Популярные материалы

«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
28 марта 2024 г.
Юлия Муллина
«Мы всегда открыты к новым образовательным проектам»
Повышение профессионального уровня в арбитраже будет полезно адвокатам не только для ведения арбитражных разбирательств, но и для судебных процессов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
1 марта 2024 г.
Акиф Бейбутов
Дисциплинарная практика – неотъемлемая форма самоконтроля профессиональной корпорации
Основная задача дисциплинарных органов – выработать единые подходы к оценке действий (бездействия) адвоката в той или иной ситуации
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г.
Юрий Денисов
Работать во благо адвокатуры, во благо людей
1 февраля 2024 г. отмечает профессиональный юбилей президент АП Владимирской области Юрий Васильевич Денисов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
28 января 2024 г.
Алексей Галоганов
Адвокат, воплотивший мечту детства…
К 70-летию Алексея Павловича Галоганова
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
25 января 2024 г.
Михаил Михайлов
Брянская адвокатура – социально ориентированное профессиональное сообщество
В благотворительных акциях Адвокатской палаты Брянской области ведущую роль играют молодые адвокаты
Елена Абрамович
Адвокат филиала «Центр» Ростовской областной коллегии адвокатов имени Д.П. Баранова

Репутация зарабатывается годами, а рушится за один день

22 августа 2022 г.

О доверии к адвокату


Какова основная причина обращений к адвокату? Гражданин обращается к нам, к адвокатам, в надежде, что мы поможем ему решить проблему. Иными словами, адвокат обеспечивает ему базовое чувство безопасности, которое напрямую связано с доверием.

Согласно ст. 5 Кодекса профессиональной этики адвоката обязательные условия формирования доверия к адвокату: профессиональная независимость адвоката, убежденность доверителя в порядочности, честности и добросовестности адвоката.

Кроме того, адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных к подрыву доверия к нему или к адвокатуре. Только лишь о действиях (бездействии), связанных с профессиональным статусом адвоката, идет речь? Отчасти нет.

Доверители любят поговорить «по душам». И таким общением не стоит пренебрегать, поскольку в процессе начинаешь видеть мир глазами доверителей. В том числе такое общение дает возможность и на себя взглянуть глазами другого человека. Это очень интересный опыт.

В прошлом году к нам в филиал обратилась пожилая женщина, только что расторгнувшая соглашение со своим адвокатом. Одной из основных причин было то, что ей казалось, будто дело не двигается с мертвой точки. Однако самым ярким впечатлением от взаимодействия с предыдущим адвокатом явилось то, что, по ее мнению, когда она позвонила ему в пятницу вечером, он был в состоянии алкогольного опьянения.

Таким образом, повышенная тревожность доверителя и отсутствие у адвоката навыка правильно выстраивать личные границы, например, не отвечать на телефонные звонки в пятницу вечером, послужили поводом к утрате доверия. Здесь можно привести множество аргументов в пользу того, что адвокат – тоже человек. Но их не все примут, поэтому, как указано в Кодексе профессиональной этики, необходимо избегать таких ситуаций.

Вспоминается еще один случай из адвокатской практики, когда доверительница обратилась за помощью на стадии апелляционного обжалования. Я тогда только первый год осуществляла адвокатскую деятельность. Приняв на изучение документы по делу и решение суда первой инстанции, я с удивлением отметила, что решение суда первой инстанции состоялось в пользу моей доверительницы. При этом в деле на ее стороне принимала участие опытный, грамотный, известный в городе адвокат.

Разумеется, мне стало любопытно, почему же при таком результате женщина в апелляцию решила пригласить меня, молодую и без опыта. Если бы не искренность доверительницы, я бы вряд ли получила такой полезный урок в начале своей адвокатской карьеры. В ходе нашего откровенного разговора женщина поведала, что процесс взаимодействия с прошлым адвокатом не принес ей ожидаемого удовольствия. Так, адвокат постоянно держала ее в неведении относительно избранной стратегии по делу, игнорировала встречи с ней, оставляла без ответа телефонные звонки. Отсутствие сведений о ходе рассмотрения дела повлекло за собой разрыв доверительных отношений, которые являются ключом к эффективному и успешному взаимодействию между доверителем и адвокатом.

В тот момент я поняла, что результат – не самое главное в деловой коммуникации. Хотя самым популярным вопросом среди доверителей при заключении соглашения по-прежнему остается: «Какие гарантии? У нас получится?». Но и этому есть свое объяснение. Человек хочет знать: «Я в безопасности? Вам можно верить?».

Таким образом, можно выделить следующие компоненты доверия в контексте адвокатской деятельности:

1) Предсказуемость, включающая в себя детальное обсуждение правовой позиции по делу с доверителем, информирование доверителя о датах рассмотрения дела, о результатах судебного разбирательства и пр.

2) Надежность – уверенность доверителя в сохранении адвокатской тайны, принципиальность адвоката, его активная позиция в деле, компетентность, а также его желание и готовность совершенствовать свои знания для эффективного выполнения поручения. Кроме того, профессиональная нагрузка адвоката должна позволять ему выполнить поручение в разумные сроки.

3) Единство (ощущение тождественности адвоката и доверителя) и вера – наличие общих целей и принципов, когда адвокат и доверитель становятся одной командой, где нет больше «я», есть «мы», «наше дело», «наш оппонент».

Отсутствие одного из компонентов в коммуникации адвокат – доверитель может привести к расторжению соглашения об оказании юридической помощи либо к негативной оценке работы адвоката по окончании рассмотрения дела, невзирая на положительный результат.

Тем не менее доверие – двусторонний процесс. Принимая поручение, адвокат бросается в пучину судебной системы и вся опасность в том, что в его руках могут оказаться недостоверные документы и информация, представленные доверителем под видом достоверной. Что делать с этой проблемой?

Кодекс профессиональной этики адвоката указывает нам исходить из презумпции достоверности документов и информации, представленных доверителем, и не проводить их дополнительной проверки. Соответственно, обязанность осуществлять проверку документов и информации, представленных доверителем, на адвоката не возложена. Однако в контексте данной нормы считаю необходимым обратить внимание на степень очевидности такой недостоверности для адвоката. Считаю, что при наличии обоснованных подозрений адвокат вправе запросить у доверителя дополнительные документы и информацию, а также подготовить соответствующие запросы.

Подводя итог сказанному, хочется ответить на вопрос: почему формирование доверительных отношений с доверителем важно для адвоката? На мой взгляд, отсутствие доверия порождает неэффективное, убыточное, а иногда даже приводящее к опасным последствиям взаимодействие с доверителем. Не стоит забывать, что репутация зарабатывается годами, а рушится за один день.

Поделиться