Популярные материалы

Чему не учат в вузах
22 июля 2021 г.
Максим Семеняко
Чему не учат в вузах
Санкт-Петербургский институт адвокатуры специализируется на прикладной тематике
Мошенники с «громкими» именами
Вымогая деньги у граждан, злоумышленники все чаще представляются сотрудниками известных юридических компаний
Сергей Краузе
5 июля 2021 г.
Адвокат должен работать спокойно, не «наступая на грабли»
О тренинге по защите профессиональных прав адвокатов
Живое общение ничем не заменишь!
2 июля 2021 г.
Светлана Володина
Живое общение ничем не заменишь!
Адвокат должен знать не только судебную практику, но и жизнь, а для этого ему необходимы широкий кругозор и быстрая реакция
До сегодняшнего момента адвокатура остается территорией настоящей независимости
17 июня 2021 г.
Юрий Пилипенко
До сегодняшнего момента адвокатура остается территорией настоящей независимости
Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко ответил на вопросы «АГ» о современном состоянии российской адвокатуры и ее перспективах
Сергей Макаров
Советник ФПА РФ, адвокат АПМО, медиатор, доцент Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.

Стажировке – да! Продолжение темы

24 декабря 2019 г.

О необходимости изменения законодательного регулирования стажировки


В предыдущем материале я высказался за сохранение и развитие стажировки и призвал всех нас, практикующих адвокатов, особенно адвокатов с заметным стажем и опытом профессиональной деятельности, не только не отказываться от руководства стажировкой, но и активнее предлагать и проводить такое руководство.

Но когда писал этот призыв, прекрасно понимал, что есть очень важное объективное препятствие для его осуществления. Вижу его в крайне неудачном законодательном регулировании стажировки. В действующем Законе об адвокатуре предусмотрено, что и стажер адвоката, и помощник адвоката осуществляют свою деятельность на основании трудового договора; в принимаемых сейчас изменениях в Закон суть этого положения сохраняется в неизменном виде. Однако если в отношении помощника адвоката это совершенно обоснованно, поскольку он работает помощником, то в отношении стажера адвоката это абсолютно нелогично, поскольку он учится, точнее его учат. Не должен же учитель платить ученику за то, что обучает его, напротив – это ученик, обучающийся, должен платить тому, кто его обучает.

Выход из этого правового тупика – в отказе от трудового договора как правовой основы для взаимоотношений между стажером, его патроном, адвокатским образованием и адвокатской палатой и замена его иным договором (например – ученическим), и в связи с этим – обязательное введение платности стажировки.

Понимаю, что предложение ввести платность стажировки вызовет критику. Но, во-первых, в данном случае платность по вышеуказанной причине логична, во-вторых, то, что дается бесплатно, зачастую не ценится, и стажировка может стать формальностью. А если за обучение придется заплатить, то очевидно, что оно будет цениться.

Разумеется, платность стажировки предполагает высокий уровень ее проведения. Руководитель стажировки (патрон) должен будет и передать обучаемому им стажеру максимум теоретических знаний (по организации адвокатуры, по организации адвокатской деятельности, по сущности деятельности адвоката при оказании различных видов юридической помощи, включая осуществление защиты и представительства в различных судопроизводствах и – что имеет первостепенную важность – по адвокатской этике), и обучить стажера максимуму профессиональных навыков (по общению и в целом по взаимоотношению с доверителем, по соблюдению адвокатской тайны, по подготовке профессиональных документов, включая процессуальные документы, по ведению адвокатского досье и другим вопросам делопроизводства и пр.). То есть патрон должен будет максимально подготовить стажера к самостоятельному ведению адвокатской практики.

Специально так многократно упоминаю слова с корнем «максимум», чтобы подчеркнуть: задачей патрона при таком – платном – принципе прохождения стажировки будет подготовка стажера к осуществлению им будущей адвокатской деятельности на высшем уровне. Не все нынешние руководители стажировки способны так качественно подготовить стажера. Иногда слышу совершенно обоснованные сетования, что стажеры определенного патрона из года в год не могут сдать квалифэкзамен. Значит, этот патрон как-то неправильно организует процесс прохождения стажировки. А ведь даже сейчас, при нынешней крайне нелогичной схеме стажировки, предполагающей, что стажер мало того, что учится, но и формально должен получать зарплату, все равно руководители стажировки должны выполнять свои обязанности качественно.

Однако мы – адвокаты, и мы обязаны воспринимать закон таким, какой он есть, и исполнять его, даже если он кажется нам нелогичным. Dura lex sed lex. Но остается все-таки надежда, что если мы будем обсуждать этот вопрос, и обсуждать широко, то наше обсуждение будет услышано и воспринято законодателем, что повлечет внесение в Закон об адвокатуре необходимых изменений.

Поделиться