Популярные материалы

«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
25 января 2024 г.
Михаил Михайлов
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
В благотворительных акциях Адвокатской палаты Брянской области ведущую роль играют молодые адвокаты
Ольга Руденко
Член Совета ФПА РФ, президент АП Ставропольского края

Удачная форма ранней профориентации школьников

8 декабря 2022 г.

Конкурс учебных судов планируется проводить каждый год


В ноябре – декабре 2022 г. Адвокатская палата Ставропольского края впервые координировала в Ставропольском крае муниципальный и региональный этапы Конкурса учебных судов, который традиционно проводится Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургского (Центр правового и гражданского образования «Живое право»).

Главная его цель – отработка практических навыков анализа, аргументации и публичного выступления, а также поддержка талантливых школьников.

Участники воссоздали упрощенную модель судебного заседания, в рамках которого выступили в качестве адвокатов и прокуроров в учебном деле «О виртуальном мече». Обсуждались обстоятельства уголовного дела о хищении одним из игроков в виртуальной реальности игровых аксессуаров у другого игрока. В деле поднимаются вопросы гражданского и уголовного права.

Опыт проведения конкурса мы оценили как исключительно удачный и рекомендовали бы его к распространению во всех палатах в качестве формы ранней профориентации школьников, а также способа глубокого погружения в профессию для студентов юридических вузов, которые были непосредственно задействованы в организации мероприятия.

Сам процесс организации конкурса до подведения его итогов занял шесть недель. За месяц до муниципального этапа на ресурсах АПСК была опубликована информация о наборе команд для участия в конкурсе. Мы ставили себе целью обеспечить участие 12 составов команд по шесть школьников, ровно такое количество заявок поступило.

Здесь необходимо отметить, что серьезная работа была проведена уже на этапе набора: проводились информационные встречи на разных уровнях – в школах и в кружках правоведения, а также общая установочная встреча всех участников. Информация о наборе распространялась в родительских чатах и среди учителей. Основная масса заявок поступила от детей, посещающих занятия Школы «Юный правовед» Юридического института Северо-Кавказского федерального университета (далее – ЮИ СКФУ). Несколько команд были собраны усилиями адвокатов – членов Совета молодых адвокатов АПСК из числа школьников города Ставрополя и Ставропольского края, в том числе одна команда – из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За две недели до конкурса команды получили материалы учебного дела и приступили к подготовке. На этом этапе произошли замены первоначальных составов команд примерно на 30%, так как, ознакомившись с учебным материалом, многие школьники вышли из участия в конкурсе или заменились на детей, имеющих большую мотивацию в юриспруденции. Замены в командах происходили вплоть до последних суток перед муниципальным этапом конкурса и в конечном итоге к этому моменту наиболее мотивированные команды прошли первое испытание: кто-то сплотился, а кто-то не вышел в региональный этап. При этом причины, по которым некоторые команды не прошли на следующий уровень, были оценены нами, скорее, как организационные и не связанные со способностями детей. Полные или частичные замены, либо отсутствие в некоторых командах кураторов-адвокатов или юристов значительно уменьшили вероятность выхода в региональный этап. Из этого следует вывод о том, что для качественной подготовки к конкурсу необходимо создание команд и проведение тренировочных игр в школах до объявления муниципального этапа конкурса. Это большая работа, которую возможно организовать силами энтузиастов при поддержке заинтересованных родителей-адвокатов и юристов, и мы будем это иметь в виду для подготовки конкурса в следующем году.

С точки зрения организации этапов конкурса успех мероприятия был достигнут главным образом за счет соединения ресурсов АПСК и ЮИ СКФУ, причем как материальных, так и человеческих.

Так, адвокаты, преимущественно из числа членов Совета молодых адвокатов АПСК, были задействованы в качестве кураторов групп школьников, проводили тренировочные встречи с ними, поддерживали и консультировали участников команд. В каждом судейском составе, количество которых было равно количеству участвующих команд, участвовал по меньшей мере один адвокат, а также один преподаватель кафедр гражданского права и процесса, уголовного права и процесса, юридического сопровождения бизнеса и истории государства и права, один – два студента старших курсов ЮИ СКФУ.

Конкурс проходил две субботы подряд в просторных аудиториях СКФУ, в которых учебные суды проводились одновременно. В мероприятии приняли участие в общей сложности около 140 участников, включая участников, учителей, кураторов, преподавателей и студентов ЮИ СКФУ, лингвистов, адвокатов и юристов.

Команды смогли проявить себя в творчестве – самостоятельно создали собственную символику, включавшую элементы знака адвоката и логотипа СКФУ и их собственные символы.

Особенностью муниципального этапа конкурса было участие в нем двух команд юниоров, а это школьники младших и средних классов, самым младшим из которых был ученик 2-го класса. По результатам участия в конкурсе дети получили наборы шоколада с логотипами всех команд, участвующих в конкурсе.

Изначально конкурсом не было предусмотрено формирование составов команд, выступающих на английском языке, однако здесь встретились и пожелания организаторов, и наличие желающих принять участие в конкурсе. Поэтому для этой категории было организовано соревнование с участием в качестве судей и прокурора преподавателей и студентов, владеющих английским языком.

Все вышедшие в региональный этап конкурса и принявшие в нем участие получили дипломы участников и благодарственные письма организаторов, а также ценные призы – полезные гаджеты с логотипами организаторов, подборку художественной литературы на юридическую тематику. Кроме того, школьники и преподаватели ЮИ СКФУ приглашены на премьеру Театральной студии Адвокатской палаты Ставропольского края «Тот самый Мюнхгаузен». А те, кто был отмечен как лучший оратор муниципального этапа, получили подарочные сертификаты на участие в мастер-классе по ораторскому искусству в Школе адвоката Адвокатской палаты Ставропольского края.

Участие в конкурсе не предусматривало оргвзносов, но в то же время проезд, проживание, питание команд-участников муниципального и регионального этапов оплачивалось родителями участников. Бюджет мероприятия для АПСК – разумный и позволяет планировать подобные мероприятия на регулярной основе один раз в год.

Поделиться