Популярные материалы
Научная работа – возможность внести вклад в развитие юридической мысли и практики
Для того чтобы минимизировать ошибки адвокатов-защитников из-за ненадлежащего применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, необходимо комплексно подходить к вопросу повышения профессионализма
«Судят реже и хуже»: присяжные стали рассматривать меньше дел
Статистика уголовных дел, которые рассматривают присяжные, удивила специалистов
Следующей цивилизацией будет цивилизация права
В 2025 году планируется открытие первой бесплатной электронной юридической библиотеки «ЮСТЕКА»
Избавимся от мошенников
Президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина – о реформе рынка юридических услуг
Слово – основное орудие в адвокатской деятельности
20 марта отметил юбилей заместитель председателя Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов, советник ФПА РФ, член Совета АП Ставропольского края Нвер Саркисович Гаспарян
Развитие системы оказания БЮП
13 апреля 2017 г.
Об итогах проекта Минюста и Совета Европы об оказании БЮП социально незащищенным категориям граждан
Принятие государством обязательства по предоставлению гражданам квалифицированной юридической помощи, в том числе в необходимых случаях – на бесплатной основе, является одним из важнейших критериев обеспечения доступа к правосудию.
Во многих странах своего рода «стандартом качества правовой системы» стало не только предоставление такой бесплатной помощи в случае предъявления обвинения в совершении преступления по уголовным делам, но и бесплатное правовое сопровождение самых незащищенных в социальном плане слоев населения (это малоимущие, инвалиды, дети и т.д.) по наиболее значимым для жизни гражданским делам (вопросы социального обеспечения, жилищные, семейные, трудовые и другие).
В России этой цели служит Федеральный закон № 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ), практическая реализация которого осуществляется через систему специально принятого в каждом субъекте РФ регионального законодательства.
Важным фактором в этом вопросе является возложение бремени финансирования работы адвокатов и сотрудников государственных юридических бюро по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) на бюджеты субъектов РФ, поскольку это во многом предопределило границы оказываемой помощи по кругу лиц и кругу дел. Соответственно, жители разных регионов страны получили различный объем прав на БЮП, базовым для которых стал объем, предусмотренный Федеральным законом № 324-ФЗ.
Пятилетний опыт реализации этого законодательства и стал той содержательной основой исследования, которое проводилось в рамках совместного проекта Министерства юстиции РФ и Совета Европы под названием «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан в Российской Федерации». А главной целью проекта была разработка комплекса методических решений, который позволил бы органам государственной власти любого субъекта нашей огромной страны (вне зависимости от социально-экономических, географических и иных условий) не только оценить эффективность существующей региональной системы БЮП, но и принять меры по ее совершенствованию.
Опубликованный Минюстом России документ под названием «Руководство по оценке региональной системы бесплатной юридической помощи и принятию управленческих решений о мерах по ее совершенствованию» (далее – руководство) является итогом полуторалетней работы группы зарубежных и российских экспертов в сфере организации оказания БЮП населению, что позволило учитывать не только российский правоприменительный опыт, но и тенденции развития сферы БЮП в странах, где подобные законы были приняты десятилетиями раньше – а значит, есть существенная теоретическая и практическая базы возможных проблем и имеющихся путей их решения.
Проект реализовывался в трех регионах России, отобранных с целью учета наибольшего количества отличающихся друг от друга в зависимости от региона показателей региональных систем БЮП – ими стали Волгоградская, Тамбовская и Ульяновская области. В каждом регионе была создана рабочая группа по реализации проекта, в которую входили представители уполномоченных государственных органов (это региональные управления Минюста и администрации субъектов РФ), адвокатуры и госюрбюро, а также социологи и иные специалисты. Следует отметить, что без активной, высокопрофессиональной и ответственной работы региональных экспертов проекта его реализация была бы просто невозможна, поэтому их вклад является значительным.
В рамках проекта в каждом «пилотном» регионе проводилось социологическое исследование, участниками которого были как сами специалисты органов и организаций, оказывающих БЮП, так и собственно получатели этой помощи, включая представляющие их интересы НКО. Одновременно были апробированы наиболее приемлемые методы и формы социологического исследования системы БЮП, которые в дальнейшем могли бы быть предложены другим регионам России.
Последующий анализ результатов исследования позволил каждому «пилотному» региону оценить построенную им систему БЮП с точки зрения тех критериев эффективности региональной системы БЮП, которые были выработаны экспертной группой проекта для взвешивания «спроса и предложения» в этой сфере.
В их числе:
– ориентация на получателей услуг БЮП (степень соответствия «предложения» «спросу» – т.е. реальным потребностям соответствующих категорий жителей региона);
– доступность БЮП (информационная, физическая, географическая и т.д.);
– качество БЮП (уровень качества БЮП и параметры его оценки);
– партнерство (взаимодействие и сотрудничество «поставщиков услуг» в единой системе БЮП);
– устойчивое развитие (финансирование и политическая поддержка БЮП являются адресными, достаточными и устойчивыми).
Результаты исследования позволили каждому участвующему в проекте региону выработать ряд «индивидуальных мер» по совершенствованию своей системы с учетом региональных особенностей и возможностей, а сам перечень возможных мер приводится в руководстве к сведению читателей как набор возможных путей решения выявленных проблем. Эти меры не остались созданными «для галочки» и в настоящее время реализуются в «пилотных» регионах на основании соответствующих распоряжений руководства этих субъектов РФ.
К руководству также прилагаются иные дополнительные материалы, разработанные в рамках проекта и в прямой взаимосвязи с ним и имеющие важное практическое значение.
В заключение могу с уверенностью сделать следующий вывод, вытекающий из моего многолетнего практического опыта в сфере организации оказания БЮП, а также из опыта реализации проекта.
Для совершенствования региональной системы БЮП, безусловно, нужно прежде всего волевое решение администрации субъекта РФ. Однако жизнь не стоит на месте, вместе с изменяющимися социально-экономическими условиями изменяются и проблематика правовых вопросов жителей региона, и практика реализации и защиты их прав. Именно региональные власти обладают всей полнотой информации и возможностями быстро и эффективно реагировать на происходящие изменения.
Федеральный закон № 324-ФЗ в этом смысле является рамочным, «базовым» для законов субъектов в сфере БЮП и лишь устанавливает ту стартовую черту, от которой следует отталкиваться региону. Однако именно сами регионы в первую очередь заинтересованы в «инвентаризации» своих систем БЮП, хотя бы потому, что рачительный хозяин всегда старается тратить деньги на то, что действительно нужно, и сначала решить те проблемы, которые стоят в данный момент наиболее остро.
Разработанные в рамках проекта документы позволят субъектам РФ оценить и повысить эффективность своей системы БЮП, не только опираясь на практический опыт «пилотных» регионов, но и проявляя творческую самостоятельность – это проверено проектом.