Популярные материалы
Зачем готовится адвокатская монополия в судах
В Донецкой Народной Республике активно внедряется КИС АР
Династии обеспечивают преемственность в адвокатуре
Будущее есть у тех, кто помнит свою историю
Выполнение обязанностей по защите прав и свобод невозможно без сплоченности адвокатуры
Дискуссии
Пушкин адвокатуры. По следам сериала «Плевако»
О значении Фёдора Плевако для адвокатской корпорации и его кинообразе, воплощенном Сергеем Безруковым в новом сериале
Современная адвокатура, восстанавливая в двухтысячных годах после многих десятилетий забвения исторические корни профессии и отыскивая опору в прошлых временах, среди большого количества блестящих адвокатов эпохи Великой судебной реформы назвала в качестве фигуры первой величины гения юриспруденции Фёдора Никифоровича Плевако – самого яркого представителя нашей профессии.
Именно тогда появились высшие адвокатские награды – бюст и медаль Ф.Н. Плевако, московские адвокаты на собранные средства заказали у архитектора С. Полегаева замечательный памятник и поставили его на могиле Плевако на Ваганьковском кладбище, на средства ФПА РФ и Адвокатских палат города Москвы и Московской области была издана книга воспоминаний его родственников. По инициативе Адвокатской палаты Челябинской области на его малой родине в Троицке перед зданием окружного суда поставлен бюст. Продолжается сбор средств на установку памятника Ф.Н. Плевако в Челябинске.
С течением времени неординарная личность адвоката Плевако, который по воспоминаниям современников из 200 судебных процессов проиграл лишь один, был осознан не только в адвокатской корпорации.
Фигура Плевако и его выдающиеся речи в качестве защитника, записанные на процессах судебными репортерами, стали ассоциироваться в нашем обществе со справедливостью, с высоким адвокатским служением, честной и независимой судебной властью, с возможностью отыскания в суде правды и милости. Как писал Анатолий Фёдорович Кони: «Плевако отдавал оружие своего сильного слова на защиту униженных и оскорбленных, на представительство за бедных, слабых и темных людей, нарушивших закон по заблуждению».
Масштаб личности Плевако в полном объеме мы начинаем осознавать только теперь, и он не мог не привлечь внимание общества. Естественным продолжением этого интереса стал созданный двумя народным артистами – режиссером Алексеем Учителем и Сергеем Безруковым в роли Плевако десятисерийный одноименный фильм об адвокатской профессии и адвокате – «герое нашего времени», премьера первых серий которого с успехом прошла 29 октября 2024 г. в кинотеатре Октябрь, а сейчас фильм идет в онлайн-кинотеатре PREMIER.
Современный кинематограф до недавнего времени представлял юридическую деятельность в многочисленных фильмах как вестерн, как полицейское расследование, где фигура адвоката либо отсутствует вовсе, либо адвокат предстает перед публикой как отрицательный герой, защищающий незаконными способами преступника от заслуженного наказания. Такой искаженный кинообраз адвоката во многом укоренился в сознании публики.
Сериал «Плевако», популяризируя адвокатуру, восстанавливает юридическую правду о профессии адвоката и впервые за много лет показывает настоящее, достойное место адвокатуры в жизни общества, рассеивает сложившееся ложное восприятие адвокатской деятельности, передает суть личности выдающегося представителя присяжной адвокатуры.
Это не документальный фильм о Фёдоре Никифоровиче. Главный герой – Николай Фёдорович, как сказал Сергей Безруков, – это «прототип» Плевако, что «дало простор для фантазии» и позволило, используя художественный вымысел, создать образ, во многом сочетающий в себе лучшие черты адвокатской профессии.
Не требуя документальной точности, тем не менее это одновременно и автобиографичный фильм, основанный на действительных событиях истории жизни Фёдора Никифоровича Плевако и на сюжетах проведенных им реальных судебных процессов.
Так, в первой серии ярким эпизодом огненного погребения скончавшейся матери Плевако – калмычки по национальности показано его происхождение и уважение обряда погребения калмыков через сожжение, несмотря на то что сам Плевако был христианином. В Троицке, рассказывая о своем знаменитом земляке, обязательно упомянут, что он по происхождению «полуполяк-полукалмык», а на речке, протекающей по границе Челябинской области с Казахстаном покажут мост, где, по преданию, мать Плевако хотела утопиться прямо с ребенком – маленьким Фёдором, поскольку родила его вне брака.
Кинообраз Плевако не представлен иконой. В фильме мы видим азартного, полного страстей нормального человека. Как пишет о нем в своих воспоминаниях его правнучка М. Мартынова-Савченко, «работал Фёдор Никифорович чисто по-русски: мог не отходить от рабочего стола и день, и даже ночь, а мог все забросить и садился за карты».
Будучи бойцом по характеру, что определяет профессию адвоката, в фильме показано, как Плевако участвует в кулачных боях, чтобы, как он выражается, «снять стресс». Это тоже весьма автобиографично. Анатолий Кони писал о его характере: «Он вторгался в дело как на арену борьбы, раздавая удары направо и налево, волнуясь, увлекаясь и вкладывая в него все чаяния своей души».
И сюжеты судебных дел, по канве которых построен сериал, реальны. Обвиняемая в предумышленном убийстве Качка в первой серии фильма – Прасковья, как и по реальному уголовному делу, дело о беспорядках на Коншинской мануфактуре, о котором идет речь в фильме, в реальной жизни рассматривалось судом присяжных в Московской судебной палате. Все серии фильма основаны на настоящих делах того времени.
Конечно же, Плевако был отличным артистом, что очень ярко передано Сергеем Безруковым. Присяжных – судей из народа – можно убедить в правоте своей позиции, только обладая этим качеством. И был гением слова. В журнале «Право» за 2008 г. Плевако сравнивали с Пушкиным: «Плевако был гениальным русским оратором. В этой области он был для нас тем же, чем был Пушкин для нашей поэзии. Как после Пушкина стало трудно быть русским поэтом, так после Плевако стало трудно быть русским оратором».
Сюжетная линия сериала, основанная на лучших традициях адвокатуры: борьбе за справедливость, отстаивании высокого права, желании помочь простым людям, схвачена очень точно и показывает, как устроены морально-этические принципы адвокатской деятельности, каковы традиции присяжной адвокатуры, что составляет суть нашей профессии. И все это перекликается с современной адвокатурой.
Фильм, безусловно, будет иметь успех и у публики, и в адвокатском сообществе, поскольку рассказывает об одном из лучших представителей адвокатской корпорации шикарным режиссером, маститыми артистами в «богатом» костюмном и сюжетном планах, широких натурных съемках в интерьерах русских усадеб, яркими массовыми сценами и с отличной проработкой фактического материала по истории жизни адвоката Ф.Н. Плевако на основе реальных дел, в которых он участвовал.
Просмотр серий «Плевако» вызовет у зрителей большой интерес к личности самого Фёдора Никифоровича, собственно, к адвокатской профессии, а тем, кто решил посвятить себя благородному служению защиты прав человека, даст адекватное представление о том, каким в действительности должен быть адвокат.