Популярные материалы
Грани профессионального мастерства
6 декабря управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», адвокат АП Московской области Сергей Пепеляев отмечает 60-летие
«Полюбить профессию, упорно работать, профессионально совершенствоваться и верить в свою звезду»
В жизни адвокатского сообщества любой страны могут вставать и часто встают проблемы, не имеющие какой-либо национальной или политической специфики
Зачем готовится адвокатская монополия в судах
К 160-летию российской адвокатуры президент ФПА РФ Светлана Володина дала интервью «Российской газете»
В Донецкой Народной Республике активно внедряется КИС АР
Главное – это профессионализм наших адвокатов и их желание быть полноправными членами большой адвокатской семьи Российской Федерации!
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Династии адвокатуры – лучший способ для того, чтобы прошлое адвокатуры нашей страны, став настоящим, продолжалось в будущем
Развитие системы оказания БЮП
13 апреля 2017 г.
Об итогах проекта Минюста и Совета Европы об оказании БЮП социально незащищенным категориям граждан
Принятие государством обязательства по предоставлению гражданам квалифицированной юридической помощи, в том числе в необходимых случаях – на бесплатной основе, является одним из важнейших критериев обеспечения доступа к правосудию.
Во многих странах своего рода «стандартом качества правовой системы» стало не только предоставление такой бесплатной помощи в случае предъявления обвинения в совершении преступления по уголовным делам, но и бесплатное правовое сопровождение самых незащищенных в социальном плане слоев населения (это малоимущие, инвалиды, дети и т.д.) по наиболее значимым для жизни гражданским делам (вопросы социального обеспечения, жилищные, семейные, трудовые и другие).
В России этой цели служит Федеральный закон № 324-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ), практическая реализация которого осуществляется через систему специально принятого в каждом субъекте РФ регионального законодательства.
Важным фактором в этом вопросе является возложение бремени финансирования работы адвокатов и сотрудников государственных юридических бюро по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи (далее – БЮП) на бюджеты субъектов РФ, поскольку это во многом предопределило границы оказываемой помощи по кругу лиц и кругу дел. Соответственно, жители разных регионов страны получили различный объем прав на БЮП, базовым для которых стал объем, предусмотренный Федеральным законом № 324-ФЗ.
Пятилетний опыт реализации этого законодательства и стал той содержательной основой исследования, которое проводилось в рамках совместного проекта Министерства юстиции РФ и Совета Европы под названием «Оказание бесплатной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан в Российской Федерации». А главной целью проекта была разработка комплекса методических решений, который позволил бы органам государственной власти любого субъекта нашей огромной страны (вне зависимости от социально-экономических, географических и иных условий) не только оценить эффективность существующей региональной системы БЮП, но и принять меры по ее совершенствованию.
Опубликованный Минюстом России документ под названием «Руководство по оценке региональной системы бесплатной юридической помощи и принятию управленческих решений о мерах по ее совершенствованию» (далее – руководство) является итогом полуторалетней работы группы зарубежных и российских экспертов в сфере организации оказания БЮП населению, что позволило учитывать не только российский правоприменительный опыт, но и тенденции развития сферы БЮП в странах, где подобные законы были приняты десятилетиями раньше – а значит, есть существенная теоретическая и практическая базы возможных проблем и имеющихся путей их решения.
Проект реализовывался в трех регионах России, отобранных с целью учета наибольшего количества отличающихся друг от друга в зависимости от региона показателей региональных систем БЮП – ими стали Волгоградская, Тамбовская и Ульяновская области. В каждом регионе была создана рабочая группа по реализации проекта, в которую входили представители уполномоченных государственных органов (это региональные управления Минюста и администрации субъектов РФ), адвокатуры и госюрбюро, а также социологи и иные специалисты. Следует отметить, что без активной, высокопрофессиональной и ответственной работы региональных экспертов проекта его реализация была бы просто невозможна, поэтому их вклад является значительным.
В рамках проекта в каждом «пилотном» регионе проводилось социологическое исследование, участниками которого были как сами специалисты органов и организаций, оказывающих БЮП, так и собственно получатели этой помощи, включая представляющие их интересы НКО. Одновременно были апробированы наиболее приемлемые методы и формы социологического исследования системы БЮП, которые в дальнейшем могли бы быть предложены другим регионам России.
Последующий анализ результатов исследования позволил каждому «пилотному» региону оценить построенную им систему БЮП с точки зрения тех критериев эффективности региональной системы БЮП, которые были выработаны экспертной группой проекта для взвешивания «спроса и предложения» в этой сфере.
В их числе:
– ориентация на получателей услуг БЮП (степень соответствия «предложения» «спросу» – т.е. реальным потребностям соответствующих категорий жителей региона);
– доступность БЮП (информационная, физическая, географическая и т.д.);
– качество БЮП (уровень качества БЮП и параметры его оценки);
– партнерство (взаимодействие и сотрудничество «поставщиков услуг» в единой системе БЮП);
– устойчивое развитие (финансирование и политическая поддержка БЮП являются адресными, достаточными и устойчивыми).
Результаты исследования позволили каждому участвующему в проекте региону выработать ряд «индивидуальных мер» по совершенствованию своей системы с учетом региональных особенностей и возможностей, а сам перечень возможных мер приводится в руководстве к сведению читателей как набор возможных путей решения выявленных проблем. Эти меры не остались созданными «для галочки» и в настоящее время реализуются в «пилотных» регионах на основании соответствующих распоряжений руководства этих субъектов РФ.
К руководству также прилагаются иные дополнительные материалы, разработанные в рамках проекта и в прямой взаимосвязи с ним и имеющие важное практическое значение.
В заключение могу с уверенностью сделать следующий вывод, вытекающий из моего многолетнего практического опыта в сфере организации оказания БЮП, а также из опыта реализации проекта.
Для совершенствования региональной системы БЮП, безусловно, нужно прежде всего волевое решение администрации субъекта РФ. Однако жизнь не стоит на месте, вместе с изменяющимися социально-экономическими условиями изменяются и проблематика правовых вопросов жителей региона, и практика реализации и защиты их прав. Именно региональные власти обладают всей полнотой информации и возможностями быстро и эффективно реагировать на происходящие изменения.
Федеральный закон № 324-ФЗ в этом смысле является рамочным, «базовым» для законов субъектов в сфере БЮП и лишь устанавливает ту стартовую черту, от которой следует отталкиваться региону. Однако именно сами регионы в первую очередь заинтересованы в «инвентаризации» своих систем БЮП, хотя бы потому, что рачительный хозяин всегда старается тратить деньги на то, что действительно нужно, и сначала решить те проблемы, которые стоят в данный момент наиболее остро.
Разработанные в рамках проекта документы позволят субъектам РФ оценить и повысить эффективность своей системы БЮП, не только опираясь на практический опыт «пилотных» регионов, но и проявляя творческую самостоятельность – это проверено проектом.