Популярные материалы

«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
25 января 2024 г.
Михаил Михайлов
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
В благотворительных акциях Адвокатской палаты Брянской области ведущую роль играют молодые адвокаты
Светлана Володина
Президент ФПА РФ, кандидат юридических наук

Сделать адвокатов сильнее и успешнее

22 ноября 2017 г.

О подготовке проекта Стандарта повышения квалификации адвокатов



Не успели затихнуть страсти по Стандарту осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, принятому VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г., как была создана рабочая группа по подготовке Стандарта повышения квалификации. Хотелось бы поделиться информацией о ее работе.

Уже 10 лет действует Положение о единой методике профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, утвержденное Советом ФПА РФ. Эта методика создала общую модель систематического обучения и содержит блоки: категории обучающихся, виды и формы повышения квалификации, необходимое количество часов профессионального обучения, возможности их учета и контроля профессиональной подготовки. Под повышением квалификации адвоката мы понимаем совершенствование как теоретической, так и практической составляющей нашей деятельности.

Концепция современного Стандарта, основываясь на уже зарекомендовавших себя вариантах профессиональной подготовки и в то же время расширяя возможности каждого адвоката, предлагает сообществу новые модели, прежде всего дистанционное обучение.

Первое из направлений повышения квалификации, включаемых рабочей группой в проект Стандарта, – это всероссийские вебинары, проводимые ФПА РФ ежемесячно, не только с возможностью подключения для всех адвокатов России, но и с обратной связью.

Отдельного внимания заслуживают очно-дистанционные курсы обучения на платформе Программы HELP Совета Европы, проводимые при поддержке ФПА РФ. Высокий уровень подготовки новой группы по обучению навыкам работы адвоката в суде присяжных это ярко продемонстрировал.

Второе направление – подписка на «Новую адвокатскую газету», ставшую главным источником информации об адвокатах и для адвокатов.

Следует отметить, что эти две модели дают новый уровень доступности, гибкости и открытости получения и усвоения необходимой информации. Возможность обучения в любом месте и в любое время делает их современными и своевременными, а значит незаменимыми. Соглашусь с тезисом, что дистанционное профессиональное обучение позволяет реализовать несколько основных принципов современного образования: «образование для всех», «образование через всю жизнь», «образование для себя».

Третье – что осталось и всегда будет востребованным – тематические очные лекции по проблемам формирования и реализации позиции адвоката в том или ином виде процесса или категории дела. На таких лекциях можно в концентрированном виде получить новости правоприменения, узнать эффективные пути решения поставленных перед адвокатами задач. Флагманом и в этом направлении остается ФПА РФ, но не стоит недооценивать роль палат субъектов РФ и тех курсов повышения квалификации, которые созданы и будут еще создаваться на местах.

Четвертое – Высшие курсы повышения квалификации ФПА РФ при Российской академии адвокатуры и нотариата (РААН). Они по-прежнему остаются востребованными и злободневными, обучая строго по специализациям и сложившимся адвокатским практикам, используя не только лекционные, но и все интерактивные методы.

Нетрадиционной формой профессионального становления являются также конференции и конгрессы. Ярким примером служит VIII всероссийская конференция ФПА РФ «Адвокатура.Государство.Общество». Не сомневаюсь, что новой ступенью объединения и совершенствования молодой адвокатуры России станет Конгресс молодых адвокатов.

Если говорить о молодых адвокатах, то они потребность в обучении реализуют с помощью профессионального тренинга, дискуссий, ролевых игр, которые позволяют сконцентрировано научиться решать конкретные задачи – писать апелляционную жалобу, ставить перед экспертом вопросы, выступать в прениях, вести переговоры, участвовать в суде присяжных.

Для стажеров по действующей методике отдельной программы не предусматривается, но время стажировки они используют в первую очередь для того чтобы сформировать себя как адвоката и только во вторую очередь – для подготовки к сдаче экзаменов.

Объясню почему. Стажеры приходят с разным уровнем юридических знаний, ставить себе задачу их выравнять – бесперспективно: возможный разрыв иногда непреодолим. Поэтому нужно ставить задачу приблизить их, имеющих разный уровень, к пониманию, что такое практическая адвокатская деятельность, показать этические ориентиры, подготовить к самостоятельной деятельности. Ну и главное – это социальное взросление в профессиональной среде. Вообще, умение находиться в профессиональной среде – задача достаточно сложная, но имеющая огромное значение для выстраивания ориентиров собственного совершенствования.

Как готовить стажеров? Что лучше: общая программа или индивидуальный подход? Мне кажется, что перед нашим сообществом стоит цель из, как правило, молодых и желающих учиться сделать специалистов, самостоятельно решающих юридические задачи и готовых отвечать за полученный результат. А для этого нужно, чтобы стажер освоил способы разрешения юридических конфликтов, получил навыки процессуальных действий и знания правил поведения в процессе, до процесса и после него.

Соглашусь с мнением С.Л. Арии: то, что плохо для общечеловеческой этики, не может быть хорошо для профессиональной. Поэтому во время стажировки нужно активно прививать стажерам правила хорошего тона в профессии.

Но начинать их обучение следует с азов – как консультировать, вернее, как не консультировать. И при этом, конечно, преподавать им основы письменного консультирования и составления правовых заключений. Затем они должны узнать, как изучать дело, искать, получать и использовать дополнительную информацию, составлять запрос, вести досье, читать, применять и в определенных случаях оспаривать закон. Не случайно ФПА РФ перевела вектор проверки готовности на статус адвоката в практически применимое русло юридических знаний – стажировка не должна подменять собой магистратуру, дающую высшее образование по одному из направлений.

Следующий важный шаг профессионального становления делают претенденты, успешно сдавшие квалификационные экзамены. Они рвутся в бой, недопонимая, что силы еще не равны. Конечно, для них важно все, начиная с умения договариваться, то есть с навыков заключения соглашения об оказании конкретной юридической помощи и навыков конкретных процессуальных шагов, в частности определенных стандартом об уголовной защите.

В это время происходит переход от ученических и совместных процессуальных решений к самостоятельной деятельности и формируются четкие рубежи ответственности перед доверителем и перед сообществом. Это переход от общих норм о том, «что такое хорошо» к решению конкретных этических задач, формирующих так называемые традиции в адвокатуре.

И еще в этот период очень важно не просто приобрести навыки участия в процессе, обжалования процессуальных действий и актов, но и усвоить правила формирования и реализации правовой позиции. Ну, и конечно, в этом время уже закладываются «зачатки» специализации. На примерах ведения той или иной категории дел необходимо овладеть пониманием, что такое «брод» в юриспруденции.

Затем очень важно овладеть пониманием специальных знаний и форм их применения, не говоря уже об искусстве ведения допроса. Не уверена, что есть темы, которые не пригодятся в профессии, любая дает толчок к саморазвитию.

А дальше – переход уже на профессиональный уровень. Он полностью зависит от того, занимается ли он «общетерапевтической» практикой или конкретным направлением, какие у него задачи и ориентиры, какую планку он сам себе задает. А наша цель на этом этапе – показать, что такая планка есть, что ее можно и нужно преодолевать, одновременно поднимая ее выше.

Новый Стандарт будет направлен именно на это, а о количестве часов рабочая группа договорится. Задача одна – сделать адвокатов сильнее и успешнее. И она решаема.
Поделиться