Популярные материалы

Татьяна Бутовченко
23 августа 2019 г.
Последствия «фейковой» юридической помощи
О недопустимости поиска дополнительной личной выгоды в системе субсидируемой юридической помощи
Нвер Гаспарян
23 августа 2019 г.
Удалять нельзя, оставить
Об удалении адвокатов из зала судебного заседания
Юрий Новолодский
21 августа 2019 г.
Замечания за любые возражения
Об удалении адвоката из судебного процесса
Вадим Клювгант
21 августа 2019 г.
И не играть словами
Ответ на статью Максима Никонова о механизме реагирования адвокатских палат на удаление защитников
Борис Золотухин
21 августа 2019 г.
Защита адвокатов от нападок извне и изнутри
Заметки на полях своего же выступления о нарушении прав адвокатов
Светлана Володина
Вице-президент ФПА РФ, вице-президент АП Московской области

Сделать адвокатов сильнее и успешнее

22 ноября 2017 г.

О подготовке проекта Стандарта повышения квалификации адвокатов



Не успели затихнуть страсти по Стандарту осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве, принятому VIII Всероссийским съездом адвокатов 20 апреля 2017 г., как была создана рабочая группа по подготовке Стандарта повышения квалификации. Хотелось бы поделиться информацией о ее работе.

Уже 10 лет действует Положение о единой методике профессиональной подготовки и переподготовки адвокатов, утвержденное Советом ФПА РФ. Эта методика создала общую модель систематического обучения и содержит блоки: категории обучающихся, виды и формы повышения квалификации, необходимое количество часов профессионального обучения, возможности их учета и контроля профессиональной подготовки. Под повышением квалификации адвоката мы понимаем совершенствование как теоретической, так и практической составляющей нашей деятельности.

Концепция современного Стандарта, основываясь на уже зарекомендовавших себя вариантах профессиональной подготовки и в то же время расширяя возможности каждого адвоката, предлагает сообществу новые модели, прежде всего дистанционное обучение.

Первое из направлений повышения квалификации, включаемых рабочей группой в проект Стандарта, – это всероссийские вебинары, проводимые ФПА РФ ежемесячно, не только с возможностью подключения для всех адвокатов России, но и с обратной связью.

Отдельного внимания заслуживают очно-дистанционные курсы обучения на платформе Программы HELP Совета Европы, проводимые при поддержке ФПА РФ. Высокий уровень подготовки новой группы по обучению навыкам работы адвоката в суде присяжных это ярко продемонстрировал.

Второе направление – подписка на «Новую адвокатскую газету», ставшую главным источником информации об адвокатах и для адвокатов.

Следует отметить, что эти две модели дают новый уровень доступности, гибкости и открытости получения и усвоения необходимой информации. Возможность обучения в любом месте и в любое время делает их современными и своевременными, а значит незаменимыми. Соглашусь с тезисом, что дистанционное профессиональное обучение позволяет реализовать несколько основных принципов современного образования: «образование для всех», «образование через всю жизнь», «образование для себя».

Третье – что осталось и всегда будет востребованным – тематические очные лекции по проблемам формирования и реализации позиции адвоката в том или ином виде процесса или категории дела. На таких лекциях можно в концентрированном виде получить новости правоприменения, узнать эффективные пути решения поставленных перед адвокатами задач. Флагманом и в этом направлении остается ФПА РФ, но не стоит недооценивать роль палат субъектов РФ и тех курсов повышения квалификации, которые созданы и будут еще создаваться на местах.

Четвертое – Высшие курсы повышения квалификации ФПА РФ при Российской академии адвокатуры и нотариата (РААН). Они по-прежнему остаются востребованными и злободневными, обучая строго по специализациям и сложившимся адвокатским практикам, используя не только лекционные, но и все интерактивные методы.

Нетрадиционной формой профессионального становления являются также конференции и конгрессы. Ярким примером служит VIII всероссийская конференция ФПА РФ «Адвокатура.Государство.Общество». Не сомневаюсь, что новой ступенью объединения и совершенствования молодой адвокатуры России станет Конгресс молодых адвокатов.

Если говорить о молодых адвокатах, то они потребность в обучении реализуют с помощью профессионального тренинга, дискуссий, ролевых игр, которые позволяют сконцентрировано научиться решать конкретные задачи – писать апелляционную жалобу, ставить перед экспертом вопросы, выступать в прениях, вести переговоры, участвовать в суде присяжных.

Для стажеров по действующей методике отдельной программы не предусматривается, но время стажировки они используют в первую очередь для того чтобы сформировать себя как адвоката и только во вторую очередь – для подготовки к сдаче экзаменов.

Объясню почему. Стажеры приходят с разным уровнем юридических знаний, ставить себе задачу их выравнять – бесперспективно: возможный разрыв иногда непреодолим. Поэтому нужно ставить задачу приблизить их, имеющих разный уровень, к пониманию, что такое практическая адвокатская деятельность, показать этические ориентиры, подготовить к самостоятельной деятельности. Ну и главное – это социальное взросление в профессиональной среде. Вообще, умение находиться в профессиональной среде – задача достаточно сложная, но имеющая огромное значение для выстраивания ориентиров собственного совершенствования.

Как готовить стажеров? Что лучше: общая программа или индивидуальный подход? Мне кажется, что перед нашим сообществом стоит цель из, как правило, молодых и желающих учиться сделать специалистов, самостоятельно решающих юридические задачи и готовых отвечать за полученный результат. А для этого нужно, чтобы стажер освоил способы разрешения юридических конфликтов, получил навыки процессуальных действий и знания правил поведения в процессе, до процесса и после него.

Соглашусь с мнением С.Л. Арии: то, что плохо для общечеловеческой этики, не может быть хорошо для профессиональной. Поэтому во время стажировки нужно активно прививать стажерам правила хорошего тона в профессии.

Но начинать их обучение следует с азов – как консультировать, вернее, как не консультировать. И при этом, конечно, преподавать им основы письменного консультирования и составления правовых заключений. Затем они должны узнать, как изучать дело, искать, получать и использовать дополнительную информацию, составлять запрос, вести досье, читать, применять и в определенных случаях оспаривать закон. Не случайно ФПА РФ перевела вектор проверки готовности на статус адвоката в практически применимое русло юридических знаний – стажировка не должна подменять собой магистратуру, дающую высшее образование по одному из направлений.

Следующий важный шаг профессионального становления делают претенденты, успешно сдавшие квалификационные экзамены. Они рвутся в бой, недопонимая, что силы еще не равны. Конечно, для них важно все, начиная с умения договариваться, то есть с навыков заключения соглашения об оказании конкретной юридической помощи и навыков конкретных процессуальных шагов, в частности определенных стандартом об уголовной защите.

В это время происходит переход от ученических и совместных процессуальных решений к самостоятельной деятельности и формируются четкие рубежи ответственности перед доверителем и перед сообществом. Это переход от общих норм о том, «что такое хорошо» к решению конкретных этических задач, формирующих так называемые традиции в адвокатуре.

И еще в этот период очень важно не просто приобрести навыки участия в процессе, обжалования процессуальных действий и актов, но и усвоить правила формирования и реализации правовой позиции. Ну, и конечно, в этом время уже закладываются «зачатки» специализации. На примерах ведения той или иной категории дел необходимо овладеть пониманием, что такое «брод» в юриспруденции.

Затем очень важно овладеть пониманием специальных знаний и форм их применения, не говоря уже об искусстве ведения допроса. Не уверена, что есть темы, которые не пригодятся в профессии, любая дает толчок к саморазвитию.

А дальше – переход уже на профессиональный уровень. Он полностью зависит от того, занимается ли он «общетерапевтической» практикой или конкретным направлением, какие у него задачи и ориентиры, какую планку он сам себе задает. А наша цель на этом этапе – показать, что такая планка есть, что ее можно и нужно преодолевать, одновременно поднимая ее выше.

Новый Стандарт будет направлен именно на это, а о количестве часов рабочая группа договорится. Задача одна – сделать адвокатов сильнее и успешнее. И она решаема.
Поделиться