 + 9858 = 55 765 * 100% / 300 000 = 18,59%
Такой подход нельзя назвать ни экономически оправданным, ни справедливым. Если и говорить об обоснованности ежегодного повышения страховых взносов, то правильным было бы и одновременное увеличение суммы дохода с сохранением первоначальной ставки (7,42%). Тогда сумма должна составлять не 300 000 рублей, а в 2021 г. – 609 407 рублей (45 218*100%/7,42%), 2022 г. – 688 153 рубля, 2023 г. – 729 667 рублей, 2024 г. – 774 514 рублей.
Очевидно, что законопроект нуждается в доработке в этой части, а возможно, и не только в этой. Срок проведения публичного обсуждения заканчивается 3 декабря 2019 г. Желающие могут зарегистрироваться на портале и высказать свое мнение, а также проголосовать.