Популярные материалы

Научная работа – возможность внести вклад в развитие юридической мысли и практики
6 мая 2025 г.
Сергей Заика
Научная работа – возможность внести вклад в развитие юридической мысли и практики
Для того чтобы минимизировать ошибки адвокатов-защитников из-за ненадлежащего применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, необходимо комплексно подходить к вопросу повышения профессионализма
«Судят реже и хуже»: присяжные стали рассматривать меньше дел
28 апреля 2025 г.
Сергей Насонов
«Судят реже и хуже»: присяжные стали рассматривать меньше дел
Статистика уголовных дел, которые рассматривают присяжные, удивила специалистов
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
16 апреля 2025 г.
Виктор Буробин
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
В 2025 году планируется открытие первой бесплатной электронной юридической библиотеки «ЮСТЕКА»
Избавимся от мошенников
15 апреля 2025 г.
Светлана Володина
Избавимся от мошенников
Президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина – о реформе рынка юридических услуг
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
4 апреля 2025 г.
Нвер Гаспарян
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
20 марта отметил юбилей заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ, член Совета АП Ставропольского края Нвер Саркисович Гаспарян
Ольга Руденко
Член Совета ФПА РФ, президент АП Ставропольского края

Удачная форма ранней профориентации школьников

8 декабря 2022 г.

Конкурс учебных судов планируется проводить каждый год


В ноябре – декабре 2022 г. Адвокатская палата Ставропольского края впервые координировала в Ставропольском крае муниципальный и региональный этапы Конкурса учебных судов, который традиционно проводится Санкт-Петербургским институтом права имени Принца П.Г. Ольденбургского (Центр правового и гражданского образования «Живое право»).

Главная его цель – отработка практических навыков анализа, аргументации и публичного выступления, а также поддержка талантливых школьников.

Участники воссоздали упрощенную модель судебного заседания, в рамках которого выступили в качестве адвокатов и прокуроров в учебном деле «О виртуальном мече». Обсуждались обстоятельства уголовного дела о хищении одним из игроков в виртуальной реальности игровых аксессуаров у другого игрока. В деле поднимаются вопросы гражданского и уголовного права.

Опыт проведения конкурса мы оценили как исключительно удачный и рекомендовали бы его к распространению во всех палатах в качестве формы ранней профориентации школьников, а также способа глубокого погружения в профессию для студентов юридических вузов, которые были непосредственно задействованы в организации мероприятия.

Сам процесс организации конкурса до подведения его итогов занял шесть недель. За месяц до муниципального этапа на ресурсах АПСК была опубликована информация о наборе команд для участия в конкурсе. Мы ставили себе целью обеспечить участие 12 составов команд по шесть школьников, ровно такое количество заявок поступило.

Здесь необходимо отметить, что серьезная работа была проведена уже на этапе набора: проводились информационные встречи на разных уровнях – в школах и в кружках правоведения, а также общая установочная встреча всех участников. Информация о наборе распространялась в родительских чатах и среди учителей. Основная масса заявок поступила от детей, посещающих занятия Школы «Юный правовед» Юридического института Северо-Кавказского федерального университета (далее – ЮИ СКФУ). Несколько команд были собраны усилиями адвокатов – членов Совета молодых адвокатов АПСК из числа школьников города Ставрополя и Ставропольского края, в том числе одна команда – из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

За две недели до конкурса команды получили материалы учебного дела и приступили к подготовке. На этом этапе произошли замены первоначальных составов команд примерно на 30%, так как, ознакомившись с учебным материалом, многие школьники вышли из участия в конкурсе или заменились на детей, имеющих большую мотивацию в юриспруденции. Замены в командах происходили вплоть до последних суток перед муниципальным этапом конкурса и в конечном итоге к этому моменту наиболее мотивированные команды прошли первое испытание: кто-то сплотился, а кто-то не вышел в региональный этап. При этом причины, по которым некоторые команды не прошли на следующий уровень, были оценены нами, скорее, как организационные и не связанные со способностями детей. Полные или частичные замены, либо отсутствие в некоторых командах кураторов-адвокатов или юристов значительно уменьшили вероятность выхода в региональный этап. Из этого следует вывод о том, что для качественной подготовки к конкурсу необходимо создание команд и проведение тренировочных игр в школах до объявления муниципального этапа конкурса. Это большая работа, которую возможно организовать силами энтузиастов при поддержке заинтересованных родителей-адвокатов и юристов, и мы будем это иметь в виду для подготовки конкурса в следующем году.

С точки зрения организации этапов конкурса успех мероприятия был достигнут главным образом за счет соединения ресурсов АПСК и ЮИ СКФУ, причем как материальных, так и человеческих.

Так, адвокаты, преимущественно из числа членов Совета молодых адвокатов АПСК, были задействованы в качестве кураторов групп школьников, проводили тренировочные встречи с ними, поддерживали и консультировали участников команд. В каждом судейском составе, количество которых было равно количеству участвующих команд, участвовал по меньшей мере один адвокат, а также один преподаватель кафедр гражданского права и процесса, уголовного права и процесса, юридического сопровождения бизнеса и истории государства и права, один – два студента старших курсов ЮИ СКФУ.

Конкурс проходил две субботы подряд в просторных аудиториях СКФУ, в которых учебные суды проводились одновременно. В мероприятии приняли участие в общей сложности около 140 участников, включая участников, учителей, кураторов, преподавателей и студентов ЮИ СКФУ, лингвистов, адвокатов и юристов.

Команды смогли проявить себя в творчестве – самостоятельно создали собственную символику, включавшую элементы знака адвоката и логотипа СКФУ и их собственные символы.

Особенностью муниципального этапа конкурса было участие в нем двух команд юниоров, а это школьники младших и средних классов, самым младшим из которых был ученик 2-го класса. По результатам участия в конкурсе дети получили наборы шоколада с логотипами всех команд, участвующих в конкурсе.

Изначально конкурсом не было предусмотрено формирование составов команд, выступающих на английском языке, однако здесь встретились и пожелания организаторов, и наличие желающих принять участие в конкурсе. Поэтому для этой категории было организовано соревнование с участием в качестве судей и прокурора преподавателей и студентов, владеющих английским языком.

Все вышедшие в региональный этап конкурса и принявшие в нем участие получили дипломы участников и благодарственные письма организаторов, а также ценные призы – полезные гаджеты с логотипами организаторов, подборку художественной литературы на юридическую тематику. Кроме того, школьники и преподаватели ЮИ СКФУ приглашены на премьеру Театральной студии Адвокатской палаты Ставропольского края «Тот самый Мюнхгаузен». А те, кто был отмечен как лучший оратор муниципального этапа, получили подарочные сертификаты на участие в мастер-классе по ораторскому искусству в Школе адвоката Адвокатской палаты Ставропольского края.

Участие в конкурсе не предусматривало оргвзносов, но в то же время проезд, проживание, питание команд-участников муниципального и регионального этапов оплачивалось родителями участников. Бюджет мероприятия для АПСК – разумный и позволяет планировать подобные мероприятия на регулярной основе один раз в год.

Поделиться