Популярные материалы

Сергей Макаров
2 июня 2023 г.
Адвокатский запрос – по Стандарту
Применение статусного права на получение информации в рамках оказания правовой помощи детализировано
Юрий Пилипенко
29 мая 2023 г.
Контуры «цифрового» адвоката
Адвокатам уже сегодня необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы приобрести новые навыки и закрепить имеющиеся у них способности
Нвер Гаспарян
19 мая 2023 г.
Потерпевшая, а не подсудимая
Тезисы речи в прениях в защиту адвоката Дианы Ципиновой, обвиняемой в применении насилия в отношении полицейского
Юрий Пилипенко
17 мая 2023 г.
Мы на правильном пути
В цифровом платформенном мире можно оставаться независимым, только имея собственную платформу
Подводя итоги
16 мая 2023 г.
Светлана Володина
Подводя итоги
Президент ФПА РФ Светлана Володина рассказала об участии представителей адвокатского сообщества в XI Петербургском международном юридическом форуме
Владимир Мельников
Вице-президент АП Приморского края

Сокращать дистанцию между гражданином и адвокатом

20 июля 2017 г.

О расширении категорий граждан, имеющих право на получение БЮП



26 июня 2017 г. Министерство юстиции РФ провело очередную видеоконференцию по вопросам реализации Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон о БЮП) и Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре). Подобные видеоконференции позволяют участникам обсудить назревшие проблемы и взять на вооружение интересный опыт своих коллег.

Я выступил с докладом «О роли адвокатского сообщества Приморского края в реализации законодательства в сфере оказания бесплатной юридической помощи». Отметив в очередной раз избыточность документов, которые адвокаты обязаны представлять в государственный орган для получения оплаты за свой труд, я обратил внимание на явно недостаточное правовое информирование и правовое просвещение населения (ст. 28 Закона о БЮП).

Полагаю, что органы местного самоуправления должны активно информировать граждан о действии государственной системы бесплатной юридической помощи (далее – БЮП). Ведь многие граждане даже не знают о наличии у них права на получение БЮП. Размещать такую информацию в традиционных СМИ необходимо регулярно, но платить немалые суммы Адвокатская палата не в состоянии. Мы ищем незатратные и имеющие доступ к широким слоям населения технологии.

Адвокатская палата Приморского края (далее – АППК) по договоренности с одной из управляющих компаний г. Владивостока бесплатно опубликовала информацию о БЮП на квитанции по оплате коммунальных услуг. К такой работе необходимо подключать все управляющие компании и тогда вопрос информирования населения о БЮП в значительной мере будет решен.

Адвокаты Приморского края достаточно успешно участвуют в оказании бесплатной юридической помощи гражданам в рамках государственной системы оказания БЮП. Государственное юридическое бюро в крае даже не создано. Эти факты были отмечены в ходе видеоконференции.
Адвокаты ведут прием в офисах адвокатских образований, по месту нахождения районных обществ инвалидов. Для оказания бесплатной юридической помощи в 2015 г. адвокаты выезжали в ряд сел Уссурийского муниципального района, пострадавших от тайфуна, а в 2016 г. – к жителям Чугуевского муниципального района, невзгоды которым принес тайфун «Лайонрок».

Субсидии на оплату труда адвокатов поступают в АППК в установленные сроки и в полном объеме. Общая сумма, выплаченная адвокатам за оказание БЮП в 2016 г., составила – 961 244 руб., за 2015 г. – 1 733 431,40 руб.

Бюджетом края финансирование БЮП на 2017 г. закреплено в размере 2 991 000 руб.
Поэтому большой интерес у меня вызвала прозвучавшая в ходе видеоконференции информация о немалых расходах на содержание созданных в ДФО государственных юридических бюро: они не сопоставимы с расходами, которые несет бюджет, например, Приморского края, по оплате труда и компенсации расходов (расходы на приобретение правовой литературы, на канцелярские товары и др.) адвокатов – участников государственной системы БЮП.

Данное обстоятельство, однако, не меняет нашу позицию о необходимости увеличения размера оплаты труда адвокатов, занятых в системе БЮП.

За время действия Закона о БЮП АППК совместно с Управлением Министерства юстиции РФ по Приморскому краю несколько раз, но пока безуспешно ставили перед региональными органами власти вопрос о расширении категорий граждан, имеющих право на получение БЮП, и перечня правовых случаев оказания такой помощи. Основания непринятия нашей позиции: АППК должна предоставить данные мониторинга, подтверждающие необходимость таких изменений; дефицит краевого бюджета.

Конечно, соответствующие изменения все же вносились в краевое законодательство, но это было связано с изменением федерального законодательства.

На вышеуказанную проблему, как и в целом на развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, необходимо посмотреть через призму основных принципов оказания бесплатной юридической помощи, закрепленных в ст. 5 Закона о БЮП.

Разве социально справедливым является отсутствие в законе права на бесплатную юридическую помощь такой категории граждан, как ветераны труда (федерального и регионального значений)? Это право граждане заслужили своим многолетним честным трудом на благо всех. Можно предположить, что социальный эффект от внесения соответствующих изменений в закон будет заметным.

Исходя из нашей практики, мы можем сделать вывод, что расширение перечня категорий граждан и случаев оказания БЮП не повлечет увеличения расходов регионального бюджета: в течение двух лет ежегодно около двух миллионов рублей, выделенных на оказание БЮП, остаются не израсходованными.

В адвокатском сообществе обсуждается предложение о введении так называемой двухуровневой системы оказания бесплатной юридической помощи: после документального подтверждения гражданином права на получение БЮП сотрудник социального отдела органа власти выдает ему направление для обращения к адвокату. Все это выглядит очень технологично. Но с точки зрения реализации принципа доступности юридической помощи преимущества такого подхода не столь очевидны: путь гражданина до адвоката увеличивается.

Необходимо учесть также и то обстоятельство, что адвокаты зачастую не отказывают в предоставлении БЮП гражданам, даже если те такого права не имеют. Да и не всегда сотрудники социальных служб органов власти, как правило, не имеющие юридического образования, могут правильно определить, включен ли вопрос гражданина или нет в перечень, который установлен п. 2 ст. 20 Закона о БЮП.

А для адвоката не является проблемой и не отнимает много времени проверка наличия у гражданина права на получение бесплатной юридической помощи.

По крайней мере, двухуровневая система оказания БЮП не должна быть единой для всех регионов.
С учетом сложившейся в стране экономической ситуации и в целях поддержания социальной стабильности в обществе государство на федеральном и региональном уровнях должно сделать еще один шаг вперед для расширения перечня категорий граждан, имеющих право на получение БЮП (в первую очередь в этот перечень должны быть включены ветераны труда).

Со своей стороны адвокатское сообщество, заинтересованное в дальнейшем развитии БЮП, должно не увеличивать, а сокращать дистанцию между гражданином и адвокатом – участником БЮП и поддерживать адвокатов, оказывающих БЮП.

Возможно, назрела необходимость обсуждения вопроса о введении награды ФПА РФ для наиболее успешных адвокатов – участников БЮП и системы pro bono. Может быть, даже с включением в эту номинацию (или отдельно) адвокатов, доказавших свой высокий профессионализм адвокатов-защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда.

Публично показывая свои успехи в работе по назначению, адвокатура могла бы таким образом убедительно выступить в глазах тех, кто видит участие адвокатов в работе по назначению лишь в черном цвете и фокусирует внимание общества только на проблемах адвокатуры.
Поделиться