Популярные материалы

Сергей Макаров
2 июня 2023 г.
Адвокатский запрос – по Стандарту
Применение статусного права на получение информации в рамках оказания правовой помощи детализировано
Юрий Пилипенко
29 мая 2023 г.
Контуры «цифрового» адвоката
Адвокатам уже сегодня необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы приобрести новые навыки и закрепить имеющиеся у них способности
Нвер Гаспарян
19 мая 2023 г.
Потерпевшая, а не подсудимая
Тезисы речи в прениях в защиту адвоката Дианы Ципиновой, обвиняемой в применении насилия в отношении полицейского
Юрий Пилипенко
17 мая 2023 г.
Мы на правильном пути
В цифровом платформенном мире можно оставаться независимым, только имея собственную платформу
Подводя итоги
16 мая 2023 г.
Светлана Володина
Подводя итоги
Президент ФПА РФ Светлана Володина рассказала об участии представителей адвокатского сообщества в XI Петербургском международном юридическом форуме
Александр Гурьев
Председатель Ревизионной комиссии АП Липецкой области

Реформа налогообложения адвокатов

13 мая 2019 г.

О необходимости предоставить адвокатам право выбора системы налогообложения


Резолюция о недопустимости дискриминации адвокатов в сфере налогообложения, принятая IX Всероссийским съездом адвокатов, по всей видимости, должна стать первым шагом на пути обозначения проблем налогообложения и улучшения положения адвокатов как налогоплательщиков.

В первую очередь хотелось бы отметить, что ограничения для адвокатов и адвокатских образований по применению упрощенной системы налогообложения (подп.10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) были обоснованы в недостаточной степени. В пояснительной записке к законопроекту № 166951-4 говорится лишь о том, что изменилась терминология, и это является поводом к исключению адвокатов из числа лиц, имеющих право применять упрощенную систему. Очевидно, что такое обоснование не является оправданным и экономически целесообразным.

Следует отметить, что важно именно наличие права выбора адвоката и адвокатского образования на применение той или иной системы налогообложения. Но не только низкая 6%-ая ставка при налоговой базе «доход» делает такой выбор привлекательным. Ставки при базе «доход-расход» регионами установлены, как правило, выше 13%. Но преимуществом здесь является возможность единовременного списания расходов, а не исчисление амортизации с приобретенного имущества в течение длительного времени. 

Не исключаю, что при наличии возможности применения специального режима некоторые коллеги захотят сохранить общую систему, исчисляя НДФЛ. Стимулом к тому может быть желание применения имущественного налогового вычета, связанного с приобретением жилья.

В налоге на доходы физических лиц тоже есть что улучшать. Речь идет о необходимости отмены ограничений для адвокатов на применение бездокументарного профессионального налогового вычета в размере 20% общей суммы доходов (ст. 221 НК РФ). На сегодняшний день такой вычет вправе применять только предприниматели. Никаких оснований для существования данного ограничения просто нет. В тексте закона обычная техническая ошибка.

Но помимо выгод для адвокатов целесообразно создавать и выгоды для доверителей. И если организации могут включать эти расходы в затраты в целях уменьшения налога на прибыль, то у физических лиц возможности уменьшать налог на доходы физических лиц нет.

В связи с этим были бы уместны дополнения в ст. 219 НК РФ, предусматривающие право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за оказание юридической помощи, предоставленной ему, супругу (супруге), его родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет адвокатами, внесенными в реестр адвокатов субъекта РФ и/или адвокатскими образованиями, учрежденными в РФ. А также изменения в ст. 217 НК РФ, предусматривающие освобождение от налогообложения такого вида доходов физических лиц, как суммы, уплаченной работодателями за оказание юридической помощи своим работникам, их супругам, их родителям и их детям, предоставленной адвокатами, внесенными в реестр адвокатов субъекта РФ и/или адвокатскими образованиями, учрежденными в РФ.

Предложенные изменения существенно улучшили бы положение адвокатов, адвокатских образований и налогоплательщиков-физических лиц, которым оказывается юридическая помощь.

Поделиться